«Я»

«Я» невротика — это «Я», раздираемое противоречиями; депутат-оппортунист, который стремится только к одному — сохранить свой депутатский мандат. «Беззащитное с обеих сторон

Рис. 2

“Я” тщетно обороняется от наглых требований убийственного “Оно”, а также от укоров карающей совести. Ему удается подавить только самые грубые действия обоих, и результатом является, прежде всего, бесконечное терзание самого себя и дальнейшее систематическое терзание объекта, где таковой доступен».

Представление о разделенном «Я» лежит в основе описанного Фрейдом невроза культурного европейца.

Механизмы формирования «Я»

Как образуется разделенное «Я»? Фрейд говорит о связи «Я» с другими и выделяет два вида отношений, которые участвуют в формировании «Я»: идентификацию и идеализацию. Представим идентификацию и идеализацию схематично — как две плоскости воздействий, которые задают стороны треугольника «Я».

Идентификация

Идентификация — процесс отождествления себя с группой. Это чувство «общности Я», совместной принадлежности к роду, племени и т. д. — первичное социальное отношение, предшествующее какому-либо индивидуальному развитию. «Идентификация (отождествление) известна психоанализу как самое раннее про-

1

Фрейд 3. «Я» и «Оно». С. 388.

явление эмоциональной связи с другим лицом»[1]. Так, дети отождествляют себя с близкими людьми, считают себя частью общего социального организма. Это положение психоанализа развил в своих работах Л.С. Выготский, который, в частности, утверждал, что речь маленьких детей непонятна вследствие невыделенности детской психики из социального окружения; дети как бы считают свои мысли общим достоянием и поэтому не делают специального усилия для их передачи.

Связь человека с группой первична. Из этой связи возникает праформа «Я» путем идентификации себя с группой, т. е. посредством проекции на себя связей с социальным окружением. Введение понятия «идентификации», тождества «Я» с группой, во многом оказывается революционным шагом. В современной Фрейду науке было принято говорить прежде всего о развитии в человеке социокультурных — моральных и нравственных — качеств. Например, у Дюркгейма: «В каждом новом поколении общество оказывается, так сказать, перед почти чистой чертежной доской, на которой ему необходимо проектировать, осуществляя новые затраты. Необходимо, чтобы самым быстрым путем к только что родившемуся эгоистическому и асоциальному существу оно добавило другое, способное вести социальную и нравственную жизнь».

С точки зрения психоанализа, напротив, первичное состояние человека — это состояние коллективного организма, или массовое состояние «общности человеческих Я». Чувство отождествления себя с группой — первичное чувство человека. Фрейд показывает социальную природу идентификации на примере такой организованной массы, как войско: «Очевидно, что солдат своим идеалом делает своего начальника, идентифицируясь одновременно с себе равными и выводя из этой общности “Я” обязательства товарищества — для взаимной помощи и распределения имущества».

По мере обособления «Я» происходит переход от массовой психологии к психологии индивидуальной. Однако в целом ряде состояний человеческая индивидуальность может возвращаться к массовому состоянию: «В неприкрыто проявляющихся отталкиваниях и антипатиях к близким мы узнаем выражение себялюбия, нарциссизма (...). Вся эта нетерпимость, однако, исчезает, кратковременно или на долгий срок, при образовании массы и в массе. Пока продолжается соединение в массу и до пределов его действия, индивиды ведут себя как однородные, терпят своеобразие другого, равняются на другого и не испытывают к нему чувства отталкивания»[2].

Сущностью идентификации являются либидинальные, т. е. любовные, отношения, которые Фрейд также называет эмоциональными связями. Поэтому, находясь в массе, человек способен испытать эмоциональную эйфорию. Отождествление себя с группой дает человеку ощущение неограниченной мощи. В массе «замолкает критическая способность личности, и человек отдается аффекту. Но при этом он повышает возбуждение у тех, кто на него повлиял, и таким образом аффективный заряд отдельных лиц повышается взаимной индукцией. При этом возникает, несомненно, нечто вроде вынужденности подражать другим, оставаться в созвучии с “множеством”».

Итак, общность человеческих «Я», или отождествление себя с группой, рассматривается Фрейдом как первая ступень в формировании «Я». В то же время идентификация есть проявление «первичных любовных позывов». Процесс идентификации — или «стремление к сближению» — лежит в основе эмоциональной связности человеческих «Я». Разрушение этих связей губительно, что можно наблюдать в феномене паники или психозе панического страха: «Взаимные связи прекратились, и безудержно вырывается на свободу гигантский бессмысленный страх».

  • [1] Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991. С. 102. 2 Дюркгейм Э. Педагогика и социология И Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 255. 3 Проще говоря — «стадное чувство». 4 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». С. 129.
  • [2] Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». С. 100. 2 Там же. С. 85. 3 Там же. С. 95.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >