Технологии формирования конфессиональной толерантности у детей и молодежи

Диагностика конфессиональной толерантности

  • 1. Диагностика толерантности как качества личности.
  • 2. Диагностика эмпатии (эмоционально-волевой компонент конфессиональной толерантности).
  • 3. Методика «Исследование стереотипных представлений молодежи о религии».
  • 4. Методика «Диагностика конфессиональной толерантности».
  • 1. Диагностика толерантности как качества личности

Конфессиональная толерантность является одним из видов толерантности или структурным компонентом общей толерантности личности. Для диагностики общей толерантности разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), который содержит утверждения, позволяющие выявить отношение к различным социальным, этническим и другим группам (диагностика общего уровня толерантности и таких ее видов как этническая и социальная толерантность, толерантность как черта личности) [3].

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

7

4

1

1

3

~Т~

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

6

3

1

1

1

~Г~

Если друг предал, надо отомстить ему

1

6

0

2

0

4

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

1

2

7

1

1

"3“

В споре может быть правильной только одна точка зрения

1

1

9

5

2

6

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

3

8

4

2

5

~т~

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

6

1

1

7

0

~Г"

С неопрятными людьми неприятно общаться

4

3

1

1

8

~т~

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

2

5

1

1

1

тг

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

4

2

8

2

4

"ТГ"

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

1

1

4

3

1

~7Т~

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

7

7

1

8

2

“ГТ"

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

0

8

1

2

0

ГТ"

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

5

6

1

1

3

15

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

0

0

9

1

1

16

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

3

9

1

9

3

17

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

1

1

8

3

1

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

4

7

1

1

3

19

Беспорядок меня очень раздражает

7

1

1

3

4

~^Г

Любые религиозные течения имеют право на существование

0

8

1

1

3

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

3

7

2

7

6

~тт~

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

2

0

1

1

1

Стимульный материал опросника составили как утверждения, отражающие общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека; утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонента, готовность к конструктивному разрешению конфликтов и продуктивному сотрудничеству); особое внимание уделено этнической толерантности-инто-лерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности.

В бланке методики предлагается оценить, насколько респондент согласен или не согласен с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности определяется по следующим уровням:

  • 22-60 - низкий уровень толерантности - свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
  • 61-99 - средний уровень - сочетание как толерантных, так и ин-толерантных черт, в зависимости от социальных ситуаций.
  • 100-132 - высокий уровень толерантности - свидетельствует о выраженных чертах толерантной личности. Также авторы методики обращают внимание на то, что необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека границ толерантности, связанном, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.

Для качественного анализа аспектов толерантности используется разделение на субшкалы:

  • - этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
  • - социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
  • - толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» позволяет выявить отношение человека к представителям других культур и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» - исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные качества, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

2. Диагностика эмпатии (эмоционально-волевой компонент конфессиональной толерантности)

Эмоционально-волевой компонент конфессиональной толерантности связан с такой составляющей как эмпатия. Для диагностики способности к эмпатии разработан опросник (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн). Известно, что эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении и предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Она способствует идентификации (отождествлению) себя с другим человеком. Опросник выявляет самооценку эмпатических способностей в целом ряде жизненных ситуаций. Респондентам предлагалось прочитать утверждения, и ориентируясь на собственное поведение в подобных ситуациях, выразить свое согласие «+» или несогласие «-» с каждым из них.

Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн)

Утверждение

Согласен

Не согласен

1.

Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко

1

2.

Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать

2

1

3.

Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства

1

4.

Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами жалеют

5

5

Когда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать

9

6.

Я считаю, что плакать от счастья глупо

14

7.

Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей

15

8.

Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств

26

9.

Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие

3

10.

На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди

32

11.

Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными

5

12.

Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми

13.

Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно

1

14.

Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки

2

15.

По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными

16.

Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстра-

иваюсь

17.

Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя

счастливым

18.

Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так пере-

живаю, как будто то, о чем читаю, происходит на

6

1

самом деле

19.

Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то

1

Л

всегда сержусь

1

и

20.

Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг

1

волнуются

1

2

21.

Если мой друг или подруга начинают обсуждать со

мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор

8

3

на другую тему

22.

Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают

Г

и плачут

О

5

23.

Чужой смех меня не заражает

11

32

24.

Когда я принимаю решение, отношение других лю

п

дей к нему, как правило, роли не играет

/

25.

Я теряю душевное спокойствие, если окружающие

о

чем-то угнетены

26.

Я переживаю, если вижу людей, легко расстраиваю

щихся из-за пустяков

27.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания жи

31

12

вотных

28.

Глупо переживать по поводу того, что происходит в

о

кино ,или о чем читаешь в книге

о

29.

Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных

старых людей

30.

Чужие слезы вызывают у меня раздражение

9

31.

Я очень переживаю, когда смотрю фильм

32.

Я могу оставаться равнодушным к любому волне

нию вокруг

33

Маленькие дети плачут без причины

6

37

3. Методика «Исследование стереотипных представлений молодежи о религии»

В данной методике предлагаются числовые шкалы (от -5 до 5) и пары слов, описывающие крайние значения каждой из шкал (невежественный - образованный, пассивный - активный, отсталый -современный, грубый - вежливый, воинственный - миролюбивый, нетерпимый - толерантный, индивидуалист - коллективист, слабый - сильный, эмоциональный - рациональный, ленивый - трудолюбивый, обыденный - торжественный, неряшливый - аккуратный, замкнутый - общительный, бедный - богатый, безответственный -добросовестный). Респондентам необходимо ответить на вопросы: «Как Вы представляете себе верующего христианина?», «Как Вы представляете себе верующего мусульманина?» и «Как Вы представляете себе атеиста?».

1. Как Вы представляете себе верующего христианина?

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

1

Невежественный

Образованный

2

Пассивный

Активный

3

Отсталый

Современный

4

Грубый

Вежливый

5

Воинственный

Миролюбивый

6

Нетерпимый

Толерантный

7

Индивидуалист

Коллективист

8

Слабый

Сильный

9

Эмоциональный

Рациональный

10

Ленивый

Трудолюбивый

11

Обыденный

Торжественный

12

Неряшливый

Аккуратный

13

Замкнутый

Общительный

14

Бедный

Богатый

15

Безответственный

Добросовестный

2. Как Вы представляете себе верующего мусульманина?

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

1

Невежественный

Образованный

2

Пассивный

Активный

3

Отсталый

Современный

4

Грубый

Вежливый

5

Воинственный

Миролюбивый

6

Нетерпимый

Толерантный

7

Индивидуалист

Коллективист

8

Слабый

Сильный

9

Эмоциональный

Рациональный

10

Ленивый

Трудолюбивый

11

Обыденный

Торжественный

12

Неряшливый

Аккуратный

13

Замкнутый

Общительный

14

Бедный

Богатый

15

Безответственный

Добросовестный

3. Как Вы представляете себе атеиста?

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

1

Невежественный

Образованный

2

Пассивный

Активный

3

Отсталый

Современный

4

Грубый

Вежливый

5

Воинственный

Миролюбивый

6

Нетерпимый

Толерантный

7

Индивидуалист

Коллективист

8

Слабый

Сильный

9

Эмоциональный

Рациональный

10

Ленивый

Трудолюбивый

11

Обыденный

Торжественный

12

Неряшливый

Аккуратный

13

Замкнутый

Общительный

14

Бедный

Богатый

15

Безответственный

Добросовестный

4. Опросник «Конфессиональная толерантность» (Н. Б. Ромаева, И. М. Роткина)

В основу анкеты была положена методика для измерения предрасположенности к предрассудкам (Г. Олпорт, Б. Крамер) [1, с. 122-134] и социологические индикаторы толерантности института социологии РАН [1, с. 157-161]. Исходя из того, что в основе интолерантно-сти (в нашем случае - конфессиональной интолерантности) лежат предрассудки, которые не являются врожденными, необходимо выяснить причину, по которой одни люди испытывают враждебность или недоверие к людям иного вероисповедания.

Методика состоит из вступительной части, выясняющей анкетные данные респондентов, и 3-х основных частей, позволяющих определить уровень конфессиональной толерантности и также содержание предрассудков, возможные причины их появления и уровень предубежденности личности.

В инструкции дается пояснение, что на некоторые вопросы можно выбрать подходящий ответ, на другие нужно быстро ответить своими словами, старясь быть прямолинейным и объективным, насколько возможно.

Во вступительной части имеют место вопросы о вероисповедании респондентов, роде занятий и вероисповедании родителей, месте религии в воспитании.

Так как в северокавказском регионе в последние десятилетия возрастает количество браков, в которых родители придерживаются различных религиозных взглядов, мы сочли необходимым выяснить это у респондентов, а также выяснить место, которое занимала религия в воспитании будущих педагогов (по их собственной оценке).

Часть 1 нацелена на выявление и оценивание опыта общения респондентов с представителями иных конфессий. Часть вопросов (3) ориентирована на выявление опыта общения с представителями иных конфессий в школе, институте, на отдыхе, в качестве соседей и друзей.

Вопрос 1. Практически каждый человек приходит к выводу, что какие-то религиозные, национальные сообщества чужды ему по духу. Назовите те группы, которые Вы считаете чуждыми именно Вам, и коротко поясните, почему каждая из них попала в этот список.

Вопрос 2. Люди различаются по вероисповеданию и контактируют с людьми различной конфессиональной принадлежности. Имеете ли Вы опыт общения с перечисленными ниже группами?

Группа

Нет

Небольшой

Средний

Значительный

Православные

Мусульмане

Атеисты

Иудеи

Буддисты

Католики

Протестанты

Вопрос 3. В следующем вопросе необходимо отметить утверждения, которые относились к респондентам:

  • а) я ходил в школу, где было много...;
  • б) я учусь с ....;
  • в) я проводил свободное время или отдыхал с ...;
  • г) у меня есть соседи ...;
  • д) у меня есть друзья... (православные, мусульмане, атеисты, иудеи, буддисты, католики, протестанты).

Вопрос 4. В каком возрасте Вы впервые почувствовали неприязнь к какой-либо из групп?

Группа

2-5лет

6-11 лет

12-16 лет

17-18 лет

Старше

18 лет

Не испытывал подобного

Православные

Мусульмане

Атеисты

Иудеи

Буддисты

Католики

Протестанты

Вопрос 5. Опишите самое раннее воспоминание о каждой из групп, перечисленных в вопросе 4. В каком Вы были тогда возрасте?

Часть 2 разработанного опросника позволяет выявить меру предубежденности респондентов, которым необходимо было выбрать подходящий вариант ответа на каждый вопрос.

Выявление предубежденности (конфессиональной интолерант-ности)

Утверждение

Согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Не согласен

"Т“

Хорошо бы мусульманам объединиться в собственные общины и организации, поскольку у них общие интересы, так же, как христианам лучше в христианской общине

Правильно, если атеист с таким же образованием, как у меня, будет работать там, где работаю я

Я могу представить мусульманина своим супругом

Буддист знает только то, чему учит его религия

~5~

Работодатель должен следить, чтобы в штате не оказалось слишком много мусульман

6.

За редким исключением все буддисты похожи друг на друга

~т~

Православные такие же, как представители любых других групп, кто-то плохой, кто-то хороший

“87“

Мусульманам нельзя доверять

Мусульмане, проживающие в России, также любят свою страну, как и другие русские

лтг

Православные ленивы и бестолковы

ттг

Большинство атеистов в душе фашисты

127

Самая большая проблема иудеев в том, что они никогда не бывают удовлетворены и стремятся к лучшим рабочим местам и большим деньгам

ЧТ“

Православным нельзя доверять

447

Я могу представить православного своим супругом

457

За редким исключением все мусульмане похожи друг на друга

16.

Я могу представить атеиста своим супругом

~ТГ

При получении любой работы мусульмане должны иметь такие же права как христиане

18.

Христиане менее агрессивны, чем мусульмане

19.

Атеисты часто проявляют жестокость по отношению к другим людям

407

Православные не уважают старших

4Т“

Мусульмане более дружные, чем православные

427

Христианин не совершит террористический акт

437

Мир - опасное место, и большинство людей опасны и злы

Эта часть методики состоит из 23 пунктов, из которых 9 касаются мусульман, 7 - православных. На каждый из пунктов предложено 4 варианта ответа: «согласен», «скорее согласен», «скорее не согласен», «не согласен», которым присваиваются баллы от 0 до 3. Для прямых вопросов (1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23) 0 - непредубежденный ответ, 3 - самый предубежденный, 1 и 2 -средняя степень предубежденности, для обратных вопросов (2, 3, 7, 9, 14, 16), наоборот (баллы в бланке расставлены соответствующим образом). В связи с тем, что людям, исповедующим ислам, часто приписывают повышенную агрессивность и склонность к терроризму, мы заложили эти высказывания в утверждения 18 и 21.

Часть 3 направлена на выявление конфессиональной интолерант-ности/толерантности. В качестве индикатора индекса уровня конфессиональной толерантности может выступать ситуация взаимоотношений между руководителем и подчиненным в трудовой сфере деятельности. В интолерантном сознании, отягощенном в той или иной степени прошлым опытом советского авторитаризма и произвола, вопрос о вероисповедании может служить индикатором уровня интолерантности. Варианты 1 и 4 представляют крайние полюса на шкале конфессиональной толерантности.

Вопрос 1. Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы Вашим непосредственным начальником был человек иной конфессиональной принадлежности, чем Ваша?

Варианты ответа:

  • - мне это безразлично;
  • - я предпочитаю человека своей религии, но если бы назначили человека другой конфессиональной принадлежности, возражать бы не стал;
  • - конфессиональная принадлежность не имеет значения, если это хороший начальник;
  • - я предпочел бы только человека своего вероисповедания.

В психологии установлено, что предрассудок (в том числе религиозный) обеспечивает набор рациональных мотиваций для оправдания интолерантного поведения, т. е наличие определенной предрассудочное™ в оценках социальных ситуаций может служить надежным индикатором интолерантности как минимум на когнитивном уровне (вопросы 2 и 3).

Вопрос 2. Считаете ли Вы, что люди, исповедующие какую-то религию, осложняют обстановку, создают трудности в вашем городе (селе)?

Варианты ответа:

  • -да;
  • - нет.

Вопрос 3. Как Вы считаете, вероисповедание человека влияет на его возможности в Вашем городе (селе)?

Варианты ответа:

  • - устроиться на хорошо оплачиваемую работу;
  • - быть избранным (назначенным) в органы местной власти;
  • - открыть свое дело.

Вопросы 4 и 5 призваны оценить уровень вовлеченности в конфессиональный дискурс и уровень конфессиональной толерантности. Они свидетельствуют о склонности или вынужденной ориентации рассматривать определенные социальные проблемы как конфессионально обусловленные.

Вопрос 4. Можно ли сказать, что Вы человек, считающий, что любые средства хороши для защиты своей религии?

Варианты ответа:

  • - да;
  • - нет.

Вопрос 5. Можно ли сказать, что Вы человек, считающий, что браки должны совершаться между людьми, придерживающимися одних религиозных взглядов?

Варианты ответа:

  • - да;
  • - нет;
  • - не знаю.

Вопрос 6 ориентирован на оценку уровня ригидности самосознания респондентов, что можно связать с уровнем готовности к толерантным отношениям.

Вопрос 6. а) я считаю, что выслушивать мнения, которые противоположны моим, это просто пустая трата времени;

  • б) мне обычно не нравятся люди, чьи взгляды отличаются от моих;
  • в) обычно я принимаю людей такими, какие они есть, даже если они совсем не похожи на меня.

Варианты ответа:

  • - это точно про меня;
  • - это почти про меня;
  • - скорее это не про меня;
  • -это совсем не про меня.

Контрольные вопросы

1. Проведите исследование конфессиональной толерантности с использованием представленных методик (10-15 респондентов на выбор студента).

Литература

  • 1. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. 172 с.
  • 2. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Век толерантности: научно-публицистический вестник. Вып. 6. - М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 60-69.
  • 3. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими (тренинг толерантности для подростков). - М., 2004.164 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >