ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ СТРУКТУРА НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Сравнительная характеристика аутентичного ансамбля и русского народного хора

Народное пение отражает отношение народа к жизни, к окружающей природе, к происходящим событиям. Народное пение трудно было вычленить из крестьянской жизни, оно сопровождало человека всю жизнь от рождения до смерти, поэтому к нему относились серьезно. В песнях отражались исторические события, жизнь конкретного человека, его чувства, эмоции, переживания. В песни народ вложил представления о реальной жизни с ее нуждами и печалями, горестями и заботами, радостями и стремлением к красоте, а также мудрость, накопленную многими поколениями.

Для народного исполнительства характерен тот факт, что создатели фольклорных произведений являлись одновременно и их исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть процессом создания новых вариантов, обогащающих и развивающих традицию. Жизнь песни начинается с момента исполнения, а если она не исполняется, то не будет сохранена и передана следующим поколениям. Очень важен контакт исполнителей и зрителей, которые сами могут выступать как участники творческого процесса создания нового варианта песни.

Коллектив, участники которого являются носителями и хранителями определенной певческой традиции, называется аутентичным ансамблем. Его можно назвать прообразом всех других форм народного исполнительства. Это первоисточник традиционной народной манеры пения, средств художественной выразительности, репертуара. Участники такого коллектива очень хорошо знают традицию, бытующие песенные жанры, обычаи и обряды конкретной местности, владеют диалектом, то есть они обладают тем, что И. И. Земцовский называет «первичной артикуляцией фольклора». В это определение он включает весь комплекс «традиционного речевого поведения, речевого общения, включая пение как речь» [8, с. 12]. Люди, живущие в другой певческой традиции, разговаривающие на другом диалекте, не могут приобрести эту естественность артикуляции. Певцы аутентичного ансамбля не могут исполнять песни другой традиции, так как не могут ощутить их как свою живую речь. Это другой диалект, другая манера исполнения, поэтому нет той самой «первичной артикуляции».

Аутентичный ансамбль хранит традицию, переданную им предыдущими поколениями. Обучение народной манере пения происходит в быту, согласно крестьянской традиции. Перенималась не только манера пения, бытующая в данной традиции, но и жанры, исполнительские приемы и особенности. Как писал фольклорист, педагог, профессор Саратовской консерватории Л. Л. Христиансен, «народной манерой пения в быту овладевают уже в подростковом возрасте, а с достижением семнадцативосемнадцати лет, с окончанием мутации - поют по-народному совершенно свободно и уверенно, причем, как правило, интонационно чисто и стройно, иногда с виртуозным мастерством. Следует отметить, что полное овладение мастерством народной культуры пения тоже требует длительного обучения в народном быту путем подражания мастерам народного пения. Этот процесс продолжается обычно с раннего детства до юношеской зрелости - десять - двенадцать лет» [28, с. 11].

Переняв традицию от предков, аутентичный ансамбль сохраняет все ее отличительные признаки, чтобы передать следующим поколениям. Аутентичный ансамбль существует в быту и поет народные песни в привычной обстановке, когда есть соответствующий настрой и потребность в пении. Он не поет по необходимости, так как это - не концертная исполнительская форма. Аутентичный ансамбль - это бытовой коллектив, не сценический, и поет он не для публики, а для себя.

Русский народный хор и аутентичный ансамбль имеют разные задачи. Сохранение традиционных особенностей местной певческой традиции и передача их следующим поколениям - это главная задача аутентичного ансамбля, а народный хор как сценический и концертирующий коллектив призван пропагандировать народное искусство и народную манеру пения.

Хор и ансамбль - две разные исполнительские формы. У них разные средства художественной выразительности, принципы звукоизвлечения, они имеют свои особенности музыкальной фактуры, динамики, музыкальной формы. И. И. Земцовский пишет об этом так: «Сценический и бытовой фольклор, народный хор и фольклорный ансамбль - две разные сферы, два разных исполнительских жанра, обладающих самостоятельной эстетической системой, собственными тенденциями развития и собственным местом в современной культуре... Народный хор, вырастая из фольклора и учась у него постоянно, все же не призван повторять фольклор, копировать его или консервировать. Он имеет свои цели, перед ним стоят свои - социальные и художественные задачи» [7, с. 7-8].

В своем исполнении певцы аутентичного ансамбля используют приемы устной традиции, которые возникли из разговорной речи. К ним относятся огласовки, скаты, спады, подъемы к гласным, глиссандо, замена гласных, словообрывы. В составе такого ансамбля от 6 до 12 человек, деление на партии условно, а их количество зависит от певческой традиции, в которой он существует. Например, южнорусский ансамбль может не иметь низких мужских голосов, в северном вообще нет мужчин, в казачьем могут отсутствовать высокие женские голоса, а мужские тембры составляют основу ансамблевого пения. Традиционное пение определяет состав голосов, входящих в аутентичный ансамбль, поэтому он чаще всего не полный. Каждый певец исполняет удобный для него голос в своей примарной зоне. Основной напев ведут, как правило, несколько человек, так как это - основа партитуры, а подголоски исполняют 1-2 человека.

Партитура русской народной песни характеризуется невыдержанным многоголосием, поэтому партии гибко подразделяются на более мелкие группы, иногда соединяются в унисон. Ансамблевое звучание предполагает яркое проявление каждого голоса, входящего в его состав. Каждый певец, его индивидуальный тембр играют большую роль в общем звучании. Даже при разделении ансамбля на более или менее четкие партии (бурдой, запевала, «басы», подголосок) каждый голос, каждый ансамблевый тембр - это не часть хоровой партии, а яркий индивид. Аутентичный ансамбль состоит из индивидуальных тембров, и это сильно отличает его от голосового состава народного хора.

Репертуар аутентичного коллектива составляют только песни своей местности, которые передаются из поколения в поколение устно. Основа их творчества - импровизация, являющаяся и жанровым признаком народного исполнительства, и основным творческим методом, и возможностью создания новых вариантов народных песен. Импровизация происходит на основе варьирования подголосков, которыми оплетается основной напев. Один и тот же вариант может не повториться дважды. Работа в таком ансамбле строится на авторитете лидера, который лучше других знает традицию, особенности местного исполнения, владеет манерой пения. В каждом певческом стиле есть знатоки и мастера пения со сложившимся кругом навыков, принципов обучения, тембров голосов. Каждый участник аутентичного коллектива должен перенять характерный стиль, его особенности, манеру пения, исполнительские приемы. Творчество такого коллектива отличает самобытность, сохранение местных певческих традиций и, в тоже время, оригинальность, свой собственный исполнительский стиль.

Русский народный хор - это особое направление хорового искусства и народнопевческого исполнительства. Он обладает своими характерными признаками, особенностями и средствами художественной выразительности и как сценическая форма народного исполнительства испытывает на себе влияние хорового искусства и законов сцены.

Хор - это певческий коллектив и одна из форм вокального исполнительского искусства. В методической литературе существует много определений хора. Каждый хормейстер-практик выделяет те признаки, которые, по его мнению, являются определяющими для хора как вокального коллектива. Например, известный русский хормейстер, педагог П. Г. Чесноков хором называл «такое собрание поющих, в звучности которых есть строго уравновешенный ансамбль и точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» [27, с. 25-26].

Хоровой дирижер В. Г. Соколов в своей книге «Работа с хором» дает такое определение: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении» [23, с. 5].

В. И. Краснощеков определяет хор как «большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский “инструмент” хор представляет собой ансамбль вокальных унисонов» [12, с. 81-82].

Есть и другие определения, согласно которым хор как исполнительский коллектив имеет определенные признаки, особенности, владеет певческими навыками. Современное определение хора должно включать в себя его основные признаки, существующие в тесной взаимосвязи друг с другом. К ним относятся:

  • - структурная организация;
  • - коллективный характер деятельности;
  • - вокально-хоровые навыки;
  • - использование средств художественной выразительности.

Следовательно, хор - это структурно организованный певческий коллектив, объединенный творческими целями и задачами, владеющий комплексом вокально-хоровых навыков и средств художественной выразительности, необходимых для образной передачи художественного содержания исполняемого произведения.

Хор - единый «организм», для существования которого необходимы следующие условия:

  • • временное присутствие всех участников хорового коллектива, которое дает возможность для совместного творчества, проведения репетиционной, учебной и воспитательной работы;
  • • наличие единой коллективной цели, которая отвечает общим интересам;
  • • наличие руководителя, имеющего соответствующее профессиональное образование;
  • • единство в образном и слуховом мышлении.

Классический хор делится на хоровые партии. Хоровая партия - это группа певцов хора, имеющая голоса, приблизительно одинаковые по диапазону и родственные по тембру. Деление внутри партии называется divisi. Главной характеристикой хоровой партии является тембр, но для исполнения важен и диапазон, то есть звуковой объем голоса от самого высокого до самого низкого звука. В певческом искусстве различают понятия общего диапазона, который включает все звуки, доступные голосу, и диапазона рабочего, включающего наиболее употребительные звуки. Часть диапазона, характеризующаяся единым тембром и одинаковым способом звукообразования, называется регистром. С особенностями звучания хоровых партий в различных регистрах связано понятие тесситуры. Тесситура - преобладающий высотный уровень вокальной партии. Она может быть высокой, средней и низкой, удобной или неудобной. Тесситура является удобной, если высотное положение хоровой партии в партитуре соответствует рабочим звукам ее диапазона. Если иа каком-то участке вокальной партии мелодия выходит за пределы рабочего диапазона, то тесситура является неудобной.

Хоры делятся иа виды и типы. Тип хора - это его структурная функция. По типам хоры бывают однородные и смешанные. Классический состав хора - четырехголосный - С А Т Б. В народное исполнительство такой состав пришел из классического академического хорового искусства. Все профессиональные русские народные хоры имеют полный состав голосов (кроме северного русского народного хора, это диктуется женской исполнительской традицией). Однородный хор в составе имеет две основные партии: С А - женский хор, ТБ- мужской хор, дискант А - детский хор. Помимо этого, состав хора может быть неполным: С А М. г. Вид хора - это его количественная характеристика, то есть одноголосный или многоголосный хор. Может быть деление на два хора. В традиционном народном исполнительстве встречается двухорное пение (южнорусская традиция).

Народный хор - это форма сценического воплощения народного искусства, особый жанр хорового искусства, обладающий своими средствами художественной выразительности. Народный хор выносит народную песню на сцену, при этом она теряет разговорную основу. Многие особенности исполнения были взяты из классического академического хорового пения. Исходя из этого, хор имеет большой исполнительский состав, четкое деление на партии (структурно организован), которые уравновешены в количественном и качественном отношении. Участники поют по закрепленным партиям, выученным в репетиционный период, импровизация в условиях сцены полностью исключается. Кроме того, это диктуется активной концертной деятельностью, необходимостью постоянно пополнять репертуар. Народный хор исполняет авторские произведения, обработки народных песен, написанные по канонам классического композиторского письма, с использованием средств художественной выразительности письменной традиции. Народный хор имеет две основы:

  • 1) фольклор, на который он опирается;
  • 2) хоровое искусство, которое диктует свои законы.

Народный хор формирует свое звучание из народной манеры исполнения, партитуры с подголосочным голосоведением, средств художественной выразительности, характерных для данного жанра. Народный хор как форма исполнительства отличается своими характерными признаками, которые сформировались в результате сценической практики, требований хорового искусства, влияния классической профессиональной музыки.

Таблица 1.1.1.

Сравнительная характеристика аутентичного ансамбля и народного хора

Аутентичный ансамбль

Народный хор

1. Состав исполнителей

  • 1. 6-12 человек;
  • 2. Нет четкого деления на партии;
  • 3. Состав голосов зависит от традиции, хранителями которой являются участники ансамбля;
  • 4. Неуравновешенный состав
  • 1. Более 20 человек;
  • 2. Четкое деление на партии;
  • 3. Полный набор хоровых партий;
  • 4. Уравновешенный численный состав хоровых

партий

2. Манера пения

Характерность звучания, отсутствие сглаженности тембров

Округление тембров для достижения единой певческой манеры и единого звукообразования

3. Использование диалекта

Диалект местной певческой традиции

Отсутствие диалекта, литературное произношение

4. Использование динамики

Единый динамический нюанс, характерный для местной традиции

Динамика, которая выставлена автором песни или обработки русской народной песни

Окончание таблицы 1.1.1.

Аутентичный ансамбль

Народный хор

5. Наличие импровизации

Импровизация и варьирование в рамках своей певческой традиции

Отсутствие импровизации

6. Репертуар

Народная песня своей местности в подлинном распеве

Авторская песня и обработка народной песни

7. Использование музыкальных инструментов

  • 1. Исполнение преимущественно без сопровождения;
  • 2. Для аккомпанемента используются музыкальные инструменты фольклорной традиции
  • 1. Исполнение преимущественно с сопровождением;
  • 2. Для аккомпанемента используется классический набор музыкальных инструментов

8. Хо

реография

Элементы народной бытовой хореографии в соответствии с традицией

Использование сценической хореографии

9. Костюм

Подлинный народный костюм, характерный для конкретной местности

Стилизованный сценический костюм

10. Средства художественной выразительности

Характерные приемы народно-певческого исполнительства (устной традиции)

Приемы классической композиторской школы (письменной традиции)

Таким образом, строение певческого коллектива, его количественный и качественный состав входят в понятие вокально-хоровая структура. В народно-певческом исполнительстве вокально-хоровая структура имеет много особенностей и всегда связана с местными традициями. Традиция, как известно, является определяющим фактором при выборе певческого состава, средств выразительности для исполнения народной песни.

1.2. ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >