Системы проведения соревнований

В практике проведения соревнований по волейболу применяются три системы розыгрыша: с выбыванием после одного или двух поражений, круговая, смешанная.

Система с выбыванием, т. е. с выбыванием после поражения (олимпийская система). Команда, проигравшая встречу, выбывает из дальнейших соревнований. Недостаток этой системы заключается в том, что в результате розыгрыша выявляются только первые два места, и более сильная команда, неудачно выступив, выбывает из дальнейших соревнований. Для того чтобы этого не случилось, сильнейшие команды разводят жеребьевкой в верхнюю и нижнюю часть турнирной таблицы. Преимущество ее в том, что для проведения соревнований при большом количестве команд требуется мало времени. При количестве команд 4, 8, 16, 32, 64 и т. д. (количество команд соответствует 2 в степени «п», т. е. 22, 23, 24, 25) все участники вступают в соревнования с первого тура, пары составляются по порядку номеров и записываются в столбец сверху вниз.

Например, при восьми командах схема выглядит следующим образом:

1

Когда количество команд не соответствует 2П, то таблицу надо построить так, чтобы со второго тура играло количество команд, равное 4, 8, 16, 32 и т. д.

Для определения количества команд, начинающих играть с первого тура, применяется формула:

(А - 2п)х2,

где А - число всех команд,

п - такая степень двух, при которой мы получаем число ближайшее меньшее числа А.

Возьмем 11 команд А=11, ближайшее число к 11 от двух с п-ой степенью будет 8. Раскрываем формулу (11 - 8)х2 = 6. В первом туре должно играть 6 команд и для этого берутся средние номера. Командам, вступающим в игру со второго круга, отводят крайние верхние и крайние нижние номера.

В нашем примере было нечетное количество команд. В этом случае число команд, вступающих со второго круга, вверху таблицы будет четным, а внизу - на единицу больше, т. е. при 11 командах со второго круга вступают 5 команд. Они располагаются так: двум командам даются крайние верхние номера, а трем - крайние нижние и схема принимает вид:

Если число команд четное, но не равно 2П степени (6, 10, 12 и т. д.), то используется та же вышеуказанная формула. Количество неиграющих команд в первом туре будет сверху и снизу турнирной таблицы одинаковым. Например, при 10 командах: (А-2п)х2=(10--23)х2=(10-8)х2=4

В первом туре играет четыре средних номера. Сверху и снизу не играют по три номера. Со второго тура число команд равно степени 2П , что и требовалось, они все вступают в игру.

Для более удобного определения числа команд, играющих в первом круге, рекомендуется пользоваться таблицей (приложение 1).

В соревнованиях по круговой системе все участники встречаются друг с другом по одному разу (в один круг) или дважды (в два круга).

Круговая система позволяет наиболее объективно определить действительное соотношение сил всех соревнующихся, она позволяет полнее проверить подготовленность команд и устраняет элемент случайности в результатах. Розыгрыш по круговой системе требует много времени и в этом ее недостаток.

Календари составляются следующим образом: проводится жеребьевка номеров по количеству участвующих команд, затем в соответствии с этой нумерацией составляется расписание игр. Если розыгрыш проводится в один круг, то игра начинается на площадке той команды, которая находится в паре на первом месте. При розыгрыше в два круга вторая игра проводится на другой площадке.

Чтобы определить количество игр по данной системе, надо количество команд (К) умножить на количество команд минус единица (К-1) и разделить на два. Смысловое значение этой формулы: каждая команда должна сыграть с каждой, но с собой она не играет, что обозначено в формуле как Кх(К-1), но в каждой игре участвует две команды, поэтому это произведение делится на два. Например: участвуют пять команд -----

Узнав общее количество игр, можно своевременно подготовить нужную документацию. При составлении календаря по круговой системе пользуются двумя способами.

Первый способ: с чередованием полей («Змейка»).

В основу берется нечетное число команд. Так, при 7 и 8 участниках схема составляется на 7 команд, при 9 и 10 участниках - на 9 команд и т. д.

По нечетному числу команд чертятся вертикальные линии (каждая вертикальная линия составляет игровой день), около которых пишутся номера участников следующим образом:

  • 4 5
  • 1 2 3

Под первой линией ставится первый номер, через одну - второй, еще через одну - третий и т. д. Начиная со второй линии сверху, продолжается расстановка номеров - четвертый, через одну - пятый и т. д. После чего, начиная от единицы до пяти, «змейкой», выписываются цифры, как показано на схеме. Около первой линии пишут порядковые номера против часовой стрелки.

Цифры, находящиеся слева и справа от каждой вертикальной линии, образуют игровые пары и записываются с первого столбика снизу вверх справа налево, у второго столбика сверху вниз справа налево и т. д.

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

1-6(0)

(0)6-4

2-6(0)

(0)6-5

3-6(0)

2-5

5-3

3-1

1-4

4-2

3-4

1-2

4-5

2-3

5-1

Команды, выбравшие при жеребьевке номера, стоящие слева, являются хозяевами поля. Они обязаны готовить к соревнованиям спортивный зал и принимать гостей, иметь вторую форму, отличающуюся по цвету от формы гостей.

Второй способ: без чередования полей.

Этот способ составления календаря по круговой системе целесообразно применять в тех случаях, когда очередность смены полей не играет роли.

По этому способу календарь составляется следующим образом: первый номер все время остается на месте, а остальные номера передвигаются каждый раз справа налево (против часовой стрелки). Каждое передвижение номеров дает запись одного календарного дня (тура).

При составлении календаря для нечетного числа команд поступают следующим образом: вместо последнего четного числа ставится ноль, а все остальное остается без изменения.

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

1-6(0)

1-5

1-4

1-3

1-2

2-5

(0)6-4

5-3

4-2

3-(0)6

3-4

2-3

(0)6-2

5-(0)6

4-5

Для того, чтобы уложиться в установленные сроки календаря и смету расходов на соревнования при большом количестве участвующих команд, применяют круговую систему с разделением команд на подгруппы и смешанную систему.

Например, при 12 командах по круговой системе количество игр будет равно:-------

Разделив команды на три подгруппы по четыре команды в каждой подгруппе, можно уменьшить общее количество игр. В каждой подгруппе количество игр будет:-----

Финальные игры можно провести следующим образом:

  • - команды, занявшие первые места в подгруппах, играют за 1 -3 места по круговой системе;
  • - вторые места, соответственно, за 4-6 места;
  • - третьи места - за 7-9 места, а команды, занявшие четвертые места в каждой подгруппе разыгрывают 10-12 места. В каждой из подгрупп будет проведено по три игры.

Таким образом, всего будет проведено 30 игр, что намного меньше, чем если бы команды играли без распределения на подгруппы.

При разделении команд на подгруппы, в первую очередь, разводят жеребьевкой сильнейшие команды по этим подгруппам. Чтобы развести сильнейшие команды (по итогам предыдущих соревнований) как в системе с выбыванием, так и в круговой системе используют разведение «Змейкой». Чертится «змейка», а на углах проставляются порядковые номера, соответствующие местам команд, занятым в предыдущем турнире.

5 6

Например, нужно развести 6 команд. Слева (1, 4, 5) попадают в одну часть таблицы, справа (2, 3, 6) - в другую часть таблицы. Для остальных команд проводится дополнительная жеребьевка.

Смешанная система. При тех же 12 командах первый тур можно провести по системе с выбыванием:

X = (12-8)х2 = 8 команд принимают участие в первом туре.

После первого тура четыре проигравшие команды выбывают из соревнований, а четыре команды, не участвовавшие в первом туре, и четыре победителя первого тура продолжают соревнования по круговой системе. Если условия (сроки проведения, смета расходов) позволяют провести игры в один круг, то они играют по круговой системе для восьми команд. А если условия не позволяют, то команды можно разбить на подгруппы. Для чего все это нужно?

В «Положении о соревнованиях» есть такие разделы:

  • 1. Сроки проведения соревнований.
  • 2. Участники и участвующие команды.

При составлении «Положения о соревнованиях» руководствуются двумя документами: календарь соревнований (где указаны сроки проведения соревнований) и смета расходов (где указано, сколько средств выделяется на аренду зала и оплату судей, условия приема и награждения команд). Поэтому без расчета времени и числа судей (которые должны уложиться в вышеуказанные средства), невозможно составить следующие разделы «Положения о соревнованиях»:

  • 1. Место и сроки проведения.
  • 2. Участвующие организации и участники.
  • 3. Условия приема команд.
  • 4. Награждение команд.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >