Концепция социальных характеров Э. Фромма

Э. Фромм проанализировал типы социальных характеров, которые формируются разными типами культуры. Он полагал, что идеология и культура общества коренятся в социальном характере. Таким образом, получается, что социальный характер формируется образом жизни данного общества. Отсюда вывод: экономические, идеологические, и психологические силы, действующие в обществе взаимосвязаны.

Социальный характер - это результат адаптации человека к социальному строю и социальным условиям. Изменение социальных условий приводит и к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог. Эти новые потребности порождают новые идеи и готовят людей к их восприятию. Новые идеи, в свою очередь, укрепляют и усиливают новый социальный характер и направляют человеческую энергию в новое русло.

Главное отличие теории характера Фромма от концепции Фрейда состоит в том, что он видит основу характера не в либидо, а в отношении личности с миром.

В процессе жизни человек вступает в отношения с миром двумя путями: 1. овладевая вещами (процесс ассимиляции); 2. строя отношения с людьми и с самим собой (процесс социализации). Обе формы отношений открыты, а не инстинктивно заданы, как у животных. С помощью вещей человек удовлетворяет свои потребности, а с помощью других людей он защищает себя, трудится, занимается сексом, играет и др. Лю бой человек связан с другими людьми, он всегда часть группы. Полная обособленность непереносима и несовместима с нормальным психическим состоянием.

Форма, по которой человек строит отношения с другими людьми, зависит от его характера. Характер у человека как инстинкт у животного, выражается его поступками. Если человеку удается устроить свою жизнь в соответствии с собственным характером, то он может достичь внешней и внутренней гармонии.

Характер маленького ребенка - это слепок характеров его родителей, он развивается как бы в ответ на их характер. А родители и их методы воспитания зависят от социальной структуры и культуры обществ, в котором они живут. Обычная семья - «психологический посредник общества». Приспосабливаясь к своей семье, ребенок обретает характер, который помогает ему впоследствии приспособиться и к социальным условиям жизни, и суть этого характера такая же, что и большинства членов данного социального класса. Но кроме социального, есть еще и индивидуальный характер, и, именно, благодаря ему внутри одной и той же культуры, одного класса, одна личность отличается от другой. Эти отличия обусловлены особенностями личностей родителей. А так же психологическими и материальными особенностями социальной среды, в которой вырос человек. Также имеет большое значение темперамент. Поэтому можно сказать, что формирование индивидуального характера - это столкновение личных переживаний, темперамента, физической структуры человека со средой, где он вырос. Фромм говорит, что для двух разных людей социальная среда не может быть одинаковой.

Э. Фромм разделил социальные характеры на плодотворные и не плодотворные. Но прежде чем поговорить об этом подробнее, необходимо отметить, что речь идет об «идеальных типах» характеров, которые в чистом виде встречаются редко. В основном это - сочетание различных характеров с преобладанием какого-то одного.

Неплодотворные характеры:

1. РЕЦЕПТИВНЫЙ ХАРАКТЕР (в теории формирования психосексуальных характеров соответствует оральному характеру). Носитель этого характера полагает, что источник его жизненного благополучия находится во внешнем мире, и единственный способ обрести желаемое (неважно, что именно - материальную помощь, любовь или привязанность) - это получить его из внешнего источника.

При таком характере, проблема в любовных отношениях состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том чтобы любить самому. Такие люди, как правило, склонны к неразборчивости в выборе предмета своей любви, потому что быть любимым кем-то, все равно кем, для них такое захватывающее переживание, что они готовы последовать за каждым, кто предлагает им любовь или нечто на нее похожее.

Они очень чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого. Точно так же как в личных отношениях, они ведут себя в мыслительной сфере жизни. Если это интеллектуалы, то они - лучшие слушатели, так как ориентированы на восприятие людей, а не на их создание. Предоставленные сами себе, они чувствуют себя растерянными и парализованными. При возникновении какой- либо проблемы, их первое желание - найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию или окажет помощь, вместо того чтобы самим сделать хоть какое-то усилие. Если они религиозны, то их понятие о Боге таково, что они всегда в роли просителей, они ждут от Бога помощи и ничего не предпринимают сами. Если же они не религиозны, то в роли магического просителя для них выступают другие люди, государство и др.

Они демонстрируют своеобразный вид верности, в основе которой лежит благодарность к тем, кто помогает им, и страх их потерять. Но поскольку они нуждаются в помощи многих людей, то вынуждены быть верными многим. Им трудно сказать «нет», и они легко попадают в конфликтную ситуацию между верностью и обещанием. Раз они не могут сказать «нет», то легко говорят «да» всем и всему. И в результате оказываются слишком зависимы от других. Зависят они не только от тех, кто дает им знания, любовь или оказывает материальную помощь, но и вообще от людей, потенциально способных на поддержку.

Будучи предоставлены самим себе, они чувствуют себя потерянными, поскольку полагают, что ни на что не способны без посторонней помощи. Эта беспомощность имеет решающее значение в действиях, которые по своей природе должны совершаться самостоятельно - принятие решений возложение на себя ответственности. Так в личных отношениях, они спрашивают совета у того человека относительно которого должны принять решение. Типичный пример: женщина разрывается между мужем, который обеспечивает ее материально и любовником, который дарит ей любовь и внимание. Ей кажется, что она любит обоих, так как зависима от них. Но вот муж требует сделать выбор, и она возлагает на него же принятие решения в этой ситуации, или просит совета и помощи у своего любовника.

Люди этого типа любят поесть и выпить (оральность!). Часто их аппетит и тяга к алкоголю повышается, когда они подавлены или испытывают тревогу. У них характерный выразительный рот, приоткрытые губы. Если проанализировать их сны, то поедание пищи во сне для них является символом любви, а чувство голода - выражение разочарования в жизни.

Вообще по своему мировосприятию, эти люди оптимистичны и дружелюбны. У них развито доверие к жизни и ее дарам. Но они пугаются и теряются, когда им грозит утрата «источника питания». Они искренны и сердечны в желании помочь другим, но делают они что-либо для других и ради того, чтобы добиться их расположения, завоевать любовь;

2. ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР (соответствует садистскому).

Этот характер похож на предыдущий тем, что его носители тоже предполагают, что источник их жизненных благ находится во внешнем мире, а самому ничего создать невоз можно, отличие состоит в том, что эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от другого даром. Он отнимает желаемое силой и хитростью. Такое поведение распространяется на все сферы деятельности.

В области любви и чувств эти люди способны присваивать и красть. Они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Условие привлекательности человека для них - это его привязанность к другому. Они, как правило, не влюбляются в свободного, ни к кому не привязанного человека.

Эта же психологическая установка проявляется и в области мышления и интеллектуальной деятельности. Они не создают собственных идей, а крадут чужие. Это может выглядеть как плагиат и парафраз чужих мыслей. Если такого человека уличить во лжи, он будет настаивать на своей правоте и вряд ли сознается в противном. Поразительно, что часто люди высоких интеллектуальных способностей следуют этим путем. Тогда как если бы они приложили бы свои способности, то добились бы не меньших успехов. Поэтому отсутствие оригинальных идей или независимого творчества у одаренных людей, часто объясняется их характером, а не отсутствием таланта.

Эти же установки действуют и в экономической сфере жизни вещи, которые эти люди отобрали у других, всегда кажутся им лучше тех которые они приобрели или сделали сами (этому типу характерно чувство зависти). Они используют каждого у кого могут что-нибудь выжать, живут под девизом: «Украденный плод - самый сладкий!». Они любят только тех, кто может стать объектом эксплуатации, и им быстро надоедают те люди, из которых они уже все выжали (крайним примером такого поведения может служить клептоман, который наслаждается только украденными вещами, хотя у него есть деньги, чтобы их купить).

Внешность людей этого типа часто отличается язвительной гримасой, они так же любят делать язвительные и циничные замечания в адрес других. Их психологическая установка состоит из смеси враждебности и манипуляций. Каждый человек для них - это объект эксплуатации и рассматривается исключительно с точки зрения его полезности. В отличие от рецептивного характера, доверчивого оптимиста, эксплуататорам свойственны подозрительность, зависть и ревность. Так как они удовлетворяются только тем, что отнимают у других, они часто переоценивают чужое и недооценивают собственное;

3. НАКОПИТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР (соответствует анальному характеру).

Люди этого типа совершенно отличны от двух предыдущих. Они мало верят, что могут получить что-то из внешнего мира. Их безопасность основана на стяжательстве и экономии, а любые траты воспринимаются ими как угроза их безопасности.

Они окружают себя защитной стеной, их главная цель состоит в том, чтобы как можно больше в свое укрытие приносить, и как можно меньше из него отдавать. Йх скупость распространяется как на материальные вещи, так и на чувства и мысли. Любовь для таких людей - это обладание! Сами они дать любви не могут, но стараются ее получить, «овладевая» любимым человеком.

Люди этого типа часто демонстрируют верность людям и воспоминаниям, они ориентированы на прошлое и готовы сентиментально грустить о нем как о «золотом веке». Им свойственно держаться за прошлое, придаваться воспоминаниям о прошлых чувствах и переживаниях. Склонные к пессимизму, они все знают, но бесплодны и не способны к плодотворной деятельности.

Их легко узнать по выражению лица и жестам. Плотно сжатые губы, скупые жесты, погруженных в себя людей. Если у человека с рецептивным характером жесты манящие и плавные, а у эксплуататорского типа агрессивные и резкие, то здесь - чопорные, как будто обозначающие границу между ними и внешним миром.

Еще один внешний признак накопительского характера - педантичная аккуратность. Мысли у него всегда упорядочены, так же обстоит дело с вещами и чувствами. Но эта аккуратность бесплодна и ригидна, такой человек выходит из себя, если его вещи окажутся не на месте, и начнет автоматически приводить их в порядок.

Внешний мир для него - это угроза вторжения в его крепость, где он стойко держит оборону, и поэтому аккуратность в этом случае означает временное подчинение себе внешнего мира путем водворения его на место. А маниакальная чистоплотность - еще одно выражение его устраненности от контактов с миром. Вещи за пределами внутреннего мира воспринимаются как чужие, «нечистые», и поэтому угроза контакта с ними устраняется с помощью «ритуальных омовений» рук, тела (со стороны это действительно похоже на религиозный обряд).

Вещи надо класть не только на свое место, но и в определенное время. Поэтому, навязчивая пунктуальность - еще одна характерная черта этого типа, и еще одна форма подчинения себе внешнего мира. А раз внешний мир воспринимается как угроза оборонительной позиции, то логическая реакция на все ее призывы - упрямство. Постоянное «нет» - почти автоматическая защита от вторжения, упрямо стоять на своем -вот ответ на атаку извне.

Эти люди склонны считать, что обладают ограниченным запасом сил и энергии, метальных способностей, и этот запас тает, исчерпывается, и уже никогда не пополнится. Они не могут понять, что в жизни все восполнимо, а активность и трата сил увеличивают энергию, в то время, как инертность ее парализует. Поделиться с другим человеком своими мыслями, потратить на него эмоции, кажется им непозволительной растратой собственных сил, поэтому смерть для них всегда реальнее жизни.

Люди накопительского характера воспринимают творчество как чудо, о котором они слышали, но мало в него верят. Их высшие ценности - порядок и безопасность, поэтому с людьми лучше держаться отстраненно, или же владеть ими как вещью, - так безопаснее и надежнее. Они подозрительны и у них развито особое чувство справедливости по формуле: «мое - это мое, а твое - это твое».

4. РЫНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР. Развился только в современную эпоху рыночных отношений. Чтобы понять его природу, необходимо принять во внимание экономическую функцию рынка в современном обществе. Рыночное понятие ценности привело к сходному понятию ценности в отношении людей и даже самих себя.

Человек рыночного характера воспринимает себя как товар, а его ценность определяется ценой, т.е. доходом, который он получает. Личностный рынок - рынок вакансий, на котором представлены люди различного образования и социального статуса. Их материальный успех зависит от тех, кто платит им жалование. Принцип оценки людей на рынке тот же, что и вещей. Ценится соотношение мастерства (профессионализма) и личных качеств (обаяния, порядочности, честности, респектабельности). Причем личностный фактор всегда играет решающую роль. По большей части успех зависит от того, насколько хорошо человек сумеет продать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он крепок, здоров, молод, надежен, честолюбив и др., а так же каково его семейное положение и к какому кругу он принадлежит. Каждый должен предложить тот тип личности, который пользуется наибольшим спросом (например, секретарь -референт должна иметь приятную внешность, быть не старше 30 лет, владеть компьютером и иностранными языками и др.).

Тот факт, что чтобы добиться успеха, недостаточно просто хорошо знать свое дело, а надо еще вступить в состязание с другими конкурентами, формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Если бы для достижения цели достаточно было бы то, что ты знаешь и умеешь, то самооценка была бы пропорциональна твоим способностям. Но поскольку успех зависит от того, как ты сумеешь себя продать, то ты воспринимаешь себя как товар. Человек заботится уже не о своей жизни счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром, не потерять свой товарный вид.

Фромм говорит, что это чувство можно сравнить с ощущениями сумок на прилавке магазина, если бы они могли бы что-то ощущать. Каждая сумка старалась бы быть более привлекательной, чтобы привлечь покупателя, выглядеть как можно дороже, чтобы получить за себя цену выше, чем у соперницы. Сумка проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, а та которую не купили бы прониклась бы осознанием собственной ненужности и ничтожности. Причем интересно, что такая судьба может ожидать очень красивую и удобную сумку только потому, что она вышла из моды.

Подобно сумке, и человек должен быть в моде на личностном рынке. А для этого ему нужно знать, какой тип личности пользуется на данный момент наибольшим спросом! Эти знания мы получаем в процессе всего нашего воспитания, особенно нам помогает в этом реклама и телевидение. Они на все лады демонстрируют нам портреты и жизненные истории преуспевающих людей. Так человек с рекламного плаката мужской моды - образец того, как нужно выглядеть, чтобы пользоваться успехом и хорошо зарабатывать, но самое сильное средство - это, конечно же, телевидение! Женщины подражают моделям и манекенщицам, копируя их внешность и прически, а мужчины удачливым актерам и суперменам.

Поскольку современный человек воспринимает себя как товар, его самооценка зависит от неподвластных ему условий. Если он преуспевает - он нужен, а если нет, лишается «ценности», (вспомним известную американскую пословицу: «если ты такой умный, почему ты такой бедный?» Не ум является критерием ценности, а богатство!)

Результат рыночной ориентации - огромная степень неуверенности человека в самом себе. Если вы чувствуете, что ваша ценность определяется не вашими качествами, а успехом и рыночной конкуренцией (с ее постоянно меняющимися условиями), то ваша самооценка будет шаткой, и вы постоянно будете нуждаться в подтверждении вашей ценности другими людьми. И как результат - чувство неуверенности в себе и неполноценности. Чувство собственного достоинства и самоуважения в этом случае разрушаются.

Но проблема не только в этом. Дело в том, что зрелый человек должен ощущать себя творцом, а это возможно только при условии, что он сам и его силы - это нечто единое. Это самоощущение можно выразить фразой: «Я то, что я делаю».

При рыночной ориентации человек сталкивается со своей силой как с товаром, отчужденным от него, становится тем, что оценивают другие. В результате, его чувство идентичности становится таким же неустойчивым, как и его самооценка. Его девизом становится фраза: «Я то, чего изволите».

Все это ставит человека в полную зависимость от мнения других людей, и вынуждает его придерживаться той роли, которая уже однажды принесла ему успех.

Других людей, как и себя, человек тоже воспринимает как товар: они тоже в его глазах представляют не себя, а ту свою часть, которая идет на продажу. Это абсолютно не отличается от того что происходит с товаром на рынке.

Индивидуальность, своеобразие человека лишаются ценности. Даже значение, в котором стало употребляться слово «своеобразие», служит доказательством такой установки. Вместо развития индивидуальности, сохранения «своего образа», оно стало почти синонимом слова «странность». Слово «равенство» тоже изменило свое значение. Идея, что все люди сотворены равными, подразумевает, что каждый человек, это цель, а не средство, люди равны в том, что все они уникальны. Сегодня равенство подразумевается как «взаимозаменяемость», а это уже отрицание индивидуальности!

Еще одно типичное качество рыночного характера - это безразличие по отношению к другим людям. Оно окрашивает все человеческие отношения. Когда индивидуальным «Я» пренебрегают, отношения людей по необходимости становятся поверхностными, потому что в отношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары.

Но рынок порождает своеобразное «рыночное товарищество». Каждый вовлечен в конкурентную борьбу, участвует в погоне за успехом, все сталкиваются с одними и теми же требованиями рынка. Все в одной лодке и знают, что чувствуют другие. Но в то же время каждый предоставлен самому себе, каждый жаждет успеха и страшится неудач. И в этой борьбе никто никого не щадит, и сам не ждет пощады. (Фраза, ставшая такой распространенной в наши дни: «Это бизнес, что вы хотите?» - оправдывает любые мерзости по отношению к другим людям. Как будто бизнес - это такая абсолютная ценность, в жертву которой должно быть принесено все остальное.)

Поверхностный характер отношений с другими людьми, побуждает многих представителей рыночного характера надеяться на то, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но любовь к одному человеку и к людям вообще - неразделимы. В любой культуре любовные отношения - это не только более сильная форма родства с другим человеком, и они невозможны, если мы враждебно относимся к миру и воспринимаем ближних как вещи или как конкурентов. Поэтому иллюзия думать, что одиночество человека рыночной ориентации можно излечить индивидуальной любовью. В отношениях любви он так же будет оценивать, покупать и продавать, менять вышедшую из моды и не престижную жену, на более молодую и соответствующую его статусу. А жена будет оценивать объем его кошелька и радостно продавать себя за более высокую цену.

Мышление так же во многом определяется рыночной ориентацией. В этом случае оно воспринимается как умение быстро схватывать ситуацию, чтобы иметь возможность держать ее под контролем. При широком образовании это приводит к высокому уровню сообразительности, но не ума. Для успешных манипуляций необходимо знать лишь поверхностные свойства вещей, верхи. Истины, которые добываются проникновением в сущность явления, становятся вышедшими из употребления понятиями.

Большинство тестов на интеллект на самом деле являются тестами на сообразительность и приспособляемость. Они 84

проверяют не способности разума и понимания, а быстроту адаптации к поставленной задаче.

Само знание становится товаром, и в этой области человек тоже отчуждается от себя. Мышление и знание воспринимаются как инструмент для производства результатов. Познание человеком самого себя, психология выродилась в институт манипулирования другими людьми в условиях рынка, в политической пропаганде, рекламе и т.п.

Наконец рыночный тип мышления имеет огромное влияние на систему образования. От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, полезной для целей рынка. Студенты изучают так много, что у них не остается сил и времени думать. Не интерес к предмету, к познанию, а знание того, что повышает твою стоимость на рынке - вот побудительный мотив для получения образования. Поэтому мы видим большой интерес к образованию, но презрительное отношение к непрактичным сферам познания (истории, философии, филологии), которые имеют дело только с истиной, но не имеют стоимости на рынке.

В отличие от предыдущих типов социального характера, которые представляют собой одну из форм человеческих установок, и являются специфическим для характера, рыночный характер не развивает никаких черт характера, заложенных в человеке. Сама его природа состоит в том, что она не развивает отношений, а лишь, те свойства характера, которые можно продать. Доминирует не какая-то одна установка, а пустота, которую можно легко наполнить желаемым содержанием. Но это содержание не отражает характера личности, его легко заменить на другое - более востребованное.

Так, например, иногда желательна респектабельность. Представитель определенных сфер бизнеса и политики должен обладать этим качеством, т.е. должен впечатлять публику надежностью, степенностью, представительностью. Подыскивается человек, способный внушить доверие, так как он выглядит так, как если бы обладал всеми этими качествами. Что продает этот человек? Он продает не свои качества, которых у него может и не быть, а свою способность соответствовать определенному образу. А что он представляет собой вне этой роли, значения не имеет и ни кого не касается.

Таким образом, предпосылкой рыночного характера является пустота, отсутствие всяких специфических качеств, которые просто не могут быть предметом купли-продажи. Так как любая устойчивая черта характера в один прекрасный момент может вступить в конфликт с требованиями рынка. Какие-то роли вообще не согласуются с индивидуальностью человека, а значит, чтобы преуспеть - надо расстаться со своими особенностями, личными качествами. Рыночная личность должна быть свободной от всякой индивидуальности! Следует отметить, что перечисленные социальные характеры не следует отделять друг от друга. У каждого человека преобладает какая-то одна ориентация, которая является доминирующей, но обычно она соединяется с какой-то другой, или со всеми вместе. Все ориентации имеют место в человеческой жизни, а какая то из них станет доминирующей, зависит от индивидуального характера и от особенностей культуры общества, в котором живет человек.

Плодотворный характер - это тип характера, при котором рост и развитие возможностей человека, являются целью его жизни. Этой цели подчинены все его действия.

Фромм называет плодотворную ориентацию развитым характером и идеалом гуманистической этики. Способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности - это самоактуализация, о которой мы так много говорили раньше. Фромм не пользуется этим термином, но его плодотворный характер, это тоже самое.

Для того чтобы самореализоваться, человек должен стать свободен и независим от тех, кто его контролирует. Он должен руководствоваться разумом и воспринимать себя как «творца», потому что его силы подвластны ему, а не отчуждены.

Что такое сила? Это способность к самосовершенствованию, к реализации заложенных в человеке возможностей 86

(Божьего замысла). И трагедия человеческой жизни состоит в том, что развитие личности никогда не бывает полным! Даже при самых положительных условиях реализуется только часть заложенных возможностей. Фромм говорит: «Человек всегда умирает прежде, чем успевает родиться». Сила и свобода человека в его понимании себя, в его усилии стать тем, чем он может стать потенциально (исполнить Божий замысел по отношению к себе). А вот порок и грех - это пренебрежение своими силами, сущность зла в бессилии и пустоте.

Но человек одинок по природе и обособлен от мира. Не будучи в состоянии вынести одиночество, он ищет родства и общности с другими людьми. Есть много способов реализовать эту потребность, но только один из них не приносит вреда человеку, только он позволяет раскрыть ему свою внутреннюю сущность. В процессе самих человеческих отношений. Это любовь...

Парадокс состоит в том, что человек всегда одновременно ищет близости и независимости, общности с другим, и сохранения своей уникальности. Ответом на этот парадокс служат отношения плодотворного характера, которые осуществляются двумя путями: посредством деятельности, когда человек постигает мир, производя вещи с помощью своего разума; и посредством любви и общения с другими людьми. Сила разума дает ему возможность постигать сущность предметов, вступая с ними в отношения, а сила любви разрушает стену, существующую между ним и окружающими. Любовь и разум, утверждает Фромм, это два плодотворных способа постижения мира.

Когда речь заходит о любви, то всегда возникает путаница вокруг этого слова. Каждый человек обладает способностью любить, - но осуществить эту способность, самая трудная задача, подлинная любовь доступна лишь плодотворному характеру. Предметы любви могут быть различны, разными бывают глубина и качества отношений, но есть четыре признака, которые в настоящих плодотворных отношениях присутствуют обязательно: это забота о любимом человеке, ответственность за него, уважение к нему, знание его истинной сути.

Именно забота и ответственность дают нам понять, что любовь - это деятельность, а не страсть кого-то обуявшая, хотя принято считать именно страстную влюбленность вершиной чувства. На самом деле - это только начало, лишь возможность обретения любви. Но так же это может быть и совершенным пустоцветом, ярким эротическим переживанием собственных эмоций, за которым можно не разглядеть любимого человека. Таким образом, любовь можно определить как плодотворную форму отношений к другим и к самому себе.

Говоря о социальных характерах, Фромм отмечает, что разные степени плодотворности присутствуют во всех перечисленных характерах. И если мы хотим охарактеризовать человека, нам нужно сначала определить его доминирующую ориентацию, а затем выявить ее положительные и отрицательные стороны. А вот наличие этих положительных и отрицательных качеств зависит от степени плодотворности личности носителя данного характера.

Например, при низком уровне плодотворности накопительского характера, такие черты личности, как аккуратность и собранность вырождаются в навязчивую педантичность, независимость - в самодовольство, а моложавость и оптимизм рецептивного характера оборачивается ребячеством и инфантильностью. Точно также высокий уровень плодотворности сглаживает отрицательные черты любого социального характера.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

  • 1) неплодотворные характеры могут сочетаться в разных комбинациях, при одной доминирующей;
  • 2) каждая из них качественно изменяется соответственно уровню присутствующей в ней плодотворности характера;
  • 3) разные характеры могут действовать с различной силой в разных сферах человеческой деятельности - эмоциональной, интеллектуальной, и материальной.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое социальный характер?
  • 2. Можно ли считать, что социальный характер помогает человеку приспособиться к обществу?
  • 3. Почему характер маленького ребенка - слепок характеров его родителей?
  • 4. Что такое неплодотворный характер?
  • 5. Как Фромм классифицирует характеры?

Тесты

  • 1. В основе теории характеров Фромма лежит не либидо, а ... :
    • а) мортидо;
    • б) теория компенсации;
    • в) отношение личности к миру;
    • г) комплекс неполноценности.
  • 2. Фромм разделил характеры на плодотворные и ... :
    • а) неплодотворные;
    • б) несостоятельные;
    • в) неполноценные;
    • г) неадекватные.
  • 3. Рецептивный характер по Фромму соответствует у Райха ... характеру:
    • а) анальному;
    • б) мазохистскому;
    • в) ригидному;
    • г) оральному.
  • 4. Эксплуататорский характер по Фромму соответствует у Райха ... характеру:
    • а) мазохистскому;
    • б) садистскому;
  • в) пассивно-женственному;
  • г) компульсивному.
  • 5. Накопительскому характеру по Фромму соответствует у Райха ... характер:
    • а) скандальный;
    • б) печальный;
    • в) венчальный;
    • г) анальный.
  • 6. Плодотворный характер по Фромму можно иначе назвать ... :
    • а) малопродуктивным;
    • б) активным;
    • в) пассивным;
    • г) продуктивным.

Тема 7

Деструктивность характера.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >