Методы проектирования формы одежды

Существуют следующие методы формы одежды:

  • 1) комбинаторный;
  • 2) деконструкция;
  • 3) модульное проектирование.

Комбинаторные методы (с применением комбинирования)

  • 1) комбинаторики;
  • 2) трансформации;
  • 3) кинетизм;
  • 4) создание безразмерной одежды;

5. Создание одежды из целого плоского куска ткани.

Комбинаторные методы в проектировании одежды впервые применили в 1920 г. советские конструктивисты: Родченко, Попова, Степанова.

Комбинаторика - комбинирование различными способами форм и их элементов или вариантный поиск, который можно подразделить на ряд основных приемов.

Комбинирование элементов на плоскости (при создании текстильных композиций и трикотажных полотен).

Комбинирование типизированных стандартных элементов (моделей, при создании целостной формы).

Комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри определенной формы (по одной конструктивной основе или базовой форме).

Комбинаторный поиск готовых вариантов, организаций готовых комплектов.

Комбинаторика "оперирует" определенными приемами моделирования:

  • - перестановкой (эвристическое комбинирование);
  • - вставкой, врезкой;
  • - группировкой;
  • - переворотом;
  • - организацией ритмов.

Перестановка предполагает изменение элементов и их замену. Этот прием часто используется при вариантном применении деталей изделия на одной конструктивной основе, при компоновке деталей одежды по всему изделию, при замене одних деталей другими. В процессе свою первоначальную идею можно довести до гротеска, абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно решения.

Вставка используется для создания сложной формы из простой, для этого можно взять любую простую давно известную форму одежды: прямую, расширенную или зауженную к низу юбку, платье такого же силуэта, рукава, воротники, капюшоны, сумки, головные уборы. Другими словами взять цилиндрическую и коническую формы разрезать её в определенном направлении, по боковым швам или в каких-либо других местах (можно соблюдать равное расстояние между разрезами и располагать разрезы в динамическом ритме). Вставить в разрезы обработанные по краю или с контрастной подкладкой плоские куски ткани простой геометрической формы(круг, полукруг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.п.). Можно вставить и сложные формы в виде цветов, бабочек, животных, рук, ног, профилей, фигур людей, неограниченно фантазируя. Число вставок может возрастать от 1 и до такого числа, которое необходимо для создания определенной формы.

Трансформация (превращение) - метод превращения или изменения формы часто используемый при проектировании одежды. Трансформация определяется динамикой движений, превращений или небольшого изменения и осуществляется следующим образом:

  • - превращение одной формы в другую;
  • - трансформация деталей внутри одной формы.

Процесс превращений может носить бесконечный характер. Вследствие своей многообразности изделие не надоедает и срок его эксплуатации продлевается.

Кинетизм (приводящий в движение) - комбинаторный метод проектирования, в основе которого лежит идея движения формы, любого её изменения. Метод кинетизма заключается в соединении динамики форм, декора, рисунка, тканей.

Идея движущейся формы принадлежит художникам советского авангарда 1910-1920 г. - Мельников, Родченко, Татлин; 1920-1960 г. Мохой-Надо, Дюшан, Сотто, Шоффер.

Исторические признаки кинетизма можно проследить в народных праздниках, механических игрушках, часах, музыкальных шкатулках и т.п. Средневековые представления всегда использовали динамику света и объектов. Родченко создал модели "подобных фигур", которые состояли из плоских элементов. Они были представлены на выставке "Общество молодых художников" в 1921 г. Пример кинетизма - светомузыка Скрябина.

Кинетизм как система эстетических взглядов сложился в условиях развития технического прогресса, инженерной мысли и науки, нашедшее отражение в дизайне, телевидении, театре, массовых праздниках, профессиональных дефиле, компьютерной графике, лазерных шоу, оформление городской среды. Особое место занимает создание моделей и целых коллекций в стиле оп-арт с использованием графических иллюзий. Идея кинетического рисунка представляется чрезвычайно интересной для художников по текстилю. Кинетизм дает возможность создать мощную динамику внутри статичной формы, необыкновенные парадоксальные эффекты в графике.

Создание безразмерной одежды - комбинаторный метод проектирования для изготовления одежды одного среднего размера, которая подойдет большому числу покупателей разной комплекции. Могут быть предложены очень простые формы в виде отдельных частей комплекта, которые можно носить в любой комбинации друг с другом или с обычной одеждой.

Идеи безразмерной коллекции разработали и разрабатывают японские дизайнеры (Мияке), при этом используются эластичные и гофрированные материалы, плиссировки, мятые фактуры, включения лайкры и резинок, оборок на кулисках и драпировок.

Создание одежды из целого куска ткани - метод комбинаторики без применения традиционных методов сшивания одежды и скроенных деталей.

Метод несшитой одежды представляется весьма заманчивым в технологическом и конструкторском отношениях сегодня, ведь кусок ткани можно многократно превращать в новые виды одежды. Трансформация превращения получается за счет разного вида фиксации: завязок, узлов, фурнитуры, использования одного разреза и т.п.

Деконструкция

Метод деконструкции был предложен японскими дизайнерами Ямамото, Кавакубо в начале 1980 г. Затем разработан представителями бельгийской школы в дизайне одежды, его использовали Готье, Гальяно. Метод заключается в новом подходе к моделированию одежды, который представляет собой свободное манипулирование формой и посадкой изделия на фигуре, инверсией.

Приемы деконструкции:

  • -разрушение формы (разрывы, разрезы);
  • -инверсия( переворот, абсурдная перестановка).

Инверсия - перестановка - метод проектирования от "противного", метод "переворота", зачастую абсурдной перестановки.

Модульный метод

Модуль - единица меры, исходная единица измерения. Модули могут быть одинакового размера, часто простых геометрических форм. Модуль позволяет:

  • -из простой формы составить сложную;
  • -изменить назначение изделия;
  • -изменить ассортимент;
  • -из маленького сделать большое.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >