Формирование пражской архитектуры

Пражская архитектура VIII—IX вв. представлена первой каменной церковью в Леви-Градеце и церковью Девы Марии в Пражском Граде (изначально священном для племени месте). Оба этих храма были воздвигнуты в правление князя Бор-живоя.

Церковь Девы Марии упоминается в письменных источниках. Археологи потратили много лет на ее поиски. Она была построена в 882-884 гг. и впоследствии восстановлена в XI или XII в.

Иван Борковский явился тем счастливчиком, который определил местонахождение данного храма. Церковь находилась под западным крылом пражского замка, а исследования ее остатков пролили свет на историю этой постройки. В первый период своего существования храм являлся самой старой каменной постройкой в Праге (рис. 4, а). Только более низкие ряды

1

каменной кладки фундамента прямоугольного в плане нефа и слегка нарушенная апсида принадлежат периоду правления князя Борживоя. Внутреннее пространство нефа заключало в себе большую, но никогда не использовавшуюся могилу. Намного меныпая по размерам могила Спитигнева II и его супруги были установлены позднее. После забвения постройку восстановили, по каменная кладка храма была уничтожена в конце XIII столетия, а остатки повреждены поздними постройками Пражского замка и скрыты под землей. Заказчиком строительства являлся Борживой I; впоследствии храм перестраивался по приказу Спитигнева (рис. 4, б)[1] .

Церковь Девы Марии в Пражском Граде

Рис. 4. Церковь Девы Марии в Пражском Граде: а — план 885 г.; 6 — план 895 г. (после реконструкции)

В 920 г. князь Вратислав I (княжил с 905 по 921 г.) основывает в Пражском кремле замковый храм Святого Иржи (Георгия) (рис. 5).

Церковь Святого Георгия (Иржи) была построена на одном из самых высоких участков замка, почти точно в центре укреплений цитадели (рис. 6). Изучение самой ранней каменной кладки не позволило сформировать ясную картину его формы в период после 920 г. Но это, вероятнее всего, была церковь базиликарного типа с боковыми нефами. В 973 г. самый старый

Базилика Святого Георгия (Иржи)

Рис. 5. Базилика Святого Георгия (Иржи): а — общий интерьер; б — общий вид

Фрагмент плана Пражского Града и базилики Святого Георгия (Иржи)

Рис. 6. Фрагмент плана Пражского Града и базилики Святого Георгия (Иржи)

монашеский дом в Чешских землях — орден бенедектинского братства — основал женский монастырь, которому передали данный храм. Первой его настоятельницей была Мария (Млада), сестра принца Болеслава II. В связи с новым предназначением здания храм был расширен. Часть каменной кладки X в. была сохранена в южном боковом нефе и под южной башней. Главные изменения в храмовой постройке произошли после пожара 1142 г. Восстановление храма было связано с именем строителя Вернера (Вернхеруса). Церковь приобрела более вытянутую форму, с восточной стороны появились три нефа и две башни, служившие окончанием боковых нефов. Романский период постройки закончился при настоятельнице Агнесе, когда к южной части здания присоединили часовню Святой Людмилы.

Дальнейшие изменения были внесены в постройку в начале XII — середине XIV в. Реконструкция архитектурного памятника продолжались вначале XVI — конце XVII в. В период с 1718 по 1722 г. здание также реконструировалось. При работах, проводимых над храмом с 1887 по 1908 г., произошла замена архитектурных деталей и частей каменной кладки. Строительство проводилось под патронажем Болеслава II настоятельницей Марией (Младой), послепожарное восстановление (1142 г.) — настоятельницей Агпесой.

Но активное развитие чешской архитектуры начинается с X в., а именно со строительства ротонды Святого Витта в Пражском Граде. Строительство ротонды Святого Витта исторически связано с правлением князя Вацлава Святого, правившего пражской территорией в 921-929 гг. Окончание строительства, по мнению чешских исследователей, приходится на 930 г. — первый год правления князя Болеслава I (929-967).

Ротонда Святого Витта (Пражский Град). Непосредственным толчком к строительству стало приобретение реликвии — руки Святого Витта у германского императора Генриха I. По прошествии трех лет Вацлав умер, а его тело было захоронено в южной апсиде ротонды Святого Витта. Через некоторое время в этом храме будет погребен второй из чешских святых — пражский епископ Войтех (957-997 гг.). Впоследствии это захоронение и прилегающая к нему ограждающая конструкция апсиды сохранятся в выстроенной на данном месте базилике Спитигнева II (основанной в 1060 г.). Ротонда Вацлава имела центральное пространство пролетом в 11 м. От данного объема отходили по четырем сторонам света апсиды (рис. 7[2]). Ротонда Святого Витта представляла собой круглое в плане здание с четырьмя полукруглыми апсидами, расположенными по сторонам света и, таким образом, представляющее собой форму греческого креста с округленными углами.

Греческий крест является самой простой формой крестов. Крест с концами равной длины считается одним из древнейших знаков, именуемым еще в литературе как crux quadrata. Изображение

Ротонда Святого Витта (Прага)

Рис. 7 . Ротонда Святого Витта (Прага):

а — разрез; б — план греческого креста могло иметь разнообразные значения: он рассматривался как символ бога солнца, бога дождя, элементов из которых создан мир — воздуха, земли, огня и воды[3]. Центральная часть креста-ротонды Святого Витта была увеличена по чисто практическим соображениям, т. к. являлась местом проведения службы и должна была в себя вмещать всех желающих. В центре ротонды выделялось пространство, ограниченное восемью столбами, выставленными в форме круга. Круг так же, как и греческий крест, считается древнейшим символом, корни изображения круга относятся к религиозным представлениям людей, живших в нижнем палеолите. Круг олицетворяет собой как солярный символ, так и границы видимого человеком мира.

Григорий Нисский (335-394), летописец и один из разработчиков христианского символа веры, писал:

Крест есть схема часовни, которая слагается, как подобает, из четырех помещений, расположенных по всем сторонам... В кресте помещается круг, подразделенный восемью углами... Таким образом, две диаметрально противоположные стороны восьмиугольника связывают посредством арок находящийся в середине круг с помещениями, расположенными по четырем сторонам.

Таким образом, византийский образ храма IV в. н. э. с IX в. является образцом для подражания в славянских землях.

Пространство южной апсиды частично выходило за пределы базилики. Ее внешняя часть показывает, что стены ее были облицованы тесаным камнем, сохранившим свои формы.

На земле, где находится современная Прага, уже в IX в. существовало два городища — городище Прага (Градчаны), которое являлось территорией княжеской резиденции Прже-мысловичсй, и Вышсград.

Точных данных об основании Пражского кремля нет. Но до наших дней дошло народное предание о княжне Либуше

с Пржемыслом. Либуше вместе со своей дружиной остановилась па скалистом берегу Влтавы. Один из дружинников стал вспоминать о том, что собой представляли в прошлом дикие места, и вдруг все обратили внимание на Либуше, которая вошла в экстаз. Для нее не существовали в эти минуты ни муж, ни дружина. Либуше протянула руки над рекой и пророчествовала:

Вижу огромный город, слава которого возвысится до небес. Там в лесу за 30 гонов отсюда[4] есть место, река Влтава его огибает... Там, посредине леса, вы найдете человека, тешущего порог дома. И замок, который вы построите, назовете Прагой. И как князья и воеводы склоняют голову прежде, чем переступить порог, так же будут кланяться и моему городу.

Территория Пражского Града появляется на месте брода через Влтаву, где образовался стихийный рынок, который княжеской власти следовало контролировать и охранять. Первоначально Пражский Град представлял собой деревянное оборонительное сооружение с тремя воротами и крепостным валом.

Со времени основания Пражского епископства (973 г.) начинается строительство монастырей и епископальных дворцов.

Место проживания епископа в Праге, вероятнее всего, было уже основано в конце X столетия. Археологические раскопки дали возможность исследовать остатки наружной стены, которая представляла собой кладку из сланца с глиняной обмазкой. Это свидетельствует о том, что данный памятник является самым раним из известнейших каменных домов в Пражском замке. Очевидно, часовня Святого Мориса была построена в тот же самый период. Если жилье пражского епископа со временем пострадало, то часовня в восстановленной форме просуществовала до 1880 г. Нижняя часть каменной кладки часовни состояла из грубо обработанного тесаного камня. Часовня имела один неф и полукруглую апсиду. Кровля часовни имела

двускатную форму. После пожара 1142 г. был сооружен новый двухэтажный дворец, часть которого видна и в наши дни в том самом месте, где существовал переход в часовню. В конце романского периода дом приобрел с северной стороны крыльцо с открытой аркадой.

Помимо романской кладки, сделанной после пожара 1142 г., с восточной стороны здания мы можем наблюдать и спаренное романское окно с разделением по центру проема колонной.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • 1. Дайте характеристику влияния князей Борживоя и Спитигнева на архитектуру Праги.
  • 2. Сравните архитектурные особенности ротонды в Микульчице и ротонды Святого Витта.
  • 3. Опишите основные требования, которые обязательно должны быть соблюдены при строительстве христианского храма.
  • 4. Проанализируйте развитие пражской архитектуры изученного периода.

  • [1] Pohl R. Prazsky hrad: prochazky s architektem Prochazkou I. Praha, 2006. 2 Ibid. 3 Станъкова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М„ 1987. 4 Pohl R. Prazsky hrad...
  • [2] Benesovska К., Chotebor Р. et al. Architecture of the romanesque. Praga, 2001; Pojsl M., Londin V. Dvanact stoleti nasi architektury. Olomouc, 2003.
  • [3] Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996. С. 146. 2 Степанов А. В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. М., 1993. С. 28. 3 Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. М., 1959. С. 20.
  • [4] Гон — расстояние, равное примерно 125 шагам. 2 От prah — порог (чешек.). 3 Гофмейстерова Я., Пфафф И., Шульц Ф. и др. Прага. Прага, 1958. С. 64.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >