КУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ

КУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ

Специфика лингвокультурологической трактовки концепта

С.Г. Воркачев назвал концепт «Зонтиковым термином», который призван адекватно отразить содержательную сторону языкового знака, «снять функциональную ограниченность традиционных значения и смысла, органически соединить логико-психологические и языковедческие категории» [Воркачев, с. 41]. Понятие «концепт» разрабатывается несколькими лингвистическими направлениями: когнитивной лингвистикой, психолингвистикой, лингвокультурологией.

Концепт в когнитивной лингвистике - единица концептуальной картины мира, способ и результат категоризации знания, «квант знания». Данное научное направление занимается проблемами мышления и познания, хранения и переработки информации в психике человека [Кубрякова, с. 58]. В зарубежной лингвистике для обозначения того, как организованы знания в голове человека, используются разные понятия: фреймы, сценарии, схемы, гештальты (см.: [Рахилина]). В отечественной когнитивной науке как родовое для всех перечисленных выше чаще всего используется понятие 'концепт' [Бабушкин; Попова, Стернин]. Выделяются разновидности концептов (концепты-образы, событийно-эмотивные концепты, событийно-поведенческие концепты и т. д.). Концепт как объект лингвокогнитологии соотнесен со всеми типами лексических и грамматических значений естественного языка. Совокупность обработанных, категоризованных, стандартизованных концептов в сознании народа составляет национальную концептосферу [Попова, Стернин, с. 28].

Лингвокогнитологические исследования обычно направлены от смысла к средствам его выражения в различных языковых и текстовых формах. Есть точка зрения, что при когнитивном подходе одному концепту соответствует одна языковая единица [Слышкин]. По мнению некоторых исследователей [Бабушкин; Воркачев], лингвокогнитивная наука успешно работает с относительно несложными семантическими единицами, но сталкивается с трудностями моделирования многокомпонентных ментальных объектов типа 'долг', 'порядочность', 'совесть'.

Психолингвистика моделирует язык как феномен сознания. В рамках этого направления концепт - достояние индивида. Он всегда актуализован, включен в мыслительную деятельность [Пищальникова].

В лингвокулыпурологии рассматриваются культурные концепты. С.Г. Воркачев пишет, что «интерес лингвокультуро-логов фокусируется на изучении специфического в составе ментальных единиц и направлен на накопительное и систематизирующее описание отличительных признаков конкретных культурных концептов» [Воркачев, с. 44-45]. Очевидно, что культурных концептов меньше, чем «просто» концептов. Их рассматривают как ценные «константы культуры» [Степанов], которые укоренились в языке и выражаются в нем значительным количеством языковых средств. В практике лингвокультурологических исследований принято идти от имени культурного концепта к «совокупности номинируемых им смыслов» [Воркачев, с. 45].

Приведем несколько высказываний о культурном концепте, высвечивающих его существенные стороны.

В.А. Маслова: «Концепт - это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Концепт, отражая этническое мировидение, маркирует этническую картину мира и является кирпичиком для строительства «дома бытия» (по Хайдеггеру)» [Маслова, с. 36].

Ю.С. Степанов: «Концепт - «сгусток культуры в сознании человека» [Степанов, с. 43].

В.И. Карасик: «Концепт - многомерное смысловое образование, в котором выделяется ценностная, образная и понятийная стороны» [Карасик, с. 129].

З.Д. Попова: «Концепт, являясь многослойным образованием, содержит в себе как понятийное ядро, так и культурно значимую информацию» [Попова, Стернин, с. 70-71].

B. И. Карасик: «Если имена отприродных реалий к концептам никогда не отправляют, то имена предметных артефактов, обрастая этнокультурными коннотациями, в принципе могут образовывать «знаковое тело» культурного концепта» [Карасик, с. 145].

C. Г. Воркачев: «Культурные концепты - это прежде всего ментальные сущности, в которых отражается «дух народа», что определяет их антропоцентричность - ориентированность на духовность, субъективность, социальность и «личную сферу» носителя этнического сознания» [Воркачев, с. 49].

Итак, в культурном концепте отражаются особенности национального менталитета и акцентируется категория ценности (это наиболее значимые для носителей культуры смыслы). Культурные концепты - абстрактные сущности. Понятие «предметный концепт» имеет право на существование, только если в языковом сознании некоторый предмет ассоциируется с культурно значимыми смысловыми рядами (крест, знамя и т. д.). Концепт многомерен, в нем всегда есть образно-ассоциативная составляющая. Концепты, имеющие национальнокультурную специфику, не только получают отдельное имя, но и, как правило, выражаются по-разному и множеством языковых средств. Именами культурных концептов является ограниченное число единиц.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >