ПЕРВАЯ ПСИХОАНАЛИЗ

Отношение к психоанализу неоднозначно. У одних психоанализ вызывает резкое неприятие; другие считают психоанализом любую психологическую теорию, упоминающую сексуальность; третьи, напротив, полагают, что слово «сексуальность» можно из психоаналитической теории убрать; четвертые высказывают мнение, что психоанализ — прошлый век в науке о человеке. В предлагаемом читателю тексте мы хотели бы описать специфические особенности того метода, который создал 3. Фрейд, прокомментировал Ж. Лакан, а применяли в том или ином виде многие выдающиеся ученые. Описав эти специфические особенности, мы увидим, что метод психоанализа не теряет своей актуальности. Например, в социологии аналитический метод позволяет работать с такими новыми явлениями, как интернет-коммуникация в сетевых сообществах.

Вкратце наш основной тезис заключается в следующем: заслуга психоанализа в том, что он сумел привлечь внимание к изучению ситуаций miscommunication — коммуникативной дисфункции — как в частной, так и в общественной жизни. Примеры ситуаций miscommunication разнообразны: от оговорок, случайных действий, острот, игр, ритуальных практик до коммуникации в интернет-сообществах. Подобные ситуации доставляют участникам совместное удовольствие. Желание, которое движет здесь людьми, зачастую противоречит сознательным намерениям человека и тем не менее играет важную роль в социуме — связывает людей товарищескими отношениями. Таким образом, применение метода психоанализа в социологии отвечает магистральной задаче этой науки — исследованию общественной солидарности. Анализ процессов антиповедения можно считать основным содержанием социального психоанализа.

Категории Фрейда

Прежде чем говорить о социальном психоанализе, скажем несколько слов о терминах, которые вводит в своих работах Фрейд: бессознательное, Я, Оно, Сверх-Я. Фрейд использует их как описательные понятия для того, чтобы создать представление о новой технике, в которой он работает. Поэтому вне отнесенности к тому, что Фрейд делает, употребляемые им слова могут иметь смысл лишь как художественные метафоры. И, кем бы ни был Зигмунд Фрейд: философом ли, психологом ли, литератором, — на деле он врач, добывающий себе хлеб в Вене конца XIX — начала XX в. Его пациенты не только люди с органическими заболеваниями, но и «истерические» больные. Фрейд также занимается биомедицинскими исследованиями, изучает воздействие кокаина на человеческую психику и открывает его анестезирующие свойства.

Кризисная историческая эпоха в изобилии поставляет материал для исследования «нервных болезней», но и сами психологические воззрения Фрейда несут на себе отпечаток этих кризисных явлений. Современное Фрейду общественное сознание ослеплено верой в культурные идеалы европейского просвещения, в цивилизационный прогресс. Однако социальные реалии говорят совсем о другом: технические достижения оборачиваются новой технологией убийства, невиданными масштабами разрушений, массовым уничтожением людей. Первая мировая война приносит с собой глубокие травматические переживания, которые не позволяют больше европейскому сознанию спокойно почивать

1

Даже Э. Дюркгейм использует, к примеру, такие выражения: «каждый из великих европейских народов...» (Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесл., примеч. А.Б. Гофмана. М., 1995. С. 252). Об иерархии людей и рас уже говорят как о чем-то само собой разумеющемся, поэтому неудивительно, что к 1932 г. в энциклопедических словарях (словарь «Ларусс») череп негра будут изображать как переходное эволюционное звено — между черепом гориллы и черепом европейца.

на лаврах собственного могущества[1]. И все же чаще всего потревоженное сознание просто отворачивается от ужасов войны, не замечает зверств «белых людей» в колониях и поэтому придает отказу понимать происходящее статус заболевания.

В этой социокультурной ситуации непризнаваемого поражения европейского нарциссизма и возникает теория разделенного Я.

Изучая то, что происходит с его пациентами, Фрейд приходит к мысли, что невроз — закономерное явление в ситуации, когда высокие нарциссические идеалы требуют одного, а стремление жить и радоваться жизни — твердит другое.

Чтобы представить подобное состояние «душевного конфликта», Фрейд вводит понятия Сверх-Я, Оно и Я.

Начнем с простого — скажем об этих инстанциях так, как если бы они были политическими силами.

  • [1] Один из исходных тезисов работы «По ту сторону принципа удовольствия» дает яркое представление о том, какие социально-психологические явления ложатся в основу рассуждений Фрейда: «Уже давно описано то состояние, которое носит название “травматического невроза” и наступает после тяжелых механических потрясений, как столкновение поездов и другие несчастья, связанные с опасностью для жизни. Ужасная, только недавно пережитая война подала повод к возникновению большого количества таких заболеваний и положила конец попыткам сводить это заболевание к органическому поражению нервной системы вследствие влияния механического воздействия» (Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. С. 385).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >