Идеализация (Откуда исходят требования «Сверх-Я»?)

(Откуда исходят требования «Сверх-Я» ?)

Другой, более поздней ступенью в формировании «Я» является образование «Идеала-Я». На этой ступени происходит обособление «Я», «изолирование психологии индивидуальности» и возникает сопровождающее его чувство «собственной неполноценности». Здесь воззрения психоанализа вполне созвучны общепринятым научным взглядам. Читаем у Дюркгейма: «Именно общество, по мере того как оно формировалось и укреплялось, извлекло из своих собственных недр те великие моральные силы, перед лицом которых человек почувствовал свою неполноценность»[1]. Идеалы морали и нравственности представляются в психоанализе репрессивными факторами. Они рисуют портрет идеального человека и упрекают «Я» в неполноценности. Подобный идеал воспитывается в человеке — в этом цель педагогики. Так, задача педагогики, по Дюркгейму, — это прививка подобного идеала, диктующего «Я» свои требования: «наш педагогический идеал даже в деталях есть творение общества. Именно оно рисует нам портрет того человека, которым мы должны быть».

Требование стать подобным идеалу является требованием «Сверх-Я». Поэтому образование «Идеала-Я» оборачивается диктатом «Сверх-Я». А все то, что этим требованиям не отвечает, вытесняется в «Оно».

Итак, разделенное Я образуется по мере формирования «Идеала-Я».

Эдипов комплекс

Психоанализ часто создает «реконструкции». «Реконструкция» — это своего рода театральная постановка, игра, анти-действительность, которая должна вызвать у зрителя определенные переживания. Одной из таких реконструкций является «эдипов комплекс». Разделение «Я» Фрейд предлагает пережить, например, так: «Малолетний мальчик проявляет особенный интерес к своему отцу. Он хочет сделаться таким и быть таким, как

отец (...). Его поведение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой по отношению к отцу (и к мужчине вообще), оно, напротив, исключительно мужественное»[2]. Перед нами первичное эмоциональное отношение — идентификация, т. е. отождествление себя с мужчиной. Драматизм ситуации придает следующий этап формирования «эдипова комплекса» — идеализация. Идеализация — это влюбленность: на этом этапе происходит так называемый выбор объекта. Допустим, таким первым объектом влюбленности становится мать. Мать — очень выгодный для «Я» объект, ведь мать самым наивысшим образом оценивает своего ребенка. Возникает замкнутый круг: у самой лучшей матери, конечно, самый лучший ребенок. Поэтому психоанализ считает влюбленность нарциссическим отношением. Однако вместе с «Идеалом-Я» возникают жесткие требования «Сверх-Я». В театральной постановке «Эдипов комплекс» вместо эмоциональной привязанности к отцу возникает отношение соперничества. Идеализация матери противоречит идентификации с отцом...

«Эдипов комплекс» — это схема, получившая свое название в честь одноименного мифа. Данная схема позволяет наглядно представить внутреннюю конфликтность отношения влюбленности или идеализации. Основная проблема функции «Идеала» в том, что идеализация противоположна горизонтальным эмоциональным связям — первичной любовной связи человека с группой. «Имеется достаточно указаний, что в сексуальные отношения между мужчиной и женщиной влюбленность вошла лишь поздно, так что соперничество между половой любовью и массовыми связями также позднего развития».

О функции «Идеала» можно говорить и применительно к культурной жизни общества. Если считать культурным «Идеалом», регулирующим поведение в обществе, моральные установления, нормативные структуры, правила этикета и т. п., то символическую роль приобретут и ситуации временной отмены такого «Идеала». «Вполне представимо, что разделение на “Я” и “Идеал-Я” не может

выноситься длительно и временами должен проходить и обратный процесс. При всех отречениях и ограничениях, налагаемых на “Я”, периодический прорыв запрещений является правилом, как на это указывает установление праздников, которые ведь, по сути своей, не что иное, как предложенные законом эксцессы; это чувство освобождения придает им характер веселья. Сатурналии римлян и современный карнавал совпадают в этой существенной черте с празднествами примитивных народов, которые обычно завершаются всякого рода распутством при нарушении священных законов»[3].

Ситуации символической отмены культурного «Идеала» возвращают «Я» в массовое состояние. «Мы должны сделать вывод, что психология массы является древнейшей психологией человечества; все, что мы, пренебрегая всеми остатками массы, изолировали как психологию индивидуальности, выделилось лишь позднее, постепенно и, так сказать, все еще только частично из древней массовой психологии».

  • [1] Дюркгейм Э. Педагогика и социология. С. 255. 2 Там же. С. 254.
  • [2] Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». С. 102. 2 Там же. С. 135.
  • [3] Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». С. 126. 2 Там же. С. 119. 3 Там же. С. 78.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >