Гуманистическая психология Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980) - выдающийся мыслитель XX в., во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Не много найдется психологов, чьи идеи пользовались столь широкой популярностью во всем мире. И в тоже время многие практические психологи, увлеченные всевозможными тренинговыми манипуляциями, почти ничего не знают о Фромме. Его труды посвящены в основном философским, этическим и социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысле его существования. А ведь это и есть те вопросы, которыми в первую очередь должны заниматься прикладные психологические исследования.

Эрих Фромм родился в 1900 г в Германии (Франкфурт-на-Майне) в еврейской семье. Его мать была дочерью раввина, эмигрировавшего из России, а его дядя слыл одним из самых авторитетных талмудистов. Под влиянием своего деда, мальчик намеревался посвятить свою жизнь изучению и служению иудаизму. Этому способствовал весь уклад его семьи. Его отец также был из семьи потомственных раввинов. И хотя и занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Еврейская среда из которой вышел Фромм, и связь с которой он сохранял всю жизнь, не имела ничего общего с миром прагматичных и корыстных дельцов. Сам Фромм называл свой мир средневековым, подчеркивая то, что атмосфере в которой он рос, был абсолютно чужд буржуазный уклад начала XX в. Он вспоминал: «Я приходил в недоумение, когда ктонибудь в моем присутствии признавал, что является дельцом, то есть тратит свою жизнь на добывание денег, мне становилось за него очень стыдно». Ведь согласно иудейской традиции, конечной целью всякого труда является самосовершенствование, и поэтому собственность может быть лишь средством удовлетворения духовных запросов человека. По сути дела, эта идеология и нашла воплощение в философско-психологической концепции Фромма. В 1918 г., закончив школу, Фромм остановил свой выбор не на религиозном образовании, а на изучении права. Однако, перспектива стать юристом быстро потеряла для него интерес. И он отправился в Гейдельбергский университет изучать философию, социологию и психологию (социологию там преподавал брат Макса Вебера, Альфред Вебер, под руководством которого Фромм защитил в 1922 г. докторскую диссертацию).

Важным событием в личной и научной жизни Фромма стало его знакомство с Фридой Райхман, которая изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. В 1924 г. она стала заниматься психоаналитической практикой в Гейдельберге. Она сумела заинтересовать Фромма психоанализом и стала его психоаналитиком. И подобно многим другим практикам, женившимся на своих пациентах, она вскоре вышла замуж за Фромма (вот и попробуй после этого спутать любовь с трансфером). Этот брак многим казался странным, так как Фрида была старше своего мужа на 10 лет, и действительно через 4 г. супруги развелись, но добрые отношения сохранили до конца жизни.

Тем не менее Фромм, увлекшись психоанализом, прошел подготовку в Берлинском институте, который пользовался огромной популярностью и оспаривал первенство у Венского. В разные годы там преподавали Радо, Александер, Сакс, Вильгельм Райх и другие известные мастера психоанализа. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни.

В 1925 г. он открыл собственную частную практику. Первоначально он стоял на позициях ортодоксального фрейдизма. С Фрейдом он никогда не был знаком лично, но глубоко проникся его учением. Со временем, однако, эта приверженность ослабела, и Фромм стал одним из самых решительных реформаторов психоанализа.

Обширная практика и общение с пациентами, дали Фромму богатый материал для переосмысления биологического и социального начал в формировании человеческой психики. Работая в институте социальных исследований, Фромм в 1932 г. организовал исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп, и в результате анализа полученных данных, пришел к выводу, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и своими руками приведут его к власти. Объяснение этому иррациональному явлению Фромм видел в механизме «бегства от свободы». Он назвал так явление, когда измученные национальным унижением, безработицей и инфляцией люди охотно отказываются от привилегий, которые дает им свобода и демократия, и с готовностью жертвуют ими в обмен на порядок и безопасность. Стоит задуматься: не потому ли эта концепция стала психологической классикой, что жизнь подтверждает ее вновь и вновь, причем в разных странах?

Фромм был одним из первых, кто в 1933 г. оставил Германию, так как не питал никаких иллюзий относительно Гитлера. Он поселился в США, где в 1941 г. вышла его книга «Бегство от свободы», разоблачавшая разные формы тоталитаризма. Книга принесла ему известность в Америке и вызвала к нему ненависть в Германии.

В США, а затем в Мексике Фромм занимался широкой исследовательской и педагогической деятельностью. Он вел обширную клиническую практику, писал и издавал книги, которые уже с момента опубликования приносили ему огромную славу: «Человек для себя», «Сказки, мифы и сновидения», «Здоровое общество», «Искусство любить», «Революция надежды», «Иметь или быть» и многие другие. В наши дни большинство его книг переведены на русский язык.

Переосмысление теории Фрейда поставило Фромма во главе одного из влиятельнейших направлений психологии неофрейдизма (хотя его также можно отнести к теоретикам гуманистической психологии). Идея самоактуализации явно прослеживается во всех его работах. Сам Фромм писал: «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий его собственная личность».

В своих трудах Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения на социальные факторы, и тем самым как бы уравновесить эти два начала. В этом он опирался на концепцию Маркса, который говорил об отчуждении человека от своей сущности в процессе труда и жизни, когда человека используют как средство, а не как цель. Некоторое время Фромм пытался сочетать в своем учении фрейдизм с марксизмом, но вскоре разошелся с марксистами во взглядах на роль революции в преобразовании общества. Фромм категорически отрицал революционный, как он говорил «хирургический», способ лечения больного общества, он предпочитал «терапевтические» методы воспитания, просвещения и гуманизации на основе вечных нравственных ценностей. Лишь сохранившись в душе отдельного человека, эти ценности не исчезнут в обществе. В одной из своих книг «Человек для себя» Фромм взял эпиграфом слова из Талмуда:

«Если не я за себя, то кто же встанет за меня?

Если я только для себя, то кто же я такой?

Если не сейчас, то когда?»

И сегодня особенно актуально звучат его слова: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, деньги и успех, - или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности».

Контрольные вопросы

  • 1. Можно ли убежать от свободы?
  • 2. Как Фромм относился к К. Марксу?
  • 3. Как понять вопрос - «иметь или быть?»
  • 4. Что такое «революция надежды»?
  • 5. Можно ли считать любовь искусством?

Тесты

  • 1. ... написал книгу «Бегство от свободы»:
    • а) 3. Фрейд;
    • б) Б. Франкл;
    • в) К. Хорни;
    • г) Э. Фромму.
  • 2. Неофрейдизм - это:
    • а) новый фрейдизм;
    • б) модный фрейдизм;
    • в) классический психоанализ;
    • г) вообще не фрейдизм.
  • 3. Концепцию отчуждения развил ... :
    • а) Ф. Энгельс;
    • б) К. Маркс;
    • в) Э. Фромм;
    • г) К. Роджерс.
  • 4. ... написал «Человек не может жить без веры»:
    • а) К. Ясперс;
    • б) Будда;
    • в) Э. Фромм;
    • г) А. Пушкин.
  • 5. Слова «Если не сейчас, то когда?» взяты из ... :
    • а) Книги мудрых мыслей;
    • б) Корана;
    • в) Талмуда;
    • г) Законов Перикла.

Тема 6

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >