ОСНОВНОЙ КУРС: ИСТОРИЯ ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[1]

Испанская литература в мировом художественном процессе. Национальное своеобразие литературы Испании. Периодизация.

Испанская литература Средних веков

Понятие средневековой литературы. Общая характеристика европейской литературы Средних веков. Романизация и христианизация Испании. Реконкиста и ее влияние на исторические пути развития Испании.

Особенности культуры раннего Средневековья в Испании. Роль церкви. Значение народного творчества, античного культурного наследия. Взаимодействие испанской и арабской культур в эпоху раннего Средневековья. Творчество хугларов.

Героический эпос. Этапы развития, основные темы и циклы испанского эпоса. «Песнь о моем Сиде»: историческая основа поэмы, художественные особенности, образ эпического героя.

Произведения о Сиде. В Средние века, с VIII по XV в., на Пиренейском полуострове разворачивалась Реконкиста — борьба за отвоевание территории, захваченной в 711 г. маврами (арабами). Литература Испании начинает свое развитие именно в период Реконкисты. Хуглары — профессиональные поэты — сочиняли и под аккомпанемент маленькой арфы исполняли героические

поэмы, или жесты (cantares de gesta), в основе которых лежали исторические события, происходившие в Кастилии и сохранившиеся в народной памяти. Самым знаменитым героем Реконкисты был Родриго (Руй) Диас по прозвищу Сид, жививший в XI в. По всей Испании пели романсы о юности Сида, о его славных подвигах. Ему посвящен испанский эпос «Песнь о моем Сиде», записанный около 1140 г.

На многие годы и даже столетия фигура рыцаря стала главной в испанской культуре. Это произведение стало первым памятником кастильского эпоса, в котором проявилось своеобразие испанской литературы. Поэма относится к числу христианско-героических поэм, возникших в условиях развитого феодального общества. В ней почти отсутствует фантастический элемент, ей свойственна историческая и географическая точность, а также своеобразный демократизм. В образе Сида сочетаются черты феодала и крестьянина. Сид рассудителен, обладает чувством юмора, он практичный хозяин и хороший воин.

Сохранились «Рифмованные хроники дел Испании» (начало XV в.), которые включают текст поэмы «Родриго» (или «Юношеские годы Сида», «Рифмованная хроника»). В ней изображается феодальная вражда во времена правления Фердинанда. В поэме отразились черты эпохи XIV в.: слабость королевской власти, которая способствовала феодальной вражде, ожесточенная борьба феодалов за влияние. Фигура короля лишена ореола величия, Родриго рисуется сильным и дерзким феодалом. Обе поэмы объединяет патриотический пафос. Но в «Родриго» этот пафос направлен не против мавров, а против французов, которые участвовали в Реконкисте и захватили лучшие земли. В «Хрониках» ХШ—XIV вв. («Псевдоисидора», «Всеобщая хроника», «Нахерская хроника») сохранились и такие героические поэмы, как «Поэма о Родриго и о том, как погибла Испания», «Поэма об осаде Саморы», «Песнь о семи инфантах Лары», «Поэма о графе Фернане Гонсалесе», «Поэма о Бернардо де Карпио», изображающие события Х-ХШ вв.

Кастильская лирика. Заметным культурным явлением была кастильская лирика, произведения исполнялись сначала под музыкальный аккомпанемент. Она складывалась, возможно, под влиянием арабско-андалузской поэзии. На это указывает жанр «мувашшах» (на арабском языке означает «опоясывающий»). Это были самые ранние образцы европейской поэзии на народном языке. Наиболее древняя форма кастильской лирики — вильянси-ко (деревенская песня), давшая начало серранилье (пастушеской песне), существовали вакхическая песня, восходящая к песням семинаристов, так называемых голиардов, карнавальная песня, свадебная, майская (или любовная), солдатская песня, посвященная победам над маврами.

Исидор Севильский и ранний энциклопедизм. Исидор Севильский (исп. San Isidoro de Sevilla, лат. Isidorus Hispalensis, около 560—636) — испанский средневековый ученый и церковный деятель, писавший на латинском языке. Он родился в Новом Карфагене (ныне испанский город Картахена), по легенде, принадлежал к готскому королевскому роду. Около 600 г. стал архиепископом Севильским. Был духовником вестготского короля Рекареда. По-видимому, учредил в Севилье церковную школу. Участвовал в церковных соборах.

Из многочисленных произведений Исидора Севильского особенно значимы «Этимологии» (или «Начала») в 20 книгах, построенные как объяснение происхождения и смысла слов. Книги 1-3 описывают семь «свободных искусств» (средневековые «тривиум»: 1-я книга — грамматику, 2-я книга — риторику, диалектику и «ква-дривиум»: 3-я книга — арифметику, геометрию, астрономию и музыку) и сыграли важную роль в утверждении тривиума и квадри-виума как основы средневекового университетского образования в Европе. Книга 4 посвящена медицине и библиотекам; книга 5 — праву, хронологии; книга 6 — церковным текстам и обрядам; книга 7 — Богу, земным и небесным иерархиям; книга 8 — церкви и ересям; книга 9 — языкам и народам; книга 10 построена как алфавитный словарь, посвященный этимологии. Следующие 10 книг посвящены систематическому описанию природы человека и культуры: книга 11 — человеку, чудесам и знамениям; книга 12 — зверям и птицам; книга 13 — частям света; книга 14 — географии; книга 15 — архитектуре и строительству дорог; книга 16 — камням и металлам; книга 17 — земледелию; книга 18 — терминам войны, права и публичных игр; книга 19 — кораблям, зданиям и одежде; книга 20 — пище, инструментам и предметам мебели. Это сочинение стало одной из самых обширных энциклопедий в истории европейской культуры, признается фундаментом средневекового образования. О популярности труда Исидора Севильского свидетельствует то, что до настоящего времени сохранилось более 1000 его рукописных средневековых копий. Другое центральное сочинение Исидора Севильского — «Сентенции» в трех книгах (изложение учения о морали на основе идей Григория Великого и других церковных авторов).

Исидор Севильский был также автором книги «О природе вещей», трудов по грамматике, математике, написал «Большую хронику» — мировую историю, «О происхождении царей готов, вандалов и свевов» — историю вестготской Испании. Современниками он почитался как святой. Данте в «Божественной комедии» помещает Исидора Севильского в раю. Официальная канонизация Исидора Севильского как «учителя церкви» (doctor ecclesiae) произошла в 1598 г. С начала 2000-х годов среди католиков распространилось почитание св. Исидора как покровителя Интернета, день св. Иидора — 4 апреля — празднуется как день Интернета.

Типы средневековой культуры: клерикальная, рыцарская, народная; их взаимодействие. Особенности «ученой литературы» Испании. Творчество Гонсало де Бер-сео. Возникновение театра и развитие церковной драмы, жанры. Личность Альфонса X Мудрого, его общественная и политическая деятельность. Литературная деятельность Хуана Мануэля.

«Ученое искусство». Новый тип поэтического искусства возник в духовной среде — «ученое искусство». Произведения создавались на латинском языке. Они опирались на книжную традицию, обрабатывали античные и библейские сюжеты, религиозные легенды, жития святых, легенды о Богоматери и др. Иногда представители «ученого искусства» обращались к национальной истории и писали не на латыни, а на народном языке, например — «Поэма о Фернане Гонсалесе». Первым кастильским поэтом был клирик Гонсало де Берсео (около 1198 — между 1265—1270), основоположник испанской религиозной поэзии. Он писал на испанском языке. Его лучшие произведения обнаруживают связь с народными представ лениями о жизни, чувствах и переживаниях: «Чудеса нашей сеньоры», «Плач Девы в день страстей Иисуса Христа».

Среди произведений «ученого искусства» выделяется «Книга об Аполлонии» (между 1235 и 1240), написанная по материалам позднегреческого и французского вариантов романа о короле Аполлонии. Это был первый образец жанра романа на народном испанском языке. Сюжет, основанный на приключениях двух влюбленных, включает множество перипетий: путешествие по морю, похищения, трагические разлуки, неожиданные встречи и т. д. Уже в первом романе отразились черты испанской жизни, дано точное описание испанского монастыря, вплоть до указания, что во главе его стоит аббатиса, и того, как став хугларессой, героиня играет на музыкальном инструменте. Другой роман — «Книга об Александре» (XIII в.), также основанный на французских источниках, — имеет также черты научно-дидактического трактата, содержащего энциклопедические знания своей эпохи.

Возникновение театра и драматургии. К XIII в. относят и рождение испанского театра, ведущими жанрами которого были мистерия и моралите. Единственный сохранившийся памятник кастильского театра — «Мистерия или ауто о волхвах» (конец XII — начало XIII в.). Сюжет основан на Евангелии от Матфея. Действие развивается легко, стремительно, внутренне драматично. Неизвестный автор стремится передать и скептицизм волхвов, и хитрость Ирода, и лживость раввинов. Существовал школьный ученый театр, представления которого давались студентами на латинском языке в университетах. Известны также «позорные игрища» — сатирические народные представления в бурлескном стиле.

Средневековая проза. Первые образцы испанской национальной прозы относят к началу XIII в. Зачинателем кастильской прозы, много сделавшим для развития и возвышения кастильского языка, был король Альфонс X Мудрый (Alfonso X el Sabio, 1221 — 1284). Он был создателем «Семи частей» (1251) — свода законов; работал над «Великой и всеобщей историей», выстраивая историю человечества от сотворения мира; писал светские и религиозные «Гимны». Подлинным создателем испанской художественной прозы стал племянник короля Альфонса X дон Хуан Мануэль (don Juan Manuel, 1282-1348). Он серьезно относился к творче ству и написал к своим книгам «Общее предисловие». Его сочинения: «Книга об охоте», «Книга советов и наставлений, которые Хуан Мануэль дает своему сыну», «Книга о рыцаре и оруженосце», «Книга состояний». Их отличает сочетание повествовательной, новеллистической стихии и дидактики. В книге «Граф Луканор» писатель вводит новый повествовательный материал, обрабатывая притчи из различных источников и обнаруживая при этом связь с народными верованиями и представлениями о мире.

Дидактическая литература. Дидактическое направление в испанской литературе представляют Сем Тоб (первая половина XIV в.), а также Лопес де Айяла (1332-1407), чья «Поэма о придворной жизни» (1385—1403) написана в формах старого «ученого искусства» с использованием формы провансальско-галийской лирики. Автор критикует феодальное общество и его представителей, особенно резко отзывается о представителях церкви.

  • [1] Здесь и далее в обзорных разделах использован переработанный материал статьи: Ерофеева Н. Е., Луков Вл. А. Испания (литература) // Новая Российская Энциклопедия : в 12 т. Т. 7 (1): Интонация — Казарес/ редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. М.: Энциклопедия ; ИНФРА-М, 2010. С. 238—242. Мелким шрифтом приведены формулировки из программы курса «Испанская литература», принципиальные разделы содержания курса следуют сразу за этими фор-муллировками (в составлении которых принимали участие Ю. Е. Бернова и Н. Г. Калинникова).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >