Логотерапия В. Франкла

Одним из наиболее популярных видов психотерапии стала «логотерапия», разработанная австрийским психологом В. Франклом. Многие положения его теории роднят её с гуманистической психологией, и поэтому автор посчитал возможным включить её в курс.

Зигмунд Фрейд как-то сказал: «Если человек задумался о смысле жизни, значит он серьёзно болен». Не менее известно и другое его высказывание: «В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале». Все попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к критической переоценке классического наследия Фрейда.

Виктор Франкл, увлекшись психоанализом ещё в юности, не удовлетворился блужданиями по «подвалу» и создал собственную теорию и школу, диаметрально противостоящую фрейдистской. Именно смысл жизни, к которому так скептически относился Фрейд, он назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла - главной причиной не только болезней, но и других человеческих бед. Самая известная книга Франкла называется «Человек в поисках смысла». Наверное, так можно охарактеризовать и самого автора.

Виктор Франкл родился в 1905 г. в Австрии, в вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок - прообраз Венского психоаналитического общества. Уже было издано «Толкование сновидений», а в адрес Фрейда и его последователей сыпались ругательства и критика.

Но к тому времени, когда Франкл вырос и задумался о будущей профессии, психоанализ уже был влиятельным течением и получил широкое признание. Ещё будучи школьником, Франкл написал Фрейду письмо и получил ответ. Но не менее Фрейда, юношу интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего вторую венскую школу психотерапии. И Франкл примкнул к Адлеру, но сотрудничество с ним длилось не долго, и в 1927 г. на почве разногласий с Адлером, Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Но эти годы поисков не прошли для него бесследно. Практически во всех его трудах присутствует и Фрейд, и Адлер как явные и скрытые оппоненты.

Пройдя первую и вторую школы психотерапии, Франкл решил создать - третью. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны будут пройти ещё годы, прежде чем эти идеи оформятся в стройную концепцию.

О своём юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаянья, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким образом я создал логотерапию».

Термин «логотерапия» Франкл предложил ещё в 1920-е гг., а в последствии использовал ещё один термин - «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла это не просто слово, как это обычно понимается в отечественной традиции. Франкл использовал более широкое понимание логоса, как квинтэссенцию идеи, смысла, т.е., в его понимании это и есть сам смысл. («В начале было слово...»)

В 1930 г., получив степень доктора медицины, Франкл продолжал работать в области клинической психиатрии. Он основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 г. В практической сфере он разрабатывал технику «парадоксальной интенции» - психотерапевтического метода, основанного на подкреплении опасений клиента и достижении лечебного эффекта по принципу «от противного».

Присоединение Австрии к нацистской Германии означала верную гибель для еврейского населения, к которому принадлежал и Франкл. У него была возможность эмигрировать в США, но он не воспользовался ею, потому что полученное из Америки приглашение не распространялось на его родных, а Франкл не мог их оставить. (В отличие от Фрейда, который уехав в эмиграцию с женой и детьми, не проявил заботы о своих родных сестрах, и все они погибли в концлагерях.)

По счастливой случайности Франкл оставался на свободе до 1942 г. Гестаповец, оформлявший его отправку в концлагерь, оказался его бывшим пациентом, и вычеркнул Франкла из списка. Но в 1942 г. про него вспомнили снова. Он был заведующим отделением Венской европейской больницы.

Пройдя через Освенцим, он остался жив, и сумел сохранить себя, свою личность, своё «упрямство духа», как он называл способность человека не сломаться под ударами судьбы. В концлагере прошла проверку и получила подтверждение его теория человеческой природы. Вряд ли в истории психологии можно найти хоть одну теорию личности, которая была ба до такой степени выстрадана и оплачена такой дорогой ценой.

Любая попытка восстановления внутренней силу узника предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскания цели в будущем. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», - могли бы стать девизом для любых психотерапевтических усилий... «Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования...Вскоре он погибал.» (Франкл)

Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из этого опыта, Франкл описал в книге «Психолог в концлагере», вышедшей вскоре после войны. Она получила огромную популярность во всем мире.

В конце 1940-х гг. наступает всплеск творческой активности Франкла. В 1946 г. он становится директором Венской неврологической больницы, преподает в Университете, с 1950 г. возглавляет австрийское общество психотерапевтов. Издание его книг на английском языке в 1960-х гг. принесло ему мировую известность, которая докатилась до нас лишь в начале 1990-х гг. Франкл дважды объехал мир с лекциями по психотерапии, побывал и в СССР (аудитория психологов МГУ встречала его овацией). Он умер в 1990 г.

Теория Франкла изложена им в нескольких книгах, самой известной из которых является уже упоминавшаяся «Человек в поисках смысла». Эта теория состоит их 3-х частей -учения о стремлении к смыслу, учения о смысле жизни и учения о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни Франкл считал врожденным, а этот мотив - ведущей силой развития личности. Смыслы не универсальны, они уникальны для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей и в этом план близки к понятию самоактуализации Маслоу. Однако существенной особенностью теории Франкла является идея о том, что обретение и реализация смысла всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека в нём и его продуктивными достижениями. При этом он, как и другие экзистенциалисты, подчеркивал, что отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к неврозу, порождая у человека состояние экзистенциального вакуума и фрустрации.

В центре концепции Франкла находится учение о ценностях, то есть понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных жизненных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (любовь) и ценности отношения, сознательно формируемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и любом поступке, который они порождают. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человече ская жизнь утратила бы свой смысл! Нахождение смысла в определенной ситуации Франкл называет осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации. Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя. В этой реализации смысла деятельность человека должна быть абсолютно свободной. Человек не должен зависеть ни от биологических законов, ни от давления общества. Это возможно в том случае, если человек достигнет определенного уровня существования, который Франкл назвал «поэтический уровнем».

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивал наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического (духовного). Именно в духовном существовании заключены те смыслы и ценности, которые играют определяющую роль по отношению к более низким уровням поведения. Таким образом, Франкл сформулировал идею о возможности самореализации человека в духовном смысле. В этом плане понятие поэтического уровня можно рассматривать как более широкое понятие свободы воли.

В нашей стране идеи Франкла ещё ждут своего настоящего признания. Ведь логотерапия - это не столько «техника», сколько философия. Его концепция не содержит определенных рекомендаций и приемов. На вопрос, а существуют ли такие, Франкл любил отвечать: «Это все равно, что спрашивать у гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Поэтому он не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, скорее он должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Разрабатывая методы психотерапии и коррекции отклонений в развитии личности, все представители гуманистической психологии утверждают, что каждый человек сосредоточен на своём «Я» и поэтому каждое наступление против своего «Я» рассматривается как наступление на свое существование. Р. Мэй (1909-1994) подчеркивал, что это свойство является общим для человека и других живых существ, и поэтому он считал необходимым при воспитании избавить ребенка от всевозможных угроз против своего «Я», так как в противном случае угрозы приведут к стрессовому состоянию и развитию агрессии.

С точки зрения большинства гуманистических психологов, развитие агрессивности тесно связано с уровнем адекватности самооценки ребенка, так как у не самоактуализировавших-ся, потерявших смысл жизни людей самооценка неадекватная, не гибкая и уязвимая. И наоборот, самоактуализированные люди всегда адекватны и уверены в себе. В то же время мнения ученых разделяются при исследовании содержания самооценки у агрессивных и тревожных людей. Нет также единого мнения о том, какой должна быть самооценка человека, чтобы полностью исключить возможность возникновения у него немотивированной агрессии.

Европейские психологи, например, А. Хелер, считают, что агрессивность возникает в результате заниженной самооценки, неуверенности человека в себе, и следовательно, часто переживаемой им тревоги. С помощью агрессивности человек старается вернуть потерянную самооценку, снижаемую атаками окружающих. Хелер, приходит к выводу о том, что нужно стремиться к созданию такого человеческого общества, где каждый человек будет иметь достаточно высокую самооценку, чтобы избежать её приобретения путем агрессивности.

Однако в таком утопическом обществе возможно будет гораздо труднее понять друг друга, чем сегодня. Достаточно представить себе общество сплошь состоящее из людей с высокой самооценкой! Об этом писали и американские представители гуманистической психологии. «Не думаю, что мы должны всерьёз принимать европейских экзистенциалистов, которые предлагают единственное лекарство - высокомерное отношение», - писал Маслоу. В отличие от своих европейских коллег, он считал, что открытие самого себя хоть и бывает сначала очень болезненным, но затем оказывается облегчающим и стимулирующим.

Исследуя возможности коррекции поведения, представители гуманистической психологии ориентируются на способы развития у людей осознания ответственности за свое поведение, которое базируется на осознании себя и своего места в мире. Поэтому их психологические техники существенно отличаются от методов психоанализа. Так, Роджерс считал, что «нужно помочь людям справляться с ежедневными требованиями, помочь им понять, что они не бессильные жертвы, а имеют свободный выбор и должны быть ответственны и внимательны даже тогда, когда не способны изменить ситуацию».

Попытка внедрить на практике такую модель для детей делается в так называемых «недирективных школах», где не выделяется роль учителя при распределении обязанностей в группе. Кроме того, многие гуманистические психологи приветствуют модель «антиавторитарного воспитания». Эти системы образования построены на гуманистической концепции о том, что познавательные и другие потребности личности могут развиваться сами, если им не мешает окружающая среда, которая должна извне лишь стимулировать такое развитие. И хотя эти попытки принесли определенную пользу в реформировании системы образования многих стран, некоторые педагоги отмечают ограниченный и крайне элитарный характер подобных учебных заведений, а также резкое снижение уровня знаний у детей, которые воспитывались в таких школах.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить что их основатели впервые обратили внимание не только на отклонения и негативные стороны поведения человека, но и на положительные стороны развития личности. В работах ученых этого направления исследовались достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути её саморазвития и самосовершенствования.

Необходимо отметить и тот факт, что большее распространение это направление получило в Европе, а не в США, где были сильны традиции бихевиоризма. Особенно интересно, что идеи гуманистической психологии не пришлись по душе американским интеллектуалам, ориентированным на прагматизм таких психологов, как Джеймс и Дью. А европейские ученые, воспитанные на Сартре, Камю и Ассаджиоли, воспринявшие идеи экзистенциализма приняли новое направление в психологии.

Контрольные вопросы

  • 1. Как Франкл называл свое учение?
  • 2. Что такое «экзистенциальный анализ»?
  • 3. Почему Франкл считает, что люди способны проявить стойкость в экстремальных ситуациях?
  • 4. Что такое «упрямство духа»?
  • 5. Что находится в центре концепции Франкла?

Тесты

  • 1. ... сказал: «Если человек задумался о смысле жизни, значит он серьезно болен»:
    • а) 3. Фрейд;
    • б) К.Г. Юнг;
    • в) К. Роджерс;
    • г) Э. Фромм.
  • 2. Йоготерапия - это:
    • а) методика правильного произнесения звуков;
    • б) учение о смысле жизни;
    • в) лечение инфракрасными лучами;
    • г) длительное лечение.

Гуманистическая психология личности

  • 3. Слова «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК» принадлежат ... :
    • а) К. Роджерсу;
    • б) Оводу;
    • в) В. Франклу;
    • г) Ф. Ницше.
  • 4. Франкл разделил все ценности на ... группы:
    • а) две;
    • б) три;
    • в) четыре;
    • г) пять.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >