Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе ( с XVI до середины XVIII века)

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (С XVI ДО СЕРЕДИНЫ XVIII в.)

Западная Европа в период становления буржуазных отношений

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития, главными чертами которого становятся:

  • 1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношений;
  • 2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;
  • 3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения, ведущими факторами которой стали гуманизация и индивидуализация общественного сознания; утверждение рыночных отношений; высокая социальная активность и размывание границ сословий; стремление понять и усовершенствовать принципы устройства. В этот период человек вновь обретает свою индивидуальность, что, в частности, особенно заметно на изменении идеала женской красоты. Важнейшие перемены в жизнь общества внесли изобретение компаса, пороха и внедрение печатного дела. Наступила эпоха Великих географических открытий, ознаменовавшаяся проникновением европейцев в Юго-Восточную Азию и Америку, Китай и Японию.

Последствиями Великих географических открытий стали:

  • 1) развитие материальной культуры, появление мануфактурного производства;
  • 2) развитие естествознания и философии;
  • 3) переход к товарному хозяйству.

Изменения в сфере материального производства потребовали и изменений в духовной сфере - для изменявшегося мира было необходимо соответствующее философско-этическое оформление. В итоге тускнеет идеал «истинно верующего», уступая место торговцу и предпринимателю, наделенному практической сметкой. Отношение к «деловому» человеку в период раннего и классического средневековья, как уже отмечалось выше, было крайне отрицательным, что особенно заметно в позиции католической церкви.

Итогом великих потрясений стала и «великая схизма» внутри католической церкви - так называемая «реформация» с начала XVIb., породившая протестантизм (Мартин Лютер, Ульрих Цвин-гли, Жан Кальвин). В основу протестантизма легли такие идеи, как освобождение сферы производства от религиозного давления, духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека, ненужность посредников между человеком и Богом, признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души. Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития; католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали (к началу XVIIb.):

  • 1) создание абсолютных монархий;
  • 2) процесс первоначального накопления капитала и модернизация;
  • 3) складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей.

Такими критериями стали: трудолюбие и предприимчивость; наличие денег, причем деньги должны находиться в обороте.

В то же время в Европе возникает два эшелона модернизации, так как названные выше процессы происходят с разной скоростью: с одной стороны Англия, Франция, Голландия, где модернизация проникает во все поры общества; с другой стороны Германия, Италия, Испания, отстающие в своем развитии. В период позднего феодализма и зарождения раннебуржуазных отношений соотношение между государством и церковью в ведущих европейских странах принципиально меняется. В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Толпы нищих представляли серьезную опасность для общества. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благо творительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

Наиболее ярко процесс смены ролей в призрении наблюдается в Англии со второй половины XIV до начала XVIIbb. Здесь, с ростом влияния и роли государства, начинается и более активное вмешательство в сферу социальных отношений, в том числе - в вопросы благотворительности и призрения. К началу XVIb. в стране завершилась церковная реформа и английская церковь была подчинена королевской власти. Была проведена секуляризация церковных земель с превращением их в государственную собственность. При короле Генрихе VIII (1509-1547) парламент принял целый ряд законов, объявивших короля главой церкви и наделивших его правом назначать кандидатов на высшие церковные должности. В конце XVIb. законодательным путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Высшим церковным органом страны стала Высокая комиссия, в состав которой входили как духовные лица, так и чиновники. Функции комиссии были чрезвычайно обширны. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, «беспорядки духовного и церковного характера». Кроме того, к ведению Высокой комиссии был отнесен ряд сугубо светских дел: о бродягах в Лондоне, о цензуре и т. п. Параллельно на протяжении XV-XVIbb. была сформирована также система местных органов самоуправления, находящихся в зависимости от центральных органов власти. Основной местной единицей становится церковный приход, возглавлявшийся назначенным королем лордом-лейтенантом, который командовал местным ополчением и руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Приход представлял собою низовую самоуправляющуюся единицу, сочетавшую функции местного территориального и церковного управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (церковных старост, надзирателей за бедными и др.). Ведение церковных дел в приходе осуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных государственных органов. Именно местным приходам отошли функции монастырей по поддержке бедных. В связи с секуляризацией церковной земли раздача хлеба нищим прекратилась, но, разрушив старую систему, было необходимо принять меры в области социальной политики. Одновременно в 1601 г. был издан целый ряд законов об общественных налогах в пользу бедных, что позволяло концентрировать и распределять «милостыню» непосредственно в церковных приходах. Мировой судья и епископ получали право карать всех, кто уклонялся от налога. Они же наблюдали за его распределением.

Таким образом, постепенное укрепление позиций государственной власти создавали условия для перехода вопросов социального призрения из-под ведения церкви в сферу государственного управления, одновременно создавая и новое представление о месте и роли неимущего в обществе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >