Введение

Изучение процесса развития драматургии Египта второй половины XX века, анализ и обобщение её творческих завоеваний представляется одной из важных задач современной арабистики. Бурный расцвет египетского театра после завоевания страной независимости, вызванный повышением его общественной роли, вызвал острую потребность в драматургическом материале, который мог бы воплотить на сцене новые процессы египетской действительности. В драматургию уходит большинство молодых талантливых писателей и поэтов, которые начинали свой творческий путь как новеллисты и лирики, и которыми двигало желание через театр выразить свое отношение к происходившим в стране социально-политическим переменам.

Драматургия в Египте во второй половине XX века становится ведущим жанром литературы, в ней сформировались определенные тенденции и направления, и наиболее наглядно проявилась трансформация художественного сознания, характерная для всей арабской литературы.

Между тем египетская драматургия этого периода изучена весьма слабо по сравнению с египетской поэзией, новеллой и романом. И до настоящего времени в арабистике стран СНГ очень мало работ в этой области. Остается неисследованным обширный материал творчества многих авторов, пьесы которых определяли лицо египетского театра в тот период.

Данная работа впервые предпринимаемое монографическое исследование творчества современного египетского писателя Альфреда Фарага. Исследование и оценка созданных им пьес - необходимое звено в изучении современной египетской драматургии. В свойственной 60-м годам атмосфере поиска, обновления тематики, стилевых и жанровых форм есть немалая заслуга Фарага, который вступил на литературную арену в 50-е годы прошлого века. Перу Фарага принадлежат в основном драматические произведения, ставящие острые социальные проблемы современного Египта. Им написано более 20 пьес, из них семь одноактных. Он также автор сборника коротких рассказов (1966), двух небольших повестей - «История потерянного времени в египетской деревне» (Хикаят аз-заман ад-дай‘ фи карйа мыс-рийа, 1980), «Дни и ночи Синдбада» (Айам ва лаяли асСиндбад, 1987). Театральному искусству посвящена книга «Путеводитель по театру для умного зрителя» (Далил аль-мутафарриг аз-заки иля-ль-масрах, 1965) и исследование «Театр на Западе» (Аль-масрах фи-ль-гарб, 1988). Его пьесы ставились в театрах арабских стран. Пьеса «Али Джанах ат-Табризи и его слуга Куффа» была поставлена театром А.М.Мейбах (Maybach) в Берлине в 1986 году, а также опубликована на английском языке издательством «Prota» (США). Издательство “Heinamann” в Лондоне опубликовало пьесу «Ловушка» (Аль-Фахх, 1966) в серии «Египетские одноактные пьесы». В 1977 она шла на сцене театра «Locad» (Лондон). Этот же театр в сезоне 1976-1977 гг. показал пьесу «Пометка о браке на свидетельстве о разводе»

(Гауаз аля уарака талак,1972). На английский также переведена пьеса «Аз-Зир Салим» (Аз-Зир Салим, 1967).

Альфред Фараг, он один из тех драматургов, которые хорошо знают законы театра и его специфику и он, несомненно, внес большой вклад не только в развитие реалистической драматургии Египта, но и в развитие театрального дела страны. Драматургия А.Фарага представляет интерес с точки зрения обогащения реалистического направления новыми формами, стилистическими приемами и языковыми средствами.

Монография посвящена исследованию характера творчества Альфреда Фарага. Анализ творчества крупнейшего египетского драматурга позволит расширить представление о состоянии современной драматургии Египта, а именно в период ее расцвета во второй половине XX века. В настоящем исследовании впервые комплексно рассматриваются наиболее значимые произведения А.Фарага, раскрывается их жанровая специфичность, определяются идейно-тематическая направленность и художественные особенности, связанные с использованием новых приемов и изобразительно-выразительных средств. На базе исследовательской работы по творчеству А.Фарага поднимаются такие важные для современной египетской драматургии вопросы, как традиция и новаторство, влияние западного сценического искусства, использование традиций народных сценических представлений, соотношение национальных и общечеловеческих ценностей в драматических произведениях.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >