ОТ АВТОРА

Исследование феномена философской исповедальности в рамках поэтики современного романа - задача назревшая, ибо экспансия постмодернистского мирочувствования в художественный и теоретический дискурс требует заново определить границы субъективности. Парадоксальность историко-литературной ситуации рубежа XX-XXI вв. состоит в распространении тотальной иронии на сферу ценностей автора - повествователя - персонажа и в то же время в настойчивом развитии встречного движения осмыслить истоки этой иронии, введя ее в рамки личного сюжета. И в этом отношении английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг. предоставляет богатый материал для литературоведческой рефлексии. Мы ставили перед собой цель изучить аспекты репрезентации исповедальности в английском романе рубежа веков, сосредоточив внимание на двух позициях: поэтике исповедальнофилософского романа и модификации феномена исповедальности в эстетике постмодернизма. Новизна нашего подхода, как представляется, заключается в интерпретации поэтики постмодернистского исповедально-философского романа как поэтики «скрытого» исповедания. Кроме того, это рассмотрение было бы неполным без освещения культурно-исторического контекста Британии 1980-2000 гг. Насколько известно, подобный подход в отечественной англистике ранее не предпринимался.

1

Тематика диссертационных исследований последних лет сосредоточивается на других аспектах поэтики современного английского романа. См., например: Сидорова О. Г. Британский постколониальный роман последней трети XX века в контексте литературы Великобритании: Дис. ... д-ра филол. н. - М., 2005; Толкачев С. П. Мультикультурный контекст современного английского романа: Дис. ... д-ра филол. н. - М., 2003; Толстых О. А. Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог: на материале романов А. С. Байетт и Д. Лоджа: Дис. ... канд. филол. н. - Бжатеринбург, 2007.

Логикой последовательного выявления аспектов поэтики исповедальное™ в ироническом контексте постмодернизма мы руководствовались в структурировании своего исследования. Введение дает основные направления современной дискуссии о романной исповедальное™ в ее отношениях с духом и эстетикой постмодернизма. Здесь же определяются жанровые истоки и границы романа с исповедальной доминантой, рассматриваются различные концептуальные подходы западных и отечественных исследователей к проблеме. Глава 1 вводит сюжеты английских романов обозначенного периода в философский (экзистенциальный) и историко-культурный контекст. В Главе 2 мы сосредоточиваем внимание на приемах поэтики исповедальности. Глава 3 фокусируется на описании выявленного художественного ресурса исповедальности в творчестве трех авторов - К. Исигуро, И. Макьюэна, Дж. Барнса. Отметим, что тексты анализируемых романов цитируются по существующим русским переводам (даются соответствующие ссылки на издания). В случае если отдельные из них еще не переведены, приводится оригинальный текст, а заглавия произведений даются в интерпретации автора.

В целом, проблематика нашего исследования определялась потребностью в уточнении позиции гуманитаристики в отношении постмодернистского романа как игрового конструкта, лишенного субъекта, в актуализации экзистенциальных вопросов и философского вопрошания. Без такой корректировки интерпретация поэтики исповедальности в современном британском романе видится нам неполной и в некотором смысле тенденциозной.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >