Введение

Народный художник России Вадим Иванович Кислых более 30-ти лет преподает на художественном факультете ВГИКа, возглавляя мастерскую художников-постановщиков. За эти годы под его руководством получили образование несколько десятков студентов. Отдавая большую часть творческих сил педагогике, В.И. Кислых работает и как художник-постановщик фильма, и как блестящий художник-станковист, создающий произведения в разных жанрах и разных техниках. Представленные на многочисленных выставках, его работы неоднократно получали различные дипломы и премии.

Как же складывалась творческая биография художника?

В.И. Кислых родился в 1937 году в старинном русском городе на берегах Которосли и Волги — Ярославле, городе с большим историческим наследием, глубокими художественными традициями. Это, пожалуй, одно из немногих мест, где сохранились в большом количестве памятники архитектуры XVI-XVII веков — золотого периода в градостроительстве Древней Руси. Многоликость крестовокупольных храмов и колоколен, каменное узорочье и резьба по дереву, монументальная фресковая живопись, покрывающая стены ярославских церквей — все это формирует облик и неповторимую художественную атмосферу древнерусского города, которая не могла не оказать влияния на будущего художника. Впоследствии многие сюжеты рисунков, картин, эскизов к фильмам В.И. Кислых будут навеяны воспоминаниями детства и юности, которые художник провел в Ярославле.

Рисуя с ранних лет, Вадим Иванович в школьные годы получает первые уроки живописи и рисунка в ярославском Дворце пионеров. Художник вспоминает «Я попал в такой мир, лучше которого трудно придумать. Это был мир запаха красок, лаков, холстов...» Затем он продолжает обучение в Ярославском художественном училище, а в 1958 году поступает на художественный факультет ВГИКа.

Здесь в это время под руководством Ф. Богородского сложилась уникальная система художественного образования, предполагающая универсальное владение разными сторонами профессии — станковой живописью и графикой, театрально-декорационным и декоративно-прикладным искусством, архитектурой и скульптурой. На художественном факультете в это время преподавали выдающиеся художники, внесшие большой вклад в развитие не только отечественного кинематографа, но и изобразительного искусства: Б. Дубровский-Эшке, И.Иванов-Вано, Ю. Пименов, И Шпинель.

Ф. Богородский так писал о задачах, которые ставили перед собой педагоги факультета: «В течение ряда лет нам, организаторам этого факультета, пришлось бороться с косностью некоторых кинодеятелей, полагавших, что художник — это узкий специалист, умеющий только писать фоны, титры, да строить декорации по указанию оператора или режиссера, выполняя функции «прораба». Мы же считали, что кинохудожник, как и всякий художник, прежде всего должен быть мастером изобразительного искусства, то есть умеющим рисовать, писать и компоновать. Он должен быть образованным человеком, образно мыслящим, умеющим познавать явления действительности...» Помимо основных профессиональных дисциплин — живописи, рисунка, композиции, перспективы, студенты изучали историю русского и зарубежного кино, литературы, изобразительного искусства, материальной культуры и многое другое.

В.И. Кислых учится во ВГИКе под непосредственным руководством А. Дихтяра, С. Каманина, И. Шпинеля, а в 1964 году молодой художник после окончания института по распределению попадает на Мосфильм, где проработает около 40 лет, участвуя в создании фильмов вместе с замечательными сценаристами, режиссерами, операторами, актерами.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >