Примеры епископских дворцов и инженерные сооружения

Постройкой крупного для того времени дворца отмечен город Оломоуц, где была возведена резиденция епископа.

Дворец епископа. Оломоуц (ок. сер. XII в.) (рис. 20-22)[1].

В Оломоуце, как и в Праге, территория замка включала в себя место правителя, место для епископа, епископальный собор. В 1137-1138 гг. оломоуцкий епископ Йипдржих Здик посетил Иерусалим и по приезду на родину занялся перестройкой собственной вотчины. В 1141 г. епископ Оломоуца Йипдржих Здик

Дворец епископа. Оломоуц. Реконструкция

Рис. 20. Дворец епископа. Оломоуц. Реконструкция

Окна епископского дворца

Рис. 21. Окна епископского дворца:

а — варианты оформления (реконструкция); б — разновидности проемов

Типовые вариации окон романского периода

Рис. 22. Типовые вариации окон романского периода

переместил епископальный престол из старого храма Святого Петра в новую церковь Святого Вацлава. Также Йиидржих Здик определил настоятеля монастыря с двенадцатью членами, которые жили по уставу святого Августина. С северной стороны кафедрального собора Святого Вацлава по его распоряжению стали строить монастырь для каноников, разрабатывался проект епископального дворца (моделью для которого служили имперские дворцы, которые епископ мог наблюдать во время своих дипломатических путешествий). Вход па первый этаж дворца располагался с западной стороны. Внутреннее пространство первого этажа имело низкие показатели инсоляции. Естественный свет во дворец проходил через оконные проемы, сформированные в северной стене верхнего (второго) этажа. В первой комнате верхнего этажа в северо-западном углу располагался очаг с консольной вытяжной трубой. Консоль имела художественное оформление в виде пальмового листа. В данном помещении было два окна: одно с северной и одно с западной стороны. Каждый оконный проем по вертикали был разделен разгрузочной колонной. Следующий зал имел три трехсекционных и одно двухсекционное окно. Проход из храма во дворец проходил по первому этажу с западной части построек и имел три двухсекционных окна. С северной стороны первого этажа в первоначальном варианте было сделано окно круглой формы, которое находилось под трехсекциопным окном второго этажа. В восточной части первого этажа располагались покои монахов и епископа. Прогулочный дворик был со всех сторон окружен монастырскими стенами. Епископ Роберт в 1204 г. восстанавил церковь и монастырь. Во второй четверти XIII столетия дворец утратил свои функции и был превращен в соборную школу. Ученики этой школы оставили после себя рисунки и надписи на стенах, которые сохранились до наших дней. Многочисленные изменения и перестройки, которые активно велись в эпоху готики в XIV столетии, значительно повлияли на облик дворца. Но -сохранившиеся элементы начального облика дворца показывают исключительное качество строительных работ во времена епископа Здика. Камнерезные работы — горельефные изображения листьев пальм, аканта, розетки, архивольты показывают, что цех камнетесов в Оломоуце был знаком с современными для того времени методами мастеров Италии и Южной Франции, не случайно впоследствии местные мастера будут участвовать в возведении имперских храмов в Ринеланде.

Уникальным для своего времени архитектурным сооружением был мост Юдифи. Этот каменный мост был построен во второй половине XII столетия по инициативе второй жены князя Владислава Юдифи Тюрингии. Очевидно, строительство велось итальянскими мастерами каменных дел, которые занимались возведением моста в Регенсбурге (1135-1146). Мост Юдифи впоследствии стал отправной точкой формирования единого городского пространства. При его строительстве использовали тесаные каменные блоки песчаника, сцепленные раствором и металлическими скобами. Технической основой формирования моста являлись его двенадцать арочных пролетов. Арочные пролеты этого инженерного сооружения увеличивались в размере по мере приближения к центру реки. На территории Старого Города рядом с монастырем Святого Креста и около городских домов рядом с речкой Чертовкой обнаружены остатки одной из насыпей бывшего моста. В оформлении моста использовались рельефы. Восточный фасад одного из домов был украшен рельефом с коленопреклоненной фигурой Владислава, получающего документ, дарующий ему право на престол. Это мемориал засвидетельствовал успехи Владислава в итальянской компании, связанной с поддержкой Фридриха I Барбаросса, который в 1158 г. вознаградил Владислава королевским званием. Застройка пражского левобережья связывалась с именем и правлением Владислава II (1140-1174). Перекинутый через Влтаву мост имел длину 514 м с пролетами от 11 до 20 м. Ширина моста составляла 7 м.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • 1. Определите значение дворца епископа в Оломоуце для чешской истории.
  • 2. Опишите окна епископского дворца и сравните их с оконными проемами других архитектурных памятников Чехии ХП-ХШ вв.
  • 3. Опишите историю моста Святой Юдифи и определите его значение для дальнейшего развития Праги.

  • [1] Pojsl М., Londin V. Dvanact stoleti nasi architektury. Olomouc, 2003.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >