Деструктивность характера. Садизм и некрофилия в концепции Э. Фромма

Фромм различает агрессию доброкачественную и злокачественную.

ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ. Под этим понятием он понимает действия, в результате которых, мог быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.

  • 1. Непреднамеренная агрессия. Случайное ранение человека, например, в результате чистки оружия. Но тут может идти речь о неосознанной мотивации: не является ли несчастный случай на деле результатом неосознанной агрессии.
  • 2. Игровая агрессия. Она не имеет разрушительной силы и никаких отрицательных чувств: фехтование, борьба, бокс. Она оттачивает мастерство и ловкость. Обычно спортсмены не испытывают друг к другу осознанной ненависти и желания убить.
  • 3. Агрессия как самоутверждение - агрессия буквально от слова «наступать». В первоначальном значении быть агрессивным, это значит, двигаться к цели без промедления, страха и сомнения.
  • 4. Сексуальная агрессия.

Фромм видит связь между мужскими гормонами и агрессивностью. На примере полового акта анатомические и физиологические особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению, даже если женщина оказывает сопротивление. Сама природа наделила самца высокой агрессивностью. Даже на примере кастрации животных видно, что коты теряют свою агрессивность, становятся ленивыми и миролюбивыми. Так же теряют агрессивность евнухи. Женские гормоны снижают агрессивность: гомосексуалисты часто выглядят женоподобно.

Агрессивность, направленная на достижение цели, выражается и в других сферах: в бизнесе, в охоте, при приеме жизненно важных решений в политике. Во всех этих видах деятельности успех возможен лишь при решимости, настойчивости и неустрашимости перед лицом препятствий.

Кстати, Фромм отмечает, что человек, способный реализовать свою агрессию самоутверждения в целом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество (сильный - добрый, слабый - злой).

  • 5. Оборонительная агрессия - это фактор биологической адаптации. Мозг животного запрограммирован так, чтобы использовать все оборонительные импульсы, если возникает угроза жизни. Животное либо спасается бегством, либо нападает. Эта агрессия направлена не на нападение, а на сохранение жизни. Так же устроен и человек, но у человека агрессия выражается более сильно. Почему?
  • 1) животное воспринимает опасность лишь данного момента, а человек может нафантазировать себе опасности в будущем, т.е. механизм агрессии работает не только перед лицом непосредственной опасности;
  • 2) человек, в отличие от животного может дать себя уговорить, убедить, позволить собой манипулировать, и поэтому готов видеть опасность там, где ее нет. Так начинается большинство современных войн, подготовленных пропагандой;
  • 3) сфера человеческих интересов шире, чем у животного. Ему для выживания необходимы не только физические, но и психические условия. Если человеку навязывают идеи, которые противоречат его системе ценностей, он воспримет это как угрозу своим интересам. Любое покушение на ценности или объект почитания вызывает у человека ответную реакции.

Деструктивность характера.

Садизм и некрофилия в концепции Э. Фромма

Страх и боль - очень неприятные чувства, и человек пытается любой ценой от них избавиться. Есть много способов преодоления страха: медикаменты, секс, сон, общение с другими людьми. Но самым действенным является агрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, то исчезает сам страх.

Сопротивление, которое оказывает пациент своему психоаналитику, является особым видом оборонительной агрессии. Это реакция человека на попытку лишить его иллюзий. Пациент сопротивляется любым усилиям психоаналитика, как только тот касается «вытесненных проблем». Он бессознательно не хочет, чтобы вытесненный материал стал осознанным. Пациент, как правило, реагирует так: он уклоняется от разговоров на эту тему, чувствует себя усталым, не приходит на сеанс, злится на психоаналитика, тем самым ищет повод прервать сеанс.

В обыденной жизни есть тоже немало тому примеров. Все знают, как гневно реагирует мать, когда ей говорят, что она чрезмерно опекает ребенка, не из любви к нему, а ради удовольствия им командовать. Как только мы пытаемся вскрыть мотивы, мы наталкиваемся на то, что человеку изменяет вежливость (функция вежливости - предупреждение агрессии).

  • 6. Конформистская агрессия - различные агрессивные действия, вызванные не желанием самого нападавшего, а тем, что он подчиняется приказу, он считает, что выполняет свой долг. Это агрессия солдата в бою. Послушание автоматически становится добродетелью.
  • 7. Инструментальная агрессия - агрессия, преследующая определенную цель: достать что-то необходимое. Человек совершает нападения на другого, чтобы отобрать у него деньги и купить себе еду (им движет голод или просто алчность). Яркий пример наркоман, одержимый идеей раздобыть наркотики он способен на любую жестокость.

Вывод: доброкачественная агрессия служит жизни, она направлена на то, чтобы выжить, но есть агрессия без всякой видимой цели или пользы, просто из удовольствия помучить. Речь идет о злокачественной агрессии. По мнению Фромма она свойственна лишь человеку и не продиктована животными инстинктами. Она не нужна для выживания, но составляет часть психики человека. Это страсть, которая у одних доминирует, а у других отсутствует полностью.

ЗЛОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ: ЖЕСТОКОСТЬ.

  • 1. Кажущаяся деструктивность - эмоциональное состояние и действие, которое хотя и приводит к жестоким действиям, но не обусловлено страстью и причинением страданий. Религиозные ритуалы с жертвоприношением, кровопролитием и каннибализмом. За этим действием не стоит врожденная деструктивность.
  • 2. Агрессия из мести - ответная реакция на несправедливость, которая принесла человеку страдания. Она отличается от оборонительной агрессии двумя чертами. Она возникает не сразу после причинения вреда, и отличается значительно большей жестокостью, зачастую связанной с половыми извращениями (жаждой мести) - обычай кровной мести, фильм Говорухина «Ворошиловский стрелок», все виды наказания ( око за око, зуб за зуб). Есть люди совершенно лишенные этого качества и имеющие его как устойчивую черту характера.
  • 3. Экстатическая агрессия. Если человек заряжен чувством безысходности и тоски, он пытается преодолеть это состояние путем перехода в экстатический транс, где он приходит в согласие с собой и со своей природой. Для этого есть много возможностей: сексуальный акт, сексуальные оргии, ритуальные церемонии, связанные с особой жестокостью, сатанинские культы, обряды инициации, флагеляция. С таким состоянием можно сравнить человека, живущего в постоянной ненависти. Это не мгновенная вспышка гнева, а целеустремленность личности, все силы которой направлены на агрессивность.

Деструктивный характер: садизм. Носитель садистского характера - это человек, одержимый страстью властвовать,

Садизм и некрофилия в концепции Э. Фромма мучить и унижать других людей. Сила его импульсов проявляется как в сексуальности, так и в несексуальных влечениях: жажде власти, нарциссизме, жадности. Поэтому Фромм различает сексуальный садизм и мазохизм, и несексуальный. ДЕ САД, ЗАХЕР, МАЗОХ.

ИОСИФ СТАЛИН - КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ НЕ-СЕКСУАЛЬНОГО САДИЗМА.

Одним из самых ярких исторических примеров Фромм считает Сталина. Его оружием был психологический садизм.

Несколько примеров. 1. Он давал своей жертве заверения, что ей ничто не грозит, а затем через некоторое время приказывал этого человека арестовать. Сталин находил удовольствие в том, что заверяя жертву в своей дружбе уже точно знал какие муки ей уготованы (взял пример с Ивана Грозного).

  • 2. Особенно изощренный прием - это арестовывать жен и детей высших партийных работников, в то время, как их мужья и отцы продолжали служить Сталину и ежедневно раболепствовать перед ним, не смея даже просить об освобождении своих близких (жены Молотова, Калинина).
  • 3. Абсолютная непредсказуемость поведения - тоже форма садизма. Были случаи, когда людей, арестованных по его приказу, после пыток снова освобождали, а через некоторое время снова назначали на высокие посты и при этом без всяких объяснений.

Все поведение Сталина объясняется одним - показать людям, что у него над ними абсолютная власть. Он как бог властен над жизнью и смертью, может причинить боль и исцелить. Его кумир Иван Грозный был болен той же болезнью. (Я тут над вами царь и господин, а вы все мои холопы, Захочу казню, а захочу - помилую.) - пример с боярином Шуйским, которого он затравил собаками на глазах у других бояр.

СУЩНОСТЬ САДИЗМА - Ортодоксальный психоанализ утверждает, что общим для всех форм садизма является сексуальный аспект. Затем Фрейд внес поправки в свою теорию, говоря, что садизм - смесь Эроса и Танатоса, имеющая экстравертную направленность, в то время как мазохизм - смесь Эроса и Танатоса интровертной направленности.

В противоположность этому, Фромм считает, что сущность всех проявлений садизма составляет ЖАЖДА ВЛАСТИ, абсолютной и неограниченной власти над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Причинение боли - не цель; а лишь средство достижения господства, ибо заставляя другого человека испытывать боль или унижение когда он не имеет возможности защищаться - это проявление абсолютного господства.

Как определить?

Садистские черты нельзя рассматривать изолированно от всей личности. Они образуют часть синдрома: 1) садист все должен контролировать. Он хочет стать хозяином жизни, и поэтому ему важно, чтобы его жертва осталась живой. Это отличает его от некрофилов;

  • 2) другая черта характера садиста - мучить ему нравится только слабое существо, которое не может сопротивляться, и никогда - сильное. Например, он не получит удовольствия если в бою ранит своего противника, ибо данная ситуация не дает ему ощущения господства. Он боготворит сильных и подчиняется им, и в тоже время, презирает слабых, требуя подчинения от них;
  • 3) садист боится всего нового, неожиданного и ненадежного, а значит боится самой жизни. «Любит» садист только при условии полного своего господства над другим человеком, т.е. осознавая свою власть над предметом любви. Он боится всего чужого, это вызывает у него подозрительность и отрицание;
  • 4) садист готов подчиняться, он трус. Это звучит парадоксально, но на самом деле вполне закономерно. Человек становится садистом, так как чувствует свою неспособность к жизни, импотентом. Он будет убивать и мучить, но остается несчастным, одиноким и испуганным человеком, отсюда стремление подчиниться более мощной власти. Эта потребность указывает на мазохизм, но их взаимосвязь очевидна. Оба

Садизм и некрофилия в концепции Э. Фромма они нуждаются в другом существе, которое может их «дополнять», оба ищут символических связей, так как те не имеют стержня вокруг себя. Правильно вообще говорить о садомазохистском характере, хотя у каждого человека преобладающим является только одно качество. Нельзя понять его без связи с анальным характером (упрямство, чрезмерная любовь к порядку, бережливость, дополняемые пунктуальностью и чистоплотностью) .

Человек анального (по Фромму, накопительского характера) ощущает себя самого, как осажденную крепость, он должен не допустить, чтобы что-то вышло наружу, удержать все внутри. Его упорство и настойчивость обеспечивают почти автоматическую защиту от любого вторжения. В человеческих отношениях он воспринимает близость как угрозу: надежность обеспечивается только ценой освобождения от эмоциональных связей с другими людьми (анальность - садизм -некрофильство). Гиммлер - клинический случай анального садизма.

Гиммлер производил неприятное ощущение своей подчиненностью, исполнительностью, нечеловеческой методичностью, с элементами автомата, он был тщателен и педантичен. Это не портрет монстра, а портрет бездушного бюрократа. Это тип жестокого воспитателя средней школы. Строгий к самому себе, он еще строже требует от других. Его сочувствие - это всего лишь видимость, роза, нередко встречающаяся у холодных натур.

Признаки садизма.

ПЕДАНТИЧНОСТЬ. По настоянию своего отца, он с 14-летнего возраста ведет дневник, куда он ежедневно записывает, как долго он спал, когда пошел обедать, пил ли чай, в какую церковь ходил, и во сколько вернулся домой. Педантичность и скрупулезность Гиммлера - основной признак анального садизма.

Другой чертой является его способность подчиняться. Он всегда был послушным сыном, и принадлежал к тому типу людей, которые подчиняются не от того, что кто-то внушает им страх, а от того, что в них самих сидит страх, (страх перед жизнью, а не перед авторитетом). Поэтому они ищут авторитет, ибо испытывают в этом потребность. Причем их подчинение имеет потребительскую цель. Он использует своего отца, учителей, а позднее Гитлера ради своей карьеры и устранения соперников. Эта способность в подчинении больше всего проявлялась по отношению к Гитлеру, который был для него Богом. Ему нужна была сильная фигура, как компенсация собственной слабости. Подчинение личности отца сопровождалось глубокой зависимостью от матери, которая его любила и баловала. Он был типичным «маменькиным сынком»,

Комплекс физической и социальной неполноценности. Он производил впечатление закомплексованного юноши, не умеющего обходиться с женщинами. Его мысли были постоянно заняты сексуальными идеями, он размышлял и фантазировал по поводу нравственности знакомых девушек.

Супераккуратность и чрезмерный педантизм Гиммлер проявлялись как основная черта характера с детства. По настоянию отца, с 14 до 24 лет он вёл дневник, в котором аккуратно записывал, как долго он спал, что ел, пил ли чай, как долго делал уроки и кого встретил на улице. Бросается в глаза его приверженность к точному времени (до минут) и вообще цифрам. И вообще дневник больше похож на сводки наружного наблюдения за объектом, чем на хранилище первых юношеских чувств и эмоций. Этого в дневнике нет вообще.

Нельзя говорить о садистском характере Гиммлер, не упомянув его «дружелюбия». В студенческие годы он пытался завоевать расположение товарищей, навещая больных, делая им подарки и др. Как-то дал нищей старушке булку и записал в своём дневнике:«Если бы я мог сделать большее, но мы сами ведь бедные черти...» (Что неправда, так как его семья была довольно зажиточной.) Многие утверждали, что для своих подчинённых он был как «отец родной». Но большинство этих дружественных актов не были искренними. Просто у него была потребность компенсировать свою душевную ущербСадизм и некрофилия в концепции Э. Фромма ность, равнодушие и отсутствие чувств, он хотел убедить других и самого себя, что он не тот, кем был в действительности. Другими словами, ему хотелось испытать то, чего он не испытывал в реальности. Он пытался опровергнуть свою жестокость и равнодушие к людям тем, что намеренно демонстрировал доброту и участие к ним.

Он был слабым, но чувствовал себя значительным, был расчётливым и холодным, у него словно не было сердца, и это пугало его самого, увеличивая чувство изолированности. Гиммлер был абсолютно приспособленцем даже своими садистскими страстями он умел управлять так, как ему было выгодно. Бесчестный и неверный, вечно лгал не только другим, но и самому себе. Он проповедовал силу, твёрдость и мужество, а сам был слабым и трусливым. Единственную правду о себе он написал в письме отцу с фронта: «Не беспокойся обо мне, ведь я хитер, как лиса».

А теперь зададимся вопросом: «Что стало бы с Гиммлером, если бы он жил в другое время? Что делал бы он со своим характером?». Ответ найти совсем не трудно. Вероятно, он нашёл бы своё место в любой бюрократической структуре. Он мог бы быть учителем, служащим, чиновником какого-либо солидного предприятия. В результате умелой лести и интриг он смог бы добиться высокого положения. Его бы не любили коллеги, но ценили начальники. А на его похоронах произнесли бы хвалебные речи о том, что он был любящим и заботливым мужем и отцом, почтенным и примерным гражданином, самоотверженным и исполнительным сотрудником...

Фромм пытался обратить наше внимание на то, что среди нас живут тысячи Гиммлеров, мы даже не замечаем их, настолько бесцветно и обыденно они выглядят, но стоит измениться социальной ситуации в обществе, и они сами придут на службу авторитарному режиму. Благодаря своему характеру, они станут орудием пыток и убийств, а, обретя власть, превратятся в чудовищ.

Поэтому одна из целей изучения характеров - показать всем, кто не обучен искусству распознавания характера, что очень важно суметь разглядеть истинное лицо личности до того, как обстоятельства нам его продемонстрируют.

Факторы, способствующие формированию анальносадистского характера.

  • 1. Отношения с родителями характеризуются сильной привязанностью к матери при наличии авторитетного, но слабого отца.
  • 2. Физическая слабость и неуклюжесть, которые объясняются частыми детскими болезнями.
  • 3. Комплекс социальной неполноценности, который усиливается подобострастным отношением отца к аристократии.
  • 4. Робость по отношению к женщинам, ощущение беспомощности и нарциссизм.
  • 5. Удушливо-замкнутая атмосфера семьи, в которой не было ни тепла, ни откровенности, а царили зоконопослу-шание педантизм, показной патриотизм и карьерские устремления.

Некрофилия.

В буквальном смысле, некрофилия означает любовь ко всему мёртвому. В клиническом смысле она проявляется как сексуальная (страсть к сексуальному контакту с трупами) и несексуальная (желание находиться рядом с трупом, разглядывать его, прикасаться к нему и расчленять).

Нас интересуют не эти явно патологические формы, а некрофилия как обозначение глубинной структуры личности, которая коренится в характере. Таким образом, некрофилия в этом смысле - крайняя форма, характер, доминирующей чертой которого являются некрофилические тенденции. В реальности яркие некрофилы встречаются не часто, многие люди демонстрируют смесь некрофильских биофильских (биофилия - любовь к живому) наклонностей.

Фромм определяет некрофильский характер как страстное влечение ко всему мёртвому, болезненному, разлагающемуся, желание превратить живое в неживое, разрушить ради

Деструктивность характера.

Садизм и некрофилия в концепции Э. Фромма самого разрушения, а также обострённый интерес ко всему механическому (неживому).

Наиболее часто некрофильский характер обнаруживает себя в сновидениях. Сон пациента, который приводит

Э. Формм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивность»: «Я сижу в туалете. У меня расстройство желудка. Испражнения вырываются из меня словно разорвавшиеся бомбы, так что сотрясается весь дом. Я хочу принять ванну, но вижу, что она полна грязной водой, в которой плавают отрезанные руки и ноги».

Автор этого сна был ярко выраженным некрофилом. Подобные сны снились ему часто, при этом они не вызывали у него чувство страха или отвращения, ему просто было неловко пересказывать их своему психоаналитику.

В этом сне мы видим многие элемент, характерные для некрофилии: тема оторванных частей тела, связь с анально-стью (испражнения) и проблема деструктивности (разрушения своего дома).

Кроме сновидений, признаки некрофильского характера могут проявляться в непреднамеренных, бессознательных действиях или жестах. Конечно, людей с перечисленными ниже привычками, довольно много, и нельзя по одному или двум признакам определить некрофильские черты, но если этих признаков много, то можно определенно диагностировать некрофильский характер.

  • 1. Привычка ломать и рвать мелкие предметы (цветы, карандаши), наносить себе порезы и ранки, а ещё расковыривать их. Наиболее ярко эта тенденция проявляется, когда человек срывает свой гнев на прекрасном произведении искусства, ломает мебель, бьёт старинную посуду. Вандализм - крайняя форма такого поведения.
  • 2. Влечение к скелетам (часто бывает среди студентов-медиков) обычно объясняется профессиональным интересом. Но это не совсем так, ведь выбор занятий и увлечений тоже не случаен. (Фромм приводит пример со студентом, который рассказал своему врачу, что часто спит в одной постели со своим учебным скелетом, обнимает и целует его. Позже у него обнаружились и другие некрофильские черты.)
  • 3. Уверенность, что единственный путь разрешения всех конфликтов - это насилие. Нерофилы убеждены, что насилие снимает проблему, на любой конфликт они реагируют деструктивно и агрессивно, поиск конструктивных путей отвергается ими сразу. Их поведение напоминает реакцию королевы из «Алисы в стране чудес», которая по любому поводу требовала: «Отрубить им головы!».
  • 4. Менее явно некрофильские черты выражены в особом и обострённом интересе к болезням во всех их формах и к смерти. Например, мать озабочена здоровьем своего ребёнка, она постоянно думает об этом, строит самые мрачные прогнозы, но никак не реагирует на положительные изменения в его состоянии. Она не наносит ребёнку прямого вреда, но постепенно убивает в нём радость к жизни и веру в собственные силы. Такие люди любят посещать чужие похороны и гулять по кладбищам. Всё это не что иное, как смягчённая форма интереса к трупам.
  • 5. Безжизненность во время общения. Умный и образованный некрофил может говорить об очень интересных вещах, но при этом он всегда холоден, чопорен и безучастен. В противоположность ему, биофил говорит о всякой ерунде заинтересовано и живо, заражая других своим настроением. Некрофил действует на собеседника как «холодный душ» или «ходячая тоска», от его присутствия появляется чувство тяжести и усталости.
  • 6. Отношение к прошлому и собственности. Для некрофила реально только прошлое, а не настоящее, и уж тем более, не будущее. В его жизни господствует то, что уже умерло: учреждения, законы, традиции и др. Проще говоря, вещи господствуют над человеком, «иметь» для него важнее, чем «быть», мёртвое важнее живого. В его созДеструктивность характера.

Садизм и некрофилия в концепции Э. Фромма нание сохраняется почтение к прошлому, новое не имеет никакой ценности, любые перемены воспринимаются как преступления против естественного хода вещей.

  • 7. Отношение к цвету. Некрофилы всегда предпочитают тёмные тона поглощающие свет: чёрный коричневый. Это проявляется в одежде, в выборе интерьера дома, красок для рисунков.
  • 8. Отношение к запахам. Некрофилы отличаются особой чувствительностью и пристрастием к дурным запахам. Это проявляется в двух вариантах: в первом случае, человек откровенно любит общественные уборные, а во втором, более распространённом, он вытесняет это желание, что приводит к обратной реакции, когда человек пытается избегать любой возможности дурного запаха, даже если его и вовсе нет. Но так или иначе некрофилы реагируют на запахи. На их лицах можно увидеть особое брезгливое выражение, словно они к чему-то принюхиваются.
  • 9. Некрофилы не умеют смеяться. Их лица напоминают застывшие маски. Если они улыбаются, то это вымученная улыбка, похожая на гримасу. Им трудно одновременно говорить и улыбаться, так как улыбка не естественна, а запланирована, как у плохого актера.
  • 10. Самым ярким признаком является язык, которым некрофилы выражают свои мысли и чувства. Анализ шуток и часто употребляемых слов показал, прямым проявлением речевой некрофилии является частое употребление слов, связанных с разрушением и экскрементами. Для таких людей слово «дерьмо» одно из самых любимых.
  • 11. Обожествление техники - ещё одно современное проявление некрофильского характера. Речь идёт о том, что человека машины и компьютеры интересуют больше, чем природа и другие люди. Примеров тому великое множество: многие мужчины испытывают к своей машине более нежные чувства, чем к жене. Они ухаживают за ней, называют ласковыми именами, уделяя к ней массу времени и внимания. Она становится объектом любви и привязанности. По мнению Фромма, это яркая примета извращения.

Итак, обобщим всё сказанное о некрофильском характере. Необходимо отметить следующие моменты.

  • 1. Для установления некрофильского характера недостаточно наличия одной или двух перечисленных черт. Может быть, что похожее поведение вызвано не чертами характера, а культурной средой и традициями.
  • 2. С другой стороны. Для установления характера не обязательно наличие всех признаков.
  • 3. Полные некрофилы встречаются редко, таких людей следует рассматривать, как тяжелобольных. Поэтому подавляющее большинство имеет биофильские черты, выраженные в разной степени. Таким образом, есть характеры с некрофильской доминантной, и именно их мы и называем некрофилами.

Ярко выраженные некрофилы представляют социальную опасность. Они активны в авторитетных обществах, при диктаторских режимах, т.е., везде, где они могут удовлетворить свою страсть к разрушению. Особенно страшно, если такие люди занимают посты политических лидеров, руководителей. В этом случае опасности разрушения подвергаются целые государства, и, к сожалению, в истории были такие прецеденты некрофилии. И конечно самым ярким из них был А. Гитлер.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >