Введение

Учебное пособие по одной из специальных дисциплин федерального компонента СД.Ф.09. «Методика обучения игре на специальном инструменте» предназначено для студентов вузов культуры и искусств, учащихся музыкальных колледжей и начинающих педагогов детских музыкальных школ.

Результатом многолетнего опыта работы каждого педагога-профессионала являются собственные находки по вопросам методики преподавания, отбор приемов и методов, которые преподаватель считает наиболее целесообразными. Предлагаемое автором учебное пособие по отдельным актуальным вопросам методики обучения игре на домре содержит основные принципы подготовки молодых педагогов-исполнителей, включает теоретическое обоснование излагаемых практических приемов.

Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук, применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом. Но сам по себе правильно сформированный аппарат обеих рук, хотя и имеет большое значение, - еще далеко не всё. Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение артикуляцией - вот вопросы, требующие особого внимания, и им должны быть подчинены моторика аппарата, качество звука и все приобретенные двигательные навыки.

Как предмет, методика обучения игре на домре призвана показать пути освоения основных технических приемов исполнения на инструменте и одновременно с этим научить будущих педагогов работать с воспитанниками над основными средствами выразительности.

Современное исполнительство предъявляет музыканту определенное требование - он должен уметь пользоваться целым комплексом музыкальных средств выразительности. Воспитание чувства стиля и меры в их употреблении зависит от уровня развития музыкальной культуры исполнителя, его темперамента, которые начинают формироваться с первых лет обучения. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше получил представление о средствах выразительности и научился ими пользоваться.

Грамотное и содержательное исполнение предполагает достаточно подробный предварительный анализ произведения: определение конкретного синтаксиса построений, местонахождения кульминационных точек, главного и второстепенного в музыкальной ткани (сольные голоса и голоса аккомпанемента). Динамический и агогический планы должны подчеркивать кульминации и цельность музыкальных построений. Артикуляция также является предметом проработки. Без конкретного решения этих важнейших средств выразительности исполнение становится неполным, ущербным.

Практическая работа над проработкой нотного материала с учеником строится на использовании таких основополагающих принципов обучения, как доступность восприятия, последовательность в прохождении тем и принцип показа.

Начиная самостоятельно работать с учениками, молодой педагог испытывает немало трудностей. Фактически ему известен только теоретический метод обучения, полученный на уроках методики, а ученики, как правило, бывают разные, и подход к каждому из них должен быть дифференцированным. Иначе возможны определенные проблемы. Не учитывая индивидуальных особенностей учащихся, педагог допускает методические ошибки, последствия которых могут серьезно повлиять на их профессиональную деятельность в дальнейшем.

Основным недостатком начинающих педагогов является нарушение логической последовательности в преподавании учебно-художественного материала, а главными проблемами обучаемых - скованность, возникающая в результате излишнего напряжения в мышцах рук и тела в целом, неправильная постановка рук и, как следствие этого, плохое звукоизвлечение.

Рассматривая работу рук исполнителя-домриста, мы опираемся на такие основополагающие источники, как публикация Н. Ф. Олейникова «Вопросы совершенствования техники левой руки домриста» [36] (освещаются вопросы постановки руки, развития беглости пальцев, смены позиции аппликатуры и др.) и статья В. С. Чунина «О пластике движений домриста» [48] (автор анализирует особенности движений правой руки домриста, направленные на достижение оптимального художественного результата).

В домровом исполнительстве существуют свои преимущества в каждом из видов музицирования: в составе оркестра, ансамбля, соло. Ошибками прошлого являлись примитивная «симфонизация» домрового оркестра, односторонняя трактовка народного инструмента как сугубо академического.

Одно из главных условий методики обучения профессии музыканта - это репертуар, составленный из классической литературы, но в таких транскрипциях, которые не искажают оригинального произведения.

Поэтому актуальна необходимость создания нового высокохудожественного репертуара домриста с использованием литературы для других инструментов.

Следует добиваться высокой исполнительской культуры, применять прогрессивные методы подготовки специалистов.

Педагогам необходимо поддерживать творческие контакты с самодеятельными исполнителями для проверки и уточнения своей методики. Такие музыканты собственной игрой покажут пример и воодушевят начинающих домристов.

Нужно учитывать, что домровое исполнительство - камерное, требующее хорошей акустики зала, удачно выстроенной программы.

Настоящее пособие ставит перед собой задачу внести в методику преподавания необходимые дополнения, связанные с преодолением недостатков. Это поможет избежать методических ошибок начинающим педагогам и будет способствовать совершенствованию мастерства и преподавателей, и учеников. Кроме того, предлагаемое пособие призвано облегчить работу начинающих педагогов, на плечи которых возложен сложный и ответственный период первоначального обучения.

Поступающие в школу дети имеют разные способности, индивидуальные психофизиологические данные. Поэтому начинающий педагог должен быть оснащен глубокими знаниями по любому методическому вопросу, т. к. недостаток личного практического опыта можно возместить хорошим знанием физиологических и психологических закономерностей, лежащих в основе всякой человеческой деятельности.

В данном учебном пособии объединены практические и теоретические вопросы педагогики на основе данных физиологии и психологии. В силу этого весь процесс первоначального обучения, как наиболее ответственный, подвергается автором детальному анализу.

Вспомогательный аппарат пособия методически оснащен двумя приложениями: первое включает практические задания, используемые при обучении игре на домре, второе предлагает примерную тематику рефератов и курсовых работ по дисциплине.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >