Способы проведения соревнований (системы розыгрыша)

В практике спортивных игр, как уже упоминалось, сложились три способа (системы) проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения и комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.

Каждому способу (системе проведения соревнований) соответствует порядок составления календаря или расписания встреч участников соревнований, то есть - команд. Перед составлением календаря проводится жеребьевка, по результатам которой каждая команда получает определенный номер.

Круговой способ. Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей становится команда, победившая в наибольшем числе встреч. По числу выигранных встреч выявляются и последующие места. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель. При любом результате каждая команда играет со всеми участниками турнира, что положительно для приобретения соревновательного опыта, способствует росту мастерства. Но проведение соревнований по этому способу занимает много времени, особенно если они проводятся в два круга или более. В связи с этим необходимо уметь определять параметры затрат времени и числа встреч в таких соревнованиях.

Количество дней соревнования при использовании кругового способа и при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участвующих команд, а при четном - на один день меньше этого числа, то есть по формуле:

х = п; х - п - 1,

  • - где х - количество игровых дней;
  • - п - число участвующих команд;

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по следующей формуле:

11(11- 1)

х =--------

где х - количество встреч;

п - количество команд; (п - 1) - число игр, которое должна провести каждая команда;

2 - показатель, свидетельствующий о том, что одна игра засчитывается двум командам.

В спортивных играх значение имеет место, где проводится та или иная встреча. То есть на своем поле играет команда или на поле соперника. Поэтому при составлении календаря игр учитывается требование - с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с чередованием полей. При этом способе по таблице определяют, какие номера команд встречаются в каждый день соревнований. Команда, номер которой указан первым, играет на своем поле. Если число команд-участниц нечетное, то команда, рядом с которой указан номер в скобках, а он означает недостающую команду, в данный день свободна от игр.

Таблицу игр для любого числа команд можно составить самостоятельно. Для этого число играющих команд нужно разделить пополам и далее написать столбиками цифры, начиная со второй половины. Если число команд-участниц нечетное, то на 2 делят очередную четную цифру. Например, если участвует 7 команд, следующую за 7, четную цифру 8 делят на 2 и пишут столбиками цифры, начиная со второй половины, то есть с 5,6,7.

  • 5 6 7
  • 5 4 6 5 7 6 1 7
  • 6 3 7 4 1 5 2 6
  • 7 2 1 3 2 4 3 5
  • 12 3 4

В случае, если в соревновании участвует четное число команд, последнюю цифру не пишут. Рядом с написанным таким образом столбцом цифр проводят вертикальную линию и под ней пишут цифру 1, а в столбике (снизу вверх) - следующие по порядку цифры 2, 3,4. Далее, снова проводят вертикальную линию и над ней пишут очередную цифру (в нашем случае - это 5) и т. д. Далее нужно действовать так же, помещая очередную цифру то под линией, то над ней, пока не возникнет необходимость поставить над линией цифру 1.

Цифры, которые окажутся внизу и над линиями, при нечетном числе команд-участниц показывают номера команд, свободных в данный игровой день от выступлений. При четном числе команд эти цифры образуют с последней четной одну из пар данного игрового дня. Например: 1-8,8-5,2-8,8-6 и т. д.

Цифры, расположенные по обе стороны от каждой из линий, указывают номера игровых пар. Причем цифры справа от линии обозначают номера команд, играющих на своих площадках, а цифры слева - это номера команд, играющих на полях соперников.

Находящиеся под линиями цифры также обозначают команды, которые играют на своих полях. Цифры над линиями - означают команды, играющие на полях соперников. Каждая пара соседних столбиков образует очередной игровой день.

Для 3 и 4 команд

Для 5 и 6 команд

1 день

2 день

3 день

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

1-(4)

(4)-3

2-(4)

1-(6)

(6)-4

2-(6)

(6)-5

3-(6)

2-3

1-2

3-1

2-5

5-3

3-1

1-4

4-2

3-4

1-2

4-5

2-3

5-1

Для 7 и 8 команд

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

1-(8)

(8)-5

2-(8)

8-(6)

3-(8)

(8)-7

4-(8)

2-7

6-4

3-1

7-5

4-2

1-6

5-3

3-6

7-3

4-7

1-4

5-1

2-5

6-2

4-5

1-2

5-6

2-3

6-7

3-4

7-1

Для 9 и 10 команд

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

8 день

9 день

1-(Ю)

(10)-6

2-(10)

(Ю)-7

3-(10)

(10)-8

4-(Ю)

(Ю)-9

5-(10)

2-9

7-5

3-1

8-6

4-2

9-7

5-3

1-8

6-4

3-8

8-4

4-9

9-5

5-1

1-6

6-2

2-7

7-3

4-7

9-3

5-8

1-4

6-9

2-5

7-1

3-6

8-2

5-6

1-2

6-7

2-3

7-8

3-4

8-9

4-5

9-1

Способ проведения игр без чередования полей применяется, когда соревнования проводятся в одном месте. Таблица игр составляется для четного количества команд. При нечетном числе команд последнюю «четную» цифру заменяет ноль.

Участвующие команды делятся на два столбика, пополам. Первая половина записывается сверху вниз, вторая снизу вверх. Номера команд попарно определяют первый игровой день. Для определения последующих дней и пар производят движение номеров команд, против часовой стрелки. При этом первый номер оставляют на месте. При организации соревнований могут быть использованы и два варианта расположения номеров команд.

1

1 вариант

2 вариант

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

1 день

2

день

3 день

4 день

5 день

1-6

1-5

1-4

1-3

1-2

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-5

6-4

5-3

4-2

3-6

6-3

2-4

3-5

4-6

5-2

3-4

2-3

6-2

5-6

4-5

5-4

6-5

2-6

3-2

4-3

При нечетном количестве команд, например, 5, вместо номера 6 ставится 0. То есть команда в этой паре не играет (выходная).

При большом количестве команд и ограниченном времени для проведения соревнования соревнования проводятся в два этапа. Это предварительные и финальные игры. Например, при 18 командах они делятся на три подгруппы по 6 команд. Команды, занявшие I-И места в подгруппах, образуют финальную группу, где разыгрываются I—VI места. Участницы, занявшие Ш-IV места в подгруппах, разыгрывают VII-XII места. Команды, занявшие 5-6-е места в подгруппах, разыгрывают места с ХШ по XVIII в соревнованиях.

Можно разделить участвующие коллективы на 6 подгрупп по 3 команды. Команды, занявшие первые места в подгруппах, разыгрывают места с I по VI, вторые - с VII по XII, третьи места - с ХШ по XVIII. При этом результаты предварительных игр засчитываются в финале.

Для участия в финале жеребьевка проводится таким образом. В первый игровой день игровые пары составляют команды, сыгравшие в предварительных играх, и этот день считается сыгранным. Все последующие дни календаря составляются по описанным выше способам с учетом номеров команд, полученных при жеребьевке. По этому принципу составляются и финальные группы с целью определения последующих мест.

Для распределения команд по подгруппам, примерно равным по силам, применяют способ рассеивания: по жребию или «змейкой» с учетом показателей предыдущих соревнований.

Рассеивание жребием, например, на три подгруппы: I, II и III места рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем также IV, V и VI места и т. д. Для остальных команд проводят общую жеребьевку.

Рассеивание змейкой проводится на основании занятых мест на предыдущих (прошлогодних) соревнованиях, например, 8 команд делят на 2 или 3 подгруппы, как показано на рис. 3.

Результаты соревнований определяются по сумме набранных очков в соответствии с оценочными шкалами путем начисления очков за победу, за ничью (в играх, где это возможно), за поражение и неявку на соревнование. При наличии ничьих существуют варианты начисления очков: первый - за победу - 3 очка, за ничью - 2, за поражение - 1 и за неявку - 0. Второй вариант - за победу - 2 очка, за ничью - 1, за поражение и неявку - 0. В играх, где ничьих не может быть: за победу присуждают 2 очка, за поражение - 1 и за неявку - 0.

  • 4 --------------------- 3 6
  • 8 ------------------------- 7 12 ------------------------- ]
  • 2 подгруппа
  • 1 подгруппа 2 подгруппа 1 подгруппа 3 подгруппа

Рис. 4. Рассеивание команд на две и три подгруппы

В спортивных играх проводятся соревнования, в которых может участвовать несколько команд, составляющих «клубный зачет», при двух и более командах. Это могут быть студенческие; детско-юношеские команды; несколько возрастных групп; взрослые и детско-юношеские коллективы. Победителем в таких играх является коллектив, набравший в сумме большее число очков во всех встречах. Возможны также отдельные зачеты по каждой категории участвующих команд.

При проведении соревнований с клубным зачетом участникам, старшим по возрасту, по уровню подготовленности команды присуждается большее количество очков по сравнению с младшими командами. Например, при участии четырех команд первая за победу получает 4 очка, вторая - 3, третья - 2 и четвертая - 1. Возможен вариант, когда команды разделяют 2 очка, при четырех командах это 8, 6, 4 и 2. За ничейные игры начисляется половина очков, в первом случае - это 2; 1,5; 1,0; 0,5 очка соответственно. За поражение и неявку команда не получает очков.

Приведенные варианты начисления очков могут использоваться, например, для стимулирования подготовки и выступления юных спортсменов. В этом случае за победу детско-юношеским командам начисляется столько же очков, как и взрослым и т. п.

Для подсчета результатов соревнований по круговому способу применяется таблица, в которой отражается необходимая информация с учетом специфики спортивной игры. Пример составления подобной таблицы приведен ниже.

Команда

Команды

Количеств о очков

Разница мячей ит. д.

Занятое

место

1

2

3

4

«СКИФ»

«Сатурн»

«Автодор»

«Юниор»

В случае проведения соревнований в два круга каждую клетку таблицы делят горизонтальной линией на две части. В клетках отражаются результат встречи двух команд и набранные очки. Первым проставляется результат команды, которой «принадлежит» клетка. Например, команда 1 выиграла у команды 2 со счетом 27:16, ей записывается результат 2 очка, а сопернику записывают 0 очков. В случае ничьей обоим соперникам засчитывают по 1 очку.

При проведении соревнований с клубным зачетом в соответствующих клетках проставляются аналогичным порядком результаты всех команд.

Способ проведения игр с выбыванием. При проведении соревнований с выбыванием каждая команда выбывает из турнира после первого (второго) поражения.

При составлении расписания игр и таблицы соревнований порядковые номера команд в таблице определяют путем проведения жеребьевки. Если число участвующих коллективов удваивается (4, 8, 16, 32 и т. д.), названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенном жребием. Первая команда играет со второй, третья - с четвертой и т. д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 5). Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; этап из четырех команд -полуфиналом, а решающие матчи двух лучших команд - финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.

Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле:

(п - 2х) 2,

где п - число команд-участниц;

х—степень, дающая число, максимально приближенное к п.

Например, если в соревнованиях участвует 11 команд, то в первый день встречаются 6 команд, то есть по формуле: (11-8)2.

  • 1-й этап
  • 2-й этап
  • 3-й этап
Схема встреч для 8 команд

Рис. 5. Схема встреч для 8 команд

Количество игр при способе с выбыванием определяют по следующей формуле:

х = (п - 1)т,

где х — количество игр,

п - число участвующих команд,

т - количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований.

Например, при 8 командах с выбыванием после одного поражения будет 7, после двух поражений - 14 игр и т. д.

Количество игровых дней определяется по формулам:

первая формула:

х = п,

где х - количество дней при способе выбывания после одного поражения,

п - степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2);

вторая формула:

х = п +1,

где х - количество дней при способе после одного поражения,

+ 1 - степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1=3 дня.

Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Номера этим командам определяют, как и на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд окажется нечетным, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней части таблицы. Пар команд, играющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше. Это отражается в верхней половине таблицы.

Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половине таблицы, а также число команд, играющих на первом этапе, приведено в таблице.

Расчет числа команд по способу с выбыванием после одного поражения

Общее число команд участников

Число команд, играющих в первом этапе

Число команд, вступающих в борьбу со второго этапа

всего

«сверху»

«снизу»

4

4

-

-

-

5

2

3

1

2

6

4

2

1

1

7

6

1

-

-

8

8

-

-

-

9

2

7

3

4

10

4

6

3

3

11

6

5

2

3

12

8

4

2

2

13

10

3

1

2

14

12

2

1

1

15

14

1

-

-

16

16

-

-

-

17

2

15

7

8

18

4

14

7

7

19

6

13

6

7

20

8

12

6

6

21

10

11

5

6

22

12

10

5

5

23

14

9

4

5

24

16

8

4

4

С целью повышения интереса к соревнованиям при проведении жеребьевки разводят (рассеивают) наиболее сильные команды в верхней и в нижней половинах сетки. Например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы. Таким образом, создается возможность, чтобы эти коллекти вы, в случае побед над командами менее подготовленными, встретились между собой к концу соревнований.

В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечетными номерами, во второй день - на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они проводили на своем или на «чужом» поле. Место проведения финальной игры определяется положением о соревновании.

Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сетки (рис. 6). В этом случае команды, потерпевшие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается здесь в два раза. Если в финальной игре победу одержит команда, вышедшая из дополнительной сетки, то финал проводят повторно.

Пример составления календаря игр по способу выбывания после двух поражений (8 команд)

Рис. 6. Пример составления календаря игр по способу выбывания после двух поражений (8 команд)

При проведении соревнований по способу с выбыванием в качестве таблиц учета результатов служат сетки с наименованием команд согласно проведенной жеребьевке и проставлением результата встреч.

Применение способа с выбыванием позволяет выявить одного победителя, занявшего первое место. Остальные команды выбывают как проигравшие. При помощи дополнительных игр условно можно определить и последующие места. Такой вариант проведения игр представлен в таблице ниже.

Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша. Применение этого способа основано на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При нем одна часть соревнования - предварительная или заключительная - проводится по круговому способу.

Другая часть проводится по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.

Возможны несколько вариантов смешанного способа.

Первый вариант. Команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть). Затем в заключительной части соревнований проводятся стыковые игры, где определяются 1—2, 3^1-, 5-6 и 7-8 места.

Второй вариант. Команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более участниц. Предварительная часть соревнований проводится по способу с выбыванием, заключительная часть - по круговому способу для 4 команд, которые заняли первые места в подгруппах.

Третий вариант. При нем предварительная часть в 4 подгруппах проводится по круговому способу, а заключительная часть, в которой участвуют 4 победителя, по способу с выбыванием.

Таким образом, знание способов проведения соревнований по-зволет организовать игры с учетом многих факторов, способствующих популяризации гандбола, в том числе подготовленности, возраста и пола выступающих спортсменов.

Вопросы для самоподготовки

  • 1. Приведите определение понятия «правила соревнований». Охарактеризуйте значение правил для процесса организации и проведения соревнований. Какая организация устанавливает требования в правилах и изменения в них?
  • 2. Что такое положение о соревнованиях? Какие требования и характеристики приводятся в положении о соревнованиях? Какие цели преследуются организаторами соревнований при составлении положения? Как требования составляемого положения могут положительно влиять на зрелищность соревнований, на их оснащен ность, на уровень подготовки занимающихся? Приведите конкретные примеры.
  • 3. Составьте примерное положение о соревнованиях для определенной группы спортсменов, учитывая возраст, пол, подготовленность занимающихся, пользуясь стандартной схемой, приведенной в настоящем пособии.
  • 4. Дайте определение понятию «календарь соревнований». Какие цели преследуются при составлении таких календарей. По каким позициям календарь может уточнять классификацию соревнований? Каким образом структура календаря определяет характер проводимых соревнований.
  • 5. Назовите главное требование, предъявляемое к календарям соревнований. Раскройте, почему правила соревнований, положения и календари считаются «рычагами управления соревнованиями»? Какие Вы знаете способы проведения соревнований? Раскройте их.
  • 6. Раскройте особенности организации соревнований по круговому способу. В чем его преимущества и недостатки? Раскройте технологию составления календаря таких соревнований.
  • 7. Раскройте особенности способа проведения соревнований с чередованием полей. В каких случаях полезно пользоваться таким способом? В чем его преимущества и недостатки? Раскройте технологию составления календаря игр по этому способу.
  • 8. Раскройте особенности проведения соревнований по способу проведения игр без чередования полей. В каких случаях пользуются таким способом проведения соревнований? Составьте календарь игр, проводимых по этому способу.
  • 9. Раскройте, какими способами можно проводить рассеивание команд по подгруппам? В чем отличия способов рассеивания жребием и змейкой? Как определяются результаты соревнований в спортивных играх? Раскройте это на конкретных примерах.
  • 10. Расскажите, как проводятся соревнования команд с клубным зачетом? По какому принципу здесь начисляются очки и определяются победители? Составьте таблицу проведения соревнований по круговому способу из нескольких команд. Объясните подходы к составлению Календаря игр в данном случае и определения победителя. Как будут проводиться соревнования в 2, 3 круга?
  • 11. Раскройте способ проведения соревнований с выбыванием. Какие существуют варианты составления календаря игр в зависимости от числа команд и квалификации отдельных команд-участниц? Составьте расписание и таблицу как пример проведения таких соревнований. Как проводятся такие игры с выбыванием после одного, двух поражений? Как учесть возможности включения команд более высокой квалификации в такие соревнования на более поздних этапах состязаний?
  • 12. Расскажите об особенностях комбинированного (смешанного) способа проведения соревнований. Когда полезно применять такой способ проведения соревнований? Приведите конкретные варианты составления Календаря игр по этому способу. Составьте Календарь игр по одному из трех существующих вариантов применения такого способа.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >