>

3

Основные канонические положения для производства продуктов «халяль»

ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТОВ «ХАЛЯЛЬ»

До распространения Ислама у каждого народа было своеобразное отношение к потреблению в пищу мяса животных. У одних групп населения все разрешалось, у других народов многое запрещалось. Выяснение того, что относится к дозволенному («халяль»), а что к запретному («харам»), было одной из больших проблем, в разрешении которой народы мира пытались обрести истину, но часто создавали противоречия, дозволяя многое из того, что является нечистым, и запрещая чистое. В священной книге мусульман — Коране — зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие магометане.

Сура или глава пятая Корана так и называется — «Пища» (араб. Аль-Маида). В ней вопросам питания отводится значительное место. В суре «Корова» Всевышний обращается ко всем людям со словами: «О люди! Вкушайте на этой земле дозволенные блага и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас — явный враг!» (Коран, 2:168).

Затем Аллах обращается специально к верующим: «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь. Воистину, (Аллах) запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный!» (Коран, 2:172-173).

В этом специальном послании для верующих Всевышний повелевает им питаться доброй пищей, которой Он их наделил, и быть благодарными за Его щедроты. Затем Он разъясняет, что никакая пища не запрещена, кроме четырех видов, изложенных выше, о которых более подробно упоминается в других местах Корана: «Скажи (Мухаммед): “В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи — ибо все это скверна, а также (мясо) запретного (животного), заколотого не с именем Аллаха”. Если же кто-либо будет вынужден съесть (вышеупомянутое) без умысла, не будучи нечестивцем и преступающим (предписание), то воистину, твой Господь — Прощающий, Милосердный» (Коран, 6:145). Далее более подробно: «Вам запрещено (есть) мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, (убоину) удавленную, забитую палками, погибшую при падении (с высоты), убитую рогами, и (скотину), которую задрал хищник, — если только вы не заколете ее по предписаниям, и то, что заколете на (языческих) жертвенниках» (Коран, 5:3).

Исламский шариат исключил рыбу, китов и других животных из категории запретной мертвечины. Когда у Пророка (мир ему) спросили о морской воде, он ответил: «Вода (морская) чиста, и умершие (его обитатели) в ней являются халялом».

В Коране говорится: «Дозволено вам ловить морскую тварь и (другую морскую) еду» (Коран, 5:96). Умершая саранча подобна морской мертвечине, поскольку Пророк (мир ему) разрешил ее есть. Запрет на мертвечину касается лишь употребления в пищу мяса животного. Человек может, и даже должен, использовать его кости, рога и шерсть, ибо выбрасывать их — это расточительство, а расточительство недопустимо.

Таким образом, Коран подробно описывает продукты, категорически запрещенные для употребления, а также приводит перечень рекомендуемых, нерекомендуемых и осуждаемых продуктов. В исламе немало и других пищевых предписаний, которые должен соблюдать мусульманин. Последователи ислама иметь право питаться в соответствии с изложенными в Коране принципами, и если продукты дозволены с точки зрения мусульманского права (шариата) как «халяль», то использование их в пищевых целях ограничений не имеет.

Все пищевые предписания Ислама имеют в основном медицинское и профилактическое значение. Грехом и нарушением считается только преднамеренное и добровольное употребление запрещенной пищи или напитков.

Если же кто-то был принужден к такому нарушению силой, голодом, жаждой, не имея возможности удовлетворить свои потребности иначе, то этот грех мусульманину прощается.

Правоверным мусульманам запрещено употреблять:

  • — мертвечину, свинину, спиртное;
  • — землю, грязь;
  • — ядовитые вещества (ядовитые травы), испорченную, протухшую пищу;
  • — вещества и растения, имеющие наркотические свойства (разрешено только в виде лекарства по назначению врача);
  • — мясо павших, растерзанных хищниками животных;
  • — мясо животных, убой которых производился не по правилам шариата;
  • — мясо мышей, ежей, белок, крабов, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, моллюсков, червей;
  • — мясо рыбы, погибшей по неизвестной причине, плавающей брюхом вверх;
  • — молоко, мясо, шкуру животного, издающего неприятный запах;
  • — половые органы, щитовидную железу, спинной мозг, желчный и мочевой пузырь, селезенку разрешенных к употреблению животных;
  • — кровь убитого животного;
  • — мясо хищных животных и птиц;
  • — не одобряется, но и не запрещается мясо конины и мула.

Употребление рыбы, фруктов, овощей, зерновых и корнеплодов для мусульман разрешено, так как они являются «халяль».

Мусульманам следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, так как бисквиты, например, пирожные, мороженое, суповые концентраты, маргарин и некоторые другие продукты могут содержать в себе животный жир или желатин.

Помимо растительного, желатин бывает и животного происхождения и делается, главным образом, из шкур различных животных, в том числе и свиньи; он входит в состав многих сладостей, наполнителей, кремов, конфет и фабричных йогуртов, что ограничивает использование их в пищевых целях.

Мусульмане полагают, что пищу следует расходовать экономно. Пищевые остатки следует либо отдать нуждающимся, либо скормить птицам и животным, живущим вблизи дома.

Человек обязан принимать пищу в количестве, достаточном для того, чтобы стоя мог совершать молитву и соблюдать обязательный пост.

Если человек будет есть и пить после насыщения, то это является «харам». Исключение составляют случаи, когда это делается для поддержания гостя (чтобы он не прекратил есть из-за того, что хозяин не ест). Разрешается после обеда побаловать себя разными фруктами, сладостями, напитками. Но надо соблюдать умеренность и в этом, а еще лучше — воздержаться.

Халяльные продукты выгодно для потребителей отличаются от продуктов «харам» из-за особых и строго соблюдаемых условий их получения. Поэтому мировой рынок продуктов «халяль» в последние годы переживает своеобразный бум. Такие, казалось бы, далекие от ислама страны в прямом и переносном смысле, как Бразилия, Аргентина, Ирландия, Новая Зеландия, Австралия, Голландия, являются крупными производителями мясных продуктов «халяль». Многие европейские государства — Германия, Голландия, Австрия, Дания, Бельгия, Франция, Испания, скандинавские страны давно освоили производство халяльных продуктов и торговлю ими. И в России с конца 90-х годов прошлого столетия тоже начала развиваться индустрия продуктов «халяль» во многих субъектах Федерации. В большом ассортименте халяльные продукты реализуются в столичных торговых предприятиях.

Известно, что «халяль» — это общепринятый мусульманский термин дозволенности, разрешенности, в отличие от термина «харам», обозначающего запретное. В общем случае этим термином мусульмане пользуются во всех жизненных ситуациях (выбирая пищу в процессе ее принятия, выбирая источники доходов, в торговле, при выборе одежды, отдыхая, во взаимоотношениях в семье и с соседями, при поклонении Всевышнему и т. д.). В данном учебном пособии рассматриваются только особенности производства мясных «халяль»-продуктов и канонические требования при этом.

Для получения халяльного мяса необходимо соблюдать требования ритуального убоя животных. Согласно правилам шариата, перед убоем животное должно содержаться некоторое время взаперти: куры — 3 дня, мелкий рогатый скот — 4 дня, крупный рогатый скот — 10 дней под наблюдением мусульманина или доверенного им лица. Для ритуального убоя животное надо положить на левый бок головой в сторону Мекки. Перед горлом животного должно быть углубление около полуметра для стока крови.

Обе ноги передние и одна задняя связываются вместе, одна остается свободной.

Очень острым ножом перерезается горло. Одновременно должны быть перерезаны 3 шейных канала из 4-х (пищевод, дыхательный канал, два кровеносных канала), не трогая при этом спинной мозг. Человек, который режет животное, должен стоять лицом в сторону Мекки. В момент перерезания он должен произнести молитву: «Би-сми-л-Лахи! Аллаху Акбару!» (Во имя Аллаха, Аллах всемогущ).

После перерезания горла необходимо, не трогая спинной мозг, подождать несколько минут (10 минут), затем перерезать спинной мозг. (При кровяном голодании головной мозг начинает подавать сигналы через спинной мозг во все тело, чтобы вся кровь направлялась к голове, но «по дороге» вся кровь выливается.) Поэтому запрещено резать затылочную часть, отрезать полностью голову, снимать шкуру, пока не прекратятся судороги и животное не начнет остывать.

Для получения халяльного мяса запрещается убивать больных животных.

Запрещено также:

  • — тащить животное волоком на место убоя, тащить за ноги;
  • — начинать поиск ножа или точить нож после того, как животное уже связано;
  • — начинать резать одно животное на глазах у другого;
  • — применять лекарственные средства для усыпления животного.

Человек, совершающий убой, должен быть обязательно верующим — предпочтительнее мусульманином, либо христианином или иудеем.

Основной смысл произнесения молитвы состоит в том, что человек передает свои эмоции и «заряжает мясо» своей энергией.

Убой не должен совершаться многобожником, идолопоклонником, отступником от исламской веры.

А чтобы из халяльного мяса организовать производство продуктов «халяль», необходимо тоже провести ряд подготовительных мероприятий. При этом предприятие-производитель, оценив возможность дополнительного сбыта своей продукции, в которой отсутствуют запрещенные для мусульман ингредиенты, обращается в централизованную мусульманскую религиозную организацию с просьбой рассмотреть возможность сертификации предприятия для производства продукции «халяль». Результатом обращения становятся «Протокол о намерениях» и договор на проведение специальной экспертизы предприятия представителями стандарта «халяль».

Эксперты стандарта «халяль», выехав на предприятие, оценивают производственные помещения, оборудование, нормативную документацию, персонал с целью определения возможности производства продуктов «халяль» на этом предприятии. По результатам проверки составляется акт обследования. Затем составляют план необходимых мероприятий для начала практического производства продукции (разработка макета упаковки, маркировки, разработка дополнений к технологическим инструкциям, подготовка персонала и др.). После этого подписывается договор о сотрудничестве. При этом учитываются требования нормативных и правовых документов для производственной деятельности данного предприятия. При организации производства продукции «халяль» руководствуются следующими документами:

  • — международными стандартами «Кодекса Алиментариу-са», действующими в России с 2002 года, в том числе:
  • — стандарт CAC/GL 1-1979 «Методические указания о маркировке продуктов» п.5.1-4 ...«О приготовлении пищевого продукта в соответствии с религиозными обычаями и ритуалами (например, «разрешенный по исламским законам») можно заявлять при условии, что данный пищевой продукт удовлетворяет требованиям соответствующих религиозных органов или авторитетам в области ритуала»;
  • — стандарт CAC/GL 24-1997 «Общие методические указания в отношении использования арабского термина «HALAL» (разрешено)» п. 1.2 «...распространяются на использование арабского термина «halal» (разрешено) и других эквивалентных ему терминов («халал», «хо-лол», «халяль»)... и включает его использование в торговых марках, фирменных названиях и коммерческих названиях»;
  • — фетвами (разъяснениями по современным проблемам) Европейского Совета исламских ученых (г. Дублин);
  • — фетвами муфтия, Председателя Совета муфтиев России (СМР), Председателя Духовного управления Европейской части России.

Совет муфтиев России в 2003 году выпустил стандарт «Положение о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами, разрешенными к употреблению в пищу мусульманам — «халяль» ППТ-СТР (издание 2), введенное в действие 29 декабря 2004 года.

Первое издание, введенное в действие в 2003 году, в течение 2003-2004 годов, отрабатывалось на мясоперерабатывающих предприятиях (ЗАО «Микояновский мясокомбинат», на бойнях и колбасном заводе Ассоциации «ТОПОЛИС», ООО «Халяль-АШ», ООО «Сафа», птицефабрике «Элинар-Брой-лер») и других предприятиях.

В основу разработанного документа были положены:

  • — требования последнего Божественного завета Корана;
  • — требования достоверных хадисов Пророка Мухаммада (разъяснения, дополнения и указания в различных жизненных ситуациях, ответы на вопросы, дополняющие Божье откровение);
  • — постановление Европейского Совета по фетвам (г. Дублин), Европейской организации ученых мусульман, дающей разъяснения и рекомендации, как поступать мусульманам в том или ином случае в современных европейских реалиях, с учетом развития новой техники и технологии;
  • — разъяснения (фетвы) Председателя Совета муфтиев России, Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия-шейха Равиля Гайнут-дина;
  • — требования и рекомендации международных стандартов «Кодекс Алиментариус»;
  • — требования государственных стандартов Российской Федерации;
  • — требования законов РФ, касающихся качества и безопасности продуктов.

При этом делается попытка совместить требования исламского (шариата) и государственного российского законодательства. Многолетний опыт показал, что в производственных условиях непреодолимых противоречий нет, но сохраняется стремление выполнить одно из главных условий достоверности в исламском праве, в частности для продуктов «халяль», — это свидетельство правоверного мусульманина, ответственного перед Всевышним и перед единоверцами. Здесь уместно напомнить известную заповедь Всевышнего: «не лжесвидетельствуй». Такого мусульманина обычно рекомендует местная религиозная организация, и после непродолжительной подготовки он получает доверенность от руководителя территориальной религиозной организации участвовать в процессе производства и свидетельствовать о религиозном соответствии продукции «халяль».

В разработанном на предприятии документе должны быть изложены основные требования к производству халяльной продукции, в том числе:

  • — к порядку организации производственных участков;
  • — сырью и комплектующим (добавкам, ингредиентам, оболочкам и т. д.);
  • — убою животных;
  • — персоналу;
  • — к производственным помещениям;
  • — оборудованию и материалам;
  • — маркировке и упаковке;
  • — контролю соответствия производства нормам шариата (Божественным законам);
  • — к порядку достоверного подтверждения соответствия «халяль»;
  • — предприятиям торговли.

В нем должны быть изложены также обязанности эксперта — уполномоченного представителя религиозной организации и рекомендации руководителям торгующих предприятий.

Его называют «Стандарт Совета муфтиев», хотя до настоящего стандарта по структуре требований он подлежит дальнейшему совершенствованию. Но уже готовится новая уточненная редакция этого документа, так как у нас в стране появляется новая, соответствующая требованиям «халяль», продукция, в том числе:

  • — пищевые добавки и различные ингредиенты;
  • — чайная продукция;
  • — продукты быстрого приготовления;
  • — парфюмерия и косметика;
  • — медикаменты;

— туризм, отдых и др.

В настоящее время идет подготовка к сертификации ряда московских и других отечественных предприятий, крупных птицефабрик и ферм для получения сертификата «Халяль» на 100% выпускаемой продукции.

При производстве халяльных продуктов учитываются, прежде всего, особенности технологических процессов, в которых учитываются национальные требования магометан.

Продукция «халяль» — это не специально (только для мусульман) сделанные продукты. Это в первую очередь продукты, не содержащие канонически запрещенных ингредиентов, в том числе свинины, крови (той, которая находилась в животном и истекла в момент забоя, а оставшаяся в мясе кровь канонически запрета не имеет), мертвечины, по христианской традиции называемой «удавлениной». Все эти понятия расшифрованы в стандарте «Кодекса Алиментариуса» и отражены в стандарте на продукты «халяль».

Немаловажным при производстве продуктов «халяль» является постоянный контроль состава специй и других ингредиентов, которые входят в рецептуру. При этом для технолога ставится задача заменить традиционно используемые компоненты (свиной жир, мясо неизвестного происхождения, кровь и др.) на компоненты, принятые стандартом «Халяль». Обычно для замены используют жировые гели, эмульсии из говяжьего жира, сливочное масло, различные фарши из птицы, сухое молоко.

Некоторые трудности возникают на предприятиях, где продукция «халяль» представляет незначительный объем в общем объеме выпускаемой продукции, так как требования к производству халяльной продукции отличаются от обычного традиционного технологического процесса. Так, например, в инструкционных документах для халяльных продуктов есть требования по обязательной ежедневной санитарной обработке всего оборудования, но из-за недобросовестности некоторых работников это требование часто выполняется плохо или только частично. Поэтому под готовностью оборудования для халяльных продуктов понимается абсолютная чистота различных агрегатов, основного и вспомогательного оборудования, инструментов, контактирующих с сырьем и готовыми продуктами. Это не относится к инструментам и инвентарю, санитарной и специальной одежде. В цехах предприятия для халяльных продуктов необходимо обращать внимание на доброкачественность полученного сырья и ингредиентов. На таком предприятии рекомендуется работу начинать в первую смену, чтобы на этом же оборудовании продолжить выпуск основного производства нехаляльных продуктов. Кроме того, на предприятии надо иметь особые зоны хранения сырья и халяльного готового, еще не упакованного, продукта, чтобы исключить контакт с нехаляльными продуктами и возможные ошибки при маркировке.

Немаловажно чтобы персонал, участвующий в работе в цехах производства халяльных продуктов, был ознакомлен и профессионально подготовлен для выполнения производства продуктов, отвечающих религиозным требованиям.

Практика показала, что проблемы, возникающие при производстве и реализации продуктов «халяль», можно разделить на несколько групп:

  • 1. Организационные:
    • — не все региональные духовные управления мусульман имеют возможность проводить работы по консультации и организации действенного контроля соответствия технологии производства халяльным стандартам (отсутствуют подготовка кадров и финансирование);
    • — в местах расположения предприятий нет организованных местных религиозных мусульманских организаций, способных рекомендовать своих представителей для работы экспертами стандарта «Халяль»;
    • — стремление предприятий применять в дизайне оболочек и упаковок мусульманские мотивы (мечети, полумесяцы, характерные названия «Байрам», «Кунак» и др.).
  • 2. Правовые:
    • — отсутствие внятной государственной политики и игнорирование фактического состояния дел с производством продуктов «халяль», вследствие чего нарушаются принятые канонические требования;
    • — практическая невозможность конкуренции с импортными продуктами «халяль» (мясо-халяль из Новой Зеландии, Аргентины, Австралии; куры-халяль из Бразилии, Франции, Венгрии);
    • — отсутствие государственной нормативной документации, регулирующей оборот халяльной продукции в стране (отсюда открытие цехов, заводов, производящих продукцию сомнительного свойства под маркой «халяль» повсеместно на территории ряда субъектов Северного Кавказа, Московского региона, республик Татарстана и Башкортостана и др.);
    • — попытки производить и реализовывать продукцию с знаком «халяль» на предприятиях, не имеющих соответствующего сертификата или другого подтверждения со стороны СМР.
  • 3. Социальные:
    • — противодействие некоторой части мусульман, традиционных представителей и реализаторов нововведениям Совета муфтиев России и новым производителям — конкурентам;
    • — противодействие ряда священников русской православной церкви, исходя из ошибочного представления о «халяле» как ритуальной, мистической пище только для мусульман.

Суть термина «халяль» — это пища, в том числе разрешенная для мусульман. При производстве продуктов «халяль» каких-либо инженерных проблем в сравнении с традиционными продуктами нет. «Халяль» — это новый продукт, требующий новой рецептуры, которую надо отрабатывать точно также, как при разработке любой новой продукции. Проблема в том, что из имеющегося халяльного сырья, халяльных добавок необходимо сделать достаточно вкусную, полезную пищу, отвечающую определенным каноническим требованиям, начиная с убоя животного и заканчивая производством и реализацией готовых изделий. При этом ритуальный убой животных для получения мяса и мясных продуктов «халяль» имеет некоторые особенности, которые верующие мусульмане строго соблюдают.

В Татарстане при Духовном управлении мусульман (ДУМ РТ) создан комитет по стандарту «Халяль». Но, к сожалению, появились недобросовестные предприниматели, которые, почувствовав, что можно извлекать прибыль, стали использовать бренд «Халяль» на нехаляльной продукции. Но действия таких предпринимателей считаются мошенничеством, и в соответствии с законом за них несут определенную законом РФ ответственность.

Право выпускать продукты с логотипом «Халяль» дает Сертификат, выданный ДУМ или СМР, или разрешение, выданное Госстандартом. Но заявление подается сначала в ДУМ, по которому создается комиссия по проверке соответствия производства нормам ислама. При положительном решении составляется Акт, на основании которого принимается решение о сертификации данного производства. Затем готовится ходатайство в Госстандарт, где оформляется сертификат — свидетельство на выпуск халяльной продукции. Для контроля за производством халяльных продуктов на предприятие высылается независимый специалист, в обязанности которого входит не только проверка и своевременное оповещение о нарушениях, но и помощь в организации халяльного производства на всех этапах технологического процесса. В случаях нарушения норма ислама сертификат на халяльную продукцию может быть отозван.

По всем вопросам производства и продажи кошерной или халяльной продукции религиозные еврейские и мусульманские организации имеют соответствующие соглашения с Роспотребнадзором и Госветслужбой Российской Федерации.

Для ритуального убоя и получения продуктов «халяль» и в зависимости от среды обитания животные подразделяются на два вида: морские и наземные. К морским животным относится любая живность, обитающая в водной среде. И независимо от того, выловлено ли это животное из воды мертвым или живым, маленькая это рыба или кит, носит ли оно имя морской собаки или свиньи, поймано оно мусульманином или кем-либо другим, — все они разрешены к употреблению в пищу магометан. Всевышний Аллах разрешил без каких-либо ограничений питаться морской живностью и без ритуального закалывания. Человек волен вылавливать эту живность любым способом, но так, чтобы при этом минимизировать ее страдания. Напоминая нам о Своих щедростях, Всевышний Аллах говорил: «Он — тот, кто сделал покорным вам море, чтобы вы обрели для питания свежее мясо» (Коран, 16:14). «Дозволено вам ловить морскую тварь и еду ее морскую, то же и путникам...» (Коран, 5:96).

Что касается наземных животных, Аллах запретил употреблять в пищу только свинину, а также мертвечину, кровь и мясо заколотых без упоминания имени Аллаха животных. Эти запрещения ясно выражены в тексте Корана, которые включают, как уже было сказано, четыре вида и десять подвидов.

Одновременно Коран говорит о Посланнике Аллаха: «Он велит им творить добрые дела и запрещает мерзости» (Коран, 7:157).

Под мерзостью подразумевается то, что не соответствует общепринятым законам приличия, хотя для кого-то это может статься нормальным. Примером тому может служить запрет Пророка в день Хайбара приема в пищу мяса домашних ослов. Другой пример приведен в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, когда Пророк ...«запретил есть мясо любых хищников, имеющих клыки, и хищных птиц, имеющих когти». Хищные животные и птицы — те, что нападают на других животных и питаются ими, такие, как лев, леопард, тигр, волк, ястреб, сокол и им подобные.

Согласно правовой школе Ибн Аббаса, запретными животными являются только четыре вида, упомянутые в Коране. Возможно, он считает, что под запрещением Пророка есть хищников имеется в виду не харам, а макрух. Мог он и не знать об этом хадисе. Ибн Аббас сказал: «Люди времен джахилийи ели одни виды пищи и исключали другие, считая их нечистыми. Затем Аллах, послав Своего Пророка и Книгу, определил, что дозволено, а что запретно. Поэтому «то, что Он разрешил, — этот халяль, а то, что Он запретил, — это харам, то, о чем Он умолчал — разрешено». После этого Ибн Аббас процитировал Коран:

«Скажи, Мухаммад: “В том, что дано мне откровением, я вижу запретным употреблять в пищу мертвечину, пролитую кровь, мясо свиньи — ибо все это скверна, а также мясо запретного животного, заколотого не с именем Аллаха"» (Коран, 6:145).

На основе этого аята Ибн Аббас считает, что мясо однокопытных (ослы, лошади и др.) разрешено употреблять в пищу. Имам Малик соглашается с ним в этом вопросе, а хищных животных считает скорее отвратительными (макрух), чем запретными (харам).

Законоведы сходятся во взглядах относительно того, что, если заколоть по предписанию животное, которое запрещено к употреблению в пищу, его мясо не становится дозволенным (халяль), хотя разрешается использовать его шкуру без выделки.

Наземные животные, являющиеся разрешенной пищей, подразделяются на два вида. Первый включает домашних животных (на которых не ведется охота), таких, как верблюды, коровы, козы, куры и другая домашняя птица. Ко второму виду относятся неприрученные дикие животные. Для того, чтобы мясо первого вида стало разрешенным (халяль), необходимо, чтобы они были забиты по предписанию шариата.

Согласно шариату, закалывание (очищение) мяса животных требует, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • 1. Животное следует закалывать острым предметом (хорошо отточенным), способным вызвать отток крови путем перерезания кровеносных сосудов, будь то металлический, каменный или деревянный предмет. Удай Ибн Хатим ат-Таи рассказывал, что он спросил Пророка: «О Пророк Аллаха, мы ходим на охоту, и иногда у нас нет с собой ножа. Мы можем найти острый камень, деревянную палку или трость». Пророк ответил: «Требуется пустить кровь с помощью того предмета, который у вас имеется, и с упоминанием имени Аллаха».
  • 2. Забивание должно осуществляться путем перерезания горла животного или пронзанием верхней части груди (у вер блюдов) для его умерщвления. Лучший способ — это перерезать дыхательное горло, глотку и две яремные вены.

Однако бывают случаи, когда домашнее животное падает в колодец вниз головой так, что невозможно к нему подступиться, либо животное убегает или становится неуправляемым; в таких случаях поступают, как на охоте, где животное пронзается острым предметом в любое место, чтобы вытекала кровь.

Рафии Ибн Хадидж рассказывал: «Мы с Пророком были в пути и увидели, как от людей убегал верблюд, а у них не было лошади, чтобы догнать его. Один человек пустил в него стрелу, а затем поймал верблюда, на что Пророк сказал: “Некоторые домашние животные становятся дикими, так поступайте с ними, как с дикими животными”».

3. При закалывании может упоминаться только имя Аллаха, и все законоведы единодушны в этом.

Арабы во времена джахилийи старались задобрить своих богов и идолов, принося им в жертву свой скот с упоминанием их имен, либо клали животное на жертвенный алтарь.

Уже упоминалось правило: «Вам запрещено... то, что заколото без упоминания имени Аллаха... и то, что заколото на языческих жертвенниках» (Коран, 5:3).

4. Имя Аллаха должно быть произнесено во время закалывания животного. Это становится ясно из насов. Всевышний Аллах говорит: «Ешьте то, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамение» (Коран, 6:118). Также Он сказал: «Не ешьте того, что было забито без упоминания над ним имени Аллаха, ибо такой поступок — грех...» (Коран, 6:121).

Посланник Аллаха произнес: «Если кровь потекла (из животного) и имя Аллаха было упомянуто над ним, то ешьте».

Это условие в дальнейшем подкрепляется другими достоверными хадисами, утверждающими, что имя Аллаха должно быть упомянуто во время охоты, перед тем как стрела выпущена или охотничья собака пущена по следу. Этот вопрос обсуждается в другом разделе.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что имя Аллаха должно быть упомянуто, однако нет необходимости произносить Его во время закалывания животного. Будет достаточным упомянуть Его во время еды, поскольку в этом случае не будет считаться, что оно съедено без упоминания имени Аллаха над ним.

У аль-Бухари мы находим слова Айши, которая сказала: «Некоторые люди, недавно принявшие Ислам, спросили Пророка: “Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, упоминали ли они имя Аллаха над ним или нет? Можно есть его или нет?” Пророк ответил: “Упомяните имя Аллаха над ним и ешьте”».

Смысл закалывания (по шариату) заключается в том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом. При этом необходимо использовать любой острый прибор для перерезания горла, так как это считается наиболее оптимальным способом умерщвления. Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинит животному большую боль и ведет к его удушению.

Пророк предписывал остро наточить нож и поставить животное в удобное для убоя положение: «Аллах повелевает благодеяние во всем. Если следует умерщвлять, то умерщвляйте достойно, а когда закалываете животное, делайте это наилучшим образом, наточив нож и положив животное в удобное положение».

В другом хадисе, рассказанном Ибн Умаром, Пророк сказал: «Совершая закалывание, доводите его до конца».

Ибн Аббас передал, что Пророк, увидев человека, точащего нож перед уложенным для закалывания бараном, сказал ему: «Ты хочешь, чтобы он умирал несколько раз? Почему ты не наточил нож перед тем, как уложить его?».

Однажды Умар увидел мужчину, волочившего за ноги барана, предназначенного для закалывания. Он сказал: «Несчастный! Веди его на смерть наилучшим образом!».

Следовательно, основной смысл халяльного закалывания состоит в том, чтобы по-доброму обращаться с бессловесным животным и избавить его от излишних страданий, насколько это возможно.

В эпоху джахилийи практиковалось отрезание горбов у живых верблюдов и курдюков у живых баранов для еды. Чтобы положить конец этому варварству, Пророк запретил есть любую часть тела животного, отрезанную подобным образом, говоря: «Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвечиной», которую использовать для еды запрещено.

Упоминание имени Аллаха имеет двойное значение, которое все должны хорошо понимать. Во-первых, эта практика противоположна тому, что делали идолопоклонники и люди периода джахилийи, которые упоминали имена несуществующих божеств во время закалывания животных. Во-вторых, эти животные, как и люди, — творения Аллаха, и, как и людям, им дарована жизнь и душа. Поэтому человек может распоряжаться ими и лишать их души, получив разрешение от общего Создателя.

Упоминание имени Аллаха во время закалывание животного — факт признания этого божественного разрешения. Тот, кто закалывает животное, как бы говорит: «Это мой поступок — не акт вторжения в природу и не насилие над этим животным, но во имя Аллаха я закалываю его, во имя Аллаха я охочусь, и во имя Аллаха я принимаю пищу».

Ислам строго относится к вопросам закалывания, в отличие от того, что многобожники Аравии и другие языческие народы превратили жертвоприношение в акт поклонения, или, скорее, в неотъемлемую часть их вероубеждения и основ религии. Закалывание жертвы на алтаре или с упоминанием имен божеств стало актом поклонения. Ислам отменил эти языческие обряды и предписал, чтобы ничье имя, кроме имени Аллаха, не упоминалось во время закалывания. Всевышний запретил использовать то, что было принесено в жертву на алтаре или предназначалось не для Него.

И хотя люди Писания в своей изначальной основе были монотеистами, впоследствии они заимствовали языческие убеждения у своих новообращенных последователей, которые не смогли полностью отказаться от своих недавних языческих представлений. Поэтому некоторые мусульмане стали считать, что их взаимоотношения с людьми Писания должны быть аналогичны взаимоотношениям с язычниками. Однако Всевышний Аллах дозволил принимать пищу людей Писания, подобно тому, как разрешил жениться на их женщинах. В суре

«Аль-Маида» — одной из последних по времени ниспослания — Всевышний сказал: «Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища — им» (Коран, 5:5).

Этот аят означает, что с этого дня разрешены вам блага, но не бахира, не саиба, не василя, не хами. Поскольку пища людей Писания, иудеев и христиан, разрешена вам на основе изначальной дозволенности, то есть Аллах не запретил ее вам, ...«соответственно вы можете есть мясо животных, которых они закололи или убили на охоте, так же как и они могут это использовать в пищу».

Ислам строг в отношении язычников Аравии и благосклонен к людям Писания, поскольку они ближе к уверовавшим во Всевышнего, признают Божественное Откровение, пророчество и другие основные принципы религии. Ислам разрешает мусульманам их пищу, жениться на их женщинах и предписывает добрососедское сосуществование с ними. Возможно, что взаимодействие с мусульманами в исламской среде даст им возможность ближе познакомиться с Исламом, а также с традицией и морально-нравственным кодексом мусульман. Это, в свою очередь, может привести их к пониманию того, что Ислам в действительности является их религией, но с более высоким уровнем духовности.

Изречение «пища людей Писания» применимо для всех видов пищи, как мясных, так и растительных. Все разрешено (халяль) мусульманам, кроме того, на что есть конкретный запрет. Животные, заколотые в честь храмов и религиозных праздников, тоже считаются разрешенными или «халяль».

Если мусульманин не услышал от людей Писания во время закалывания ими животного произнесения имени, помимо Аллаха, например Иисуса или Узайра, то это мясо является разрешенным (халяль). В случае, если он услышал, что было упомянуто не имя Аллаха, то, по утверждению одних законодателей, мясо такого животного запрещено, так как было предназначено не для Аллаха.

Абу ад-Дарда спросили о ягненке, заколотом для церкви Св. Георгия и подаренном ей. Абу ад-Дарда ответил: «Прости,

Господи! Разве это не люди Писания, чья пища разрешена нам, а наша им?» И он разрешил есть эту пищу.

Имама Малика спросили о том, можно ли есть мясо животных, заколотых людьми Писания для своих праздников и храмов. Он ответил: «Я считаю это нежелательным (макрух), но не запретным (харам). Нежелательным, потому что я опасаюсь, что при закалывании не было упомянуто имени Всевышнего, но не запретным, так как предписание “не было упомянуто имени Аллаха” не связано с людьми Писания. А это предписание относится к язычникам, которые закалывают животных для своих божеств, чтобы быть ближе к ним, а не для употребления их в пищу. Что же касается людей Писания, то они закалывают, чтобы питаться этим. Ведь Всевышний говорит: “Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища — им”» (Коран, 5:5).

Мясо животных, убитых током или другим способом до перерезания горла, считается для верующих мусульман дозволенным.

При этом вышеописанный способ закалывания, применяемый людьми Писания, должен совпадать с мусульманским способом, который совершается в области горла путем использования острого предмета.

Большинство законоведов в разных странах мира считают это обязательным условием. Однако группа ученых — малики-тов вынесла решение (фетву), что способ закалывания животных людьми Писания не обязательно должен совпадать с мусульманским.

Известный ученый и судья (кади) Ибн аль-Араби, комментируя аят суры «Аль-Маида» «Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища — им», пишет: «.Это неоспоримое доказательство в пользу того, что пища людей Писания и дичь, добытая ими, входит в разряд благ, дозволенных мусульманам Аллахом. Всевышний Аллах неоднократно повторяет это разрешение только для того, чтобы отвести необоснованные сомнения и убрать различные разногласия и препятствия по отношению к халяльным продуктам питания».

Когда Ибн аль-Араби спросили, можно ли употреблять в пищу или приобретать в качестве пищи мясо курицы, убитой христианином, который свернул ей шею, он ответил: «Ее дозволяется употреблять в пищу, ведь эта курятина представляет собой его пищу и пищу священников и монахов. И хотя у нас такой способ забоя неприемлем, Аллах дозволил нам их пищу без каких-либо условий. Все, что они считают дозволенным в своей религии, дозволено и для нас, исключая запрещенное Аллахом». В другом месте Ибн аль-Араби пишет: «То, что они употребляют в пищу без соблюдения правил закалывания (то есть без намерения заколоть животное) и в виде мертвечины, является запретным». Между двумя высказываниями Ибн аль-Араби нет противоречий, а их смысл сводится к следующему: мясо животных, заколотых правильно, согласно их точке зрения, является для мусульман дозволенным, даже если такой способ закалывания считается у них неверным. Если же закалывание животного было произведено, согласно их точке зрения, неправильно, то его мясо становится запретным также и для мусульман. Общее же для всех понимание закалывания заключается в намерении умертвить животное с целью употребления его в пищу.

В свете сказанного можно вынести решение относительно и импортируемого мяса людей Писания, например, курятины или законсервированной говядины, то есть животных, убитых током и подобными способами. Если они считают такой способ закалывания дозволенным, то эта пища дозволена и для мусульман в соответствии с общим смыслом аята Корана.

Мнения правоведов относительно дозволенности мяса, заколотого зороастрийцами, разделились. Большинство их запрещают употреблять это мясо в пищу, так как зороастрийцы являются язычниками. Другие же считают, что их мясо дозволено, так как Пророк сказал: «Относитесь к ним так же, как вы относитесь к людям Писания». Известно, что он принимал от зороастрийца Хаджара джизью (подушную подать).

Ибн Хазм в своей книге «Аль-Махалля», в главе «Закалывание», пишет: «Зороастрийцы являются людьми Писания, и законы, применяющиеся по отношению к ним, должны во всем соответствовать законам, касающимся людей Писания». Нет сомнения в том, что мнение Ибн Хазма заслуживает уважения, так как он является непререкаемым авторитетом в области знания хадисов, истории народов и религий.

Согласно мнению Абу Ханифы, сабеи являются людьми Писания. Некоторые исследователи того времени причисляют к зороастрийцам и других язычников: брахманов, буддистов и им подобных, считая, что они также являлись людьми Писания, которые с течением времени утратили ниспосланное им Писание.

Считается, если животное было заколото мусульманином, даже если он невежествен или грешен, или кем-то из людей Писания, есть это мясо разрешено (халяль). От мусульманина не требуется выяснять то, свидетелем чего он не был, например, как было заколото животное, соответствует ли способ закалывания исламским требованиям, было ли упомянуто имя Аллаха во время закалывания и др.

Раньше многие арабы и различные народы жили за счет охоты. Поэтому в Коране и сунне уделено место этому вопросу. Мусульманские же законоведы посвящали этой теме специальные главы, где разъясняли, что разрешено (халяль) на охоте и что запрещено (харам), что обязательно и что желательно.

Поскольку многие животные и птицы, мясо которых пригодно в пищу, являются дикими и недоступны человеку, на них не возлагаются те условия закалывания, что на домашних животных (резать в области горла или верхней части груди). Достаточно небольших усилий для закалывания дичи, какие позволяют обстоятельства охоты в соответствии с общими принципами веры.

Одни из этих условий относятся к охотнику, другие к дичи, а третьи — к орудию охоты.

Все эти правила касаются наземной охоты, относительно же ловли на воде Аллах разрешает все без ограничений, как уже было упомянуто ранее: «Дозволено вам ловить морскую тварь и другую морскую еду» (Коран, 5:96).

Требования, предъявляемые к охотнику, те же, что и к мяснику: он должен быть мусульманином, или представителем людей Писания, или равным по положению людям Писания, как зороастрийцы и сабеи.

Ислам учит, что охотник не должен охотиться ради забавы, лишая животного жизни без намерения съесть его или использовать на другие благие нужды.

Пророк сказал: «Если кто-то убьет воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День: “О Господь! Этот человекубил меня для забавы и без нужды”».

В другом хадисе сказано: «Того, кто убьет воробья или более крупную живность без права, Аллах призовет к ответу в Судный День». Слушатели спросили: «О Посланник Аллаха, а каковы условия, оправдывающие охоту?» Он ответил: «Чтобы охотник заколол добычу и съел, а не для того, чтобы отрубить голову добыче и выбросить».

Другим условием охоты является то, что мусульманин не должен находится в состоянии ихрама, поскольку в это время он пребывает в состоянии полного миролюбия и умиротворенности, которое распространяется и на окружающих его животных и птиц. Даже если какая-то дичь появится прямо перед ним и он может без особых усилий поразить ее, ему запрещено это делать. Это испытание, воспитывающее у верующего силу воли и терпение. Как говорит Всевышний Аллах: «О вы, которые уверовали! Конечно, Аллах будет испытывать вас добычей, которую получат на охоте ваши руки и ваши копья, чтобы узнать, кто боится Его втайне. А кто преступит после этого, тому — болезненное наказание. О вы, которые уверовали! Не убивайте дичи, когда вы в храме» (Коран, 5:94, 95). ...«но запрещена вам охота на суше, пока вы в храме» (Коран, 5:96), «...не дозволена вам охота, когда вы в храме» (Коран, 5:1).

Требованием, предъявляемым к дичи, является то, что это должно быть животное, над которым человек не в силах совершить закалывание, как это предписано, — в горло или в верхнюю часть груди. Если же человек может совершить такое закалывание, то он должен сделать это, так как такое действие (закалывание) является принципиальным.

Точно так же, если кто-то пустит стрелу в добычу или охотничья собака схватит ее, то охотник, подойдя к добыче, в которой еще теплится жизнь, должен заколоть ее, перерезав горло. Однако, если охотник не уверен, жива ли дичь, то нет на нем греха, если он не заколет ее. Передают аль-Бухари и Муслим, что Пророк сказал: «Когда вы пускаете собаку на добычу, произнесите имя Аллаха. Если она поймает дичь и вы подойдете к ней, пока она еще жива, то заколите ее (перерезанием горла)».

Согласно каноническим требованиям, орудия охоты могут быть двух видов:

  • 1. Поражающее орудие типа стрелы, сабли и копья, как указано в аяте (а теперь и огнестрельное оружие), «...охотиться на добычу руками и копьями...» (Коран, 5:94).
  • 2. Животные, обученные охоте, такие, как собака, гепард или хищные птицы, как сокол и ястреб. Всевышний Аллах говорит: «Вам дозволена прекрасная пища. Ешьте также то, что ловят для вас обученные хищники, которых вы научили тому, чему Аллах научил вас, но только поминайте над этой дичью имя Аллаха...» (Коран, 5:4).

Охота с оружием обуславливается двумя положениями.

Должно наноситься проникающее ранение, в результате которого гибнет дичь, но недопустимо умертвлять путем придавливания. Адий Ибн Хатим спросил Посланника Аллаха о дичи, убитой оружием (мирад). Он сказал: «Если вы пронзите дичь орудием, то ешьте ее, а если поцарапаете (вследствие чего оно умрет), то оставьте ее (не ешьте)».

Этот хадис является доказательством того, что прием в пищу дичи разрешен лишь в случае, если тело дичи пронзено, даже если гибель была тяжелой. Соответственно, дичь, убитая из ружья, пистолета или другого огнестрельного оружия, является разрешенной, так как пуля поражает тело сильнее, чем стрела, копье или сабля.

Имам Ахмад передал следующий хадис: «Не ешь того, что убито при помощи бандука (ядро), а ешьте только заколотое».

А в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Ибн Умара, животное, убитое бандуком, что же самое, что убитое ударом (мертвечина). Следует заметить, что под бандуком здесь подразумевается ядро для метания. Пророк также запретил во время охоты метать камни, он говорил: «Это метание камня не будет считаться у вас охотой, и вы не поразите этим врага, а только выбьете зуб или глаз (покалечите)».

Необходимо, чтобы было упомянуто имя Аллаха во время применения орудия охоты, как Пророк научил Адий Ибн Ха-тима. Переданный им хадис является основным в этом разделе. Во время охоты, к примеру, с собакой или соколом требуется следующее:

  • — во-первых, животное должно быть обучено (дрессировкой);
  • — во-вторых, оно должно ловить дичь для своего хозяина, как указано в Коране, а не для себя;
  • — в-третьих, следует упомянуть имя Аллаха, посылая за дичью охотничье животное.

Под понятием обучения или дрессировки понимается то, что человек приручает охотничье животное подчиняться своему хозяину: бежать или следовать за ним и выполнять все его команды. У законоведов имеются некоторые расхождения в определении условий дрессировки. Но главное, чтобы охотничье животное было выдрессировано по обычаю людей.

Поймать дичь для своего хозяина означает, что обученное дрессированное животное не станет есть пойманную дичь. Пророк сказал: «Если вы пустите свою собаку за дичью и она съест часть дичи, не ешьте ее, так как собака поймала ее для себя. Но если вы пустите собаку и она, убив дичь, не тронула ее, то ешьте, так как собака поймала дичь для своего хозяина».

Некоторые законоведы делают различие между охотничьими животными, такими, как собака, и охотничьими птицами, такими, как сокол. Они считают, что если дичь, которая была частично съедена птицей, разрешена, то частично съеденная собакой — запрещена.

Эти сведения свидетельствуют о том, что требования к продуктам «халяль» имеют религиозные корни, поэтому верующими мусульманами выполняются полностью или частично, но в соответствии с Кораном. Халяльные продукты, при соблюдении некоторых запретов для производителей их, отличаются более качественными свойствами и безопасны для потребителей. Однако ветеринарно-санитарное инспектиро вание халяльных продуктов необходимо, если они направляются в реализацию. При этом продукция, не отвечающая ветеринарно-санитарным требованиям, не может считаться халяльной.

3.2. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >