Некоторые сведения об отечественном исполнительстве на домре и ее выразительных особенностях

развитии инструмента

В музыкальный обиход в нашей стране входят различные домровые инструменты. Наиболее распространенными являются 3-струнная домра квартового строя и 4-струнная - квинтового строя. Четырехструнная домра появилась в результате реконструкции квартовой 3-струнной домры (так называемой Андреевской) Г. Г. Любимовым (1882-1934). В 1908 г. Любимов противопоставил 4-струнную домру инструменту В. В. Андреева (1861-1918) как имеющую больший диапазон и универсальные технические возможности. Квинтовая домра значительно расширила последние, позволив обогатить домровый репертуар скрипичной литературой. Широкое распространение любимовская домра получила на Украине, в послереволюционные годы, когда в массах усилилось стремление овладеть сокровищами классической музыки, мировой и отечественной культуры. В России же ревнители андреевского оркестра встретили 4-струнную домру в штыки. Ряд талантливых украинских мастеров начали совершенствовать конструкцию 4-струнной домры (харьковские мастера С. П. Снегирев, А. С. Горгуль, И. Ф. Круговой и др.). В оркестрах мандолины стали заменять 4-струнными домрами. В настоящее время «междоусобица» между 3- и 4-струнниками ослабла. Развитие домровой исполнительской культуры достаточно ровно движется по линии как одного, так и другого инструмента.

Известными исполнителями на 4-струнной домре являются: Ф. Ко-ровай, Б. Михеев, М. Васильев, В. Ивко, Т. Вольская; на 3-струнной домре - А. Цыганков, В. Круглов, В. Зеленый, Т. Варламова, Л. Вахрушева, С. Лукин, И. Гареева и др.

Таким образом, в истории музицирования на мандолине, 3- и 4-струнной домрах можно отметить действие таких факторов, как общественно-эстетические функции музыкального инструмента (сочетание инструментов) и его качество. По звукоизвлечению андреевская 3-струнная, как и 4-струнная, домра близка мандолине, а по квартово-квинтовому строю - испанской гитаре. Однако, по сравнению с мандолиной, домра выигрывает в качестве звука. Она блестяще вписывается в оркестр русских народных инструментов, в силу чего и обрела свою популярность.

Музыкальные инструменты, аналогичные домре, применяются в оркестрах других бывших союзных республик. В Молдавии предпринята реконструкция кобзы, результатом чего стал инструмент, близкий португальской мандолине «плоскодонке». В процессе формирования казахского народного оркестра была реконструирована народная домра (тот же строй, но другая форма). Она используется в оркестре, однако массового распространения не получила.

Усовершенствованные инструменты по своим качествам не смогли превзойти ни мандолину, ни домру. В итоге можно констатировать: современная домра «синтезирует» преимущества всех основных родственных ей инструментов, находясь на пути международного признания как музыкальный инструмент с оригинальными звуковыразительными возможностями.

Следует учитывать и определенные изменения с течением времени в содержании самого понятия «народный инструмент». В дооктябрьский период народным инструментом назывался имевший следующие признаки:

  • 1) появился как результат изобретения определенного индивидуума;
  • 2) распространен в широких массах как излюбленный в бытовом музицировании;
  • 3) более других использовался для исполнения народных песен и танцев данного этноса и мог способствовать формированию существенного национального элемента в профессиональном музыкальном творчестве [26].

Первые исторические сведения о домре, как о профессиональном скоморошеском музыкальном инструменте, появились в XVI в. [26]. Домра применялась и в качестве сольного инструмента, и в составе ансамбля. Упоминания о ней связаны в основном с инструментальной музыкой. Скорее всего, домра у скоморохов имела прикладное значение во время развлекательных зрелищ, забав - с ее помощью подыгрывали танцам, помогали поющему.

Реконструкция домры В. В. Андреевым была целенаправленной. Им воссоздавалась домра со строго определенными функциями, т. к. балалаечному ансамблю недоставало мелодического инструмента, преимущественно кантиленного характера и повышенной фигуративной подвижности. Квартовый строй роднил домру с балалайкой. Объем диапазона оркестровых домр диктовался общей структурой оркестра, весьма желательной была высокая звучность инструмента.

В результате домра стала оркестровым инструментом, сольное же исполнение на ней отодвинулось на второй план. Приоритетной идеей любого ансамбля является не всестороннее раскрытие выразительных сольных возможностей инструмента, а достижение интересных звуковых эффектов, таящихся в сочетании инструментальных голосов, следовательно, возможности инструмента здесь ограничены.

Создание квинтовой домры открыло новые выразительные возможности инструмента за счет увеличения его диапазона и изменения строя, в силу этого расширились оркестровые функции домры, но самым существенным оказалось то, что 4-струнная домра могла претендовать на роль солирующей. На I Всесоюзном музыкальном соревновании (смотре-конкурсе 1939 г.) исполнители на квинтовой домре выступили со сложным скрипичным репертуаром («Концерт» Ф. Мендельсона, «Рондо» В. Моцарта, «Концерт» D-dur Н. Паганини и др.), продемонстрировав способность ее приобщения к классическому репертуару как сольного инструмента.

Самыми характерными и наиболее часто употребляемыми эффектами при игре на домре являются tremolo и быстрые удары медиатором. Но если красивого tremolo и виртуозных гаммаобразных пассажей бывает достаточно для оркестрового домриста, то сольного исполнителя высокого класса немыслимо представить без мастерского исполнения практически всех технических приемов. Новые грани домровой выразительности раскрываются в сольной игре без сопровождения. «Шесть сонат» И. С. Баха, пьесы Б. Михеева, сочинения из сборника «Твори для домры соло» («Му-зычна Украина», 1983), романтические каприсы А. Цыганкова, обработки В. Круглова, В. Зеленого, Л. Вахрушевой, И. Гареевой и др. - послужили хорошим вкладом в домровую литературу, прежде всего в направлении раскрытия новых звуковых возможностей инструмента.

Таким образом, в историческом плане выразительные средства домры раскрывались в процессе ее конструктивных изменений и применения в различных формах музицирования, но особенно при создании оригинальной литературы (концерт Д. Клебанова, концертино И. Ковача, соната и пьесы В. Полевого, концерты В. Подгорного и В. Ивко, обработки Т. Вольской, А. Цыганкова, И. Гареевой, А. Цайгера, В. Козлова, Е. Попляновой, Е. Кичанова, В. Лаптева, А. Гуревича и др.).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >