Терапия искусством

ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ

Онтосинергетический подход в арт-терапии

Основные стратегии и подходы в развитии арт-терапии

Терапия искусством представлена широким спектром направлений, не имеющих до сих пор единого методологического обоснования. Обращение к искусству как к предмету психологического воздействия присутствует во всех ведущих направлениях психотерапии. Искусство рассматривается и как форма отражения глубинных бессознательных процессов, и как результат работы когнитивных структур, и как событие, выражающее трансцендентальную природу человека. Чем же обусловлена данная ситуация? Какие факторы предопределяют неоднозначность точек зрения в интерпретации характера воздействия произведений искусства на человека и содержания самого процесса творчества?

Анализ существующих взглядов на предмет искусства в предыдущих главах позволяет ответить на вопросы, отражающие возможности арт-терапевтической практики.

  • 1. Что такое искусство, какова природа его выразительности?
  • 2. Каковы типологические признаки произведений искусства, особенности процесса творчества, обусловливающие терапевтический эффект?
  • 3. Каковы возможности объективной интерпретации характера влияния искусства на психическое состояние, ее субъективный и объективный контекст?

Интерпретация научно-философских представлений о природе искусства и его влияния на человека показала, что при формировании методологии арт-терапии приходится сталкиваться с серьезными онтологическими и гносеологическими трудностями.

Синергетическая природа искусства требует исследования характера взаимосвязей теории философии, искусства и науки.

Философия

ОНТОЛОГИЯ (от гр. on, род. падеж ontos - сущее) - раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Базисным основанием теории арт-терапии, как отмечалось выше, служат современные представления, сложившиеся в феноменологии, экзистенциализме, психоанализе, гештальтфилософии, философской антропологии и постмодернизме. Напомним, что, с точки зрения теории глубинной психологии, искусство выступает как символическое выражение форм коллективного бессознательного, его архетипов. Иной позиции придерживаются представители гештальтфилософии, рассматривая художественное творчество как процесс познания. Ключевыми понятиями феноменологии, позволяющими описать искусство, выступают такие категории, как «интенциональность», «смыслы», «выражение». Любой акт творчества рассматривается как процесс самовыражения, характеризующийся своей интенциональной направленностью, поиском смыслов и личностными переживаниями. Интерпретация идей, заложенных в представленных философских традициях, позволяет определить арт-терапию как открытое полимодальное социокультурное образование, отражающее творческие взаимосвязи человека с действительностью, креативную сущность самого бытия.

Искусство

ИСКУССТВО: 1) корень слова, «искус» - опыт, проба, попытка, испытание, узнавание; искусный - дошедший до умения или познания;

2) форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

Творить - значит выражать сокровенное, неповторяемое. Любой акт творения - это созидание Нечто в проекциях Ничто из того начала, которое сокрыто от прямого наблюдения и затруднено для объективного анализа. Художественный образ, формы и содержание которого зависят от личных намерений и социокультурных установок субъекта творчества, зарождаются в глубинах его бессознательного. Прорываясь наружу в сферу сознания, неясный образ в процессе творения постепенно обретает законченную художественную форму, выражающую содержание внутреннего мира, как самого художника, так и исторического времени, к которому он принадлежит. Иначе говоря, художественный образ раскрывает истинную природу творящего субъекта, его характер восприятия, переживания и понимания мира. В контексте сказанного можно сказать, что арт-терапия представляет собой экзистенциальное событие, в котором субъект творчества обретает самого себя, познает природу своей индивидуальности, выражает свое индивидуальное отношение к реальности.

Наука

Многоаспектность феномена искусства и методов психотерапии не позволяет свести все многообразие их форм взаимодействия к той или иной научной парадигме. Однако последние открытия в области синергетики, на наш взгляд, обусловливают возможность описать генезис и механизмы воздействия искусства на состояние души, определить модели построения арт-терапевтического действия. Современные исследования в синергетике могут выступать в качестве связующего начала, объединяющего представления о материальной, психической и духовной сторонах творчества. Раскрытию природы творчества как движения от хаоса к порядку через самоорганизацию сознательных и бессознательных структур психики и посвящен материал.

СИНЕРГЕТИКА (совместная деятельность) - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе.

«Синергетика - наука о процессах развития и самоорганизации сложных систем произвольной природы», - писал основать синергетики Илья Пригожин (Синергетика и психология..., 2004, с. 82). Исходя из теории синергетики, можно постулировать мысль, согласно которой арт-терапевтический процесс есть многоуровневый динамический феномен, в границах которого осуществляется системное моделирование ситуации перехода и самоорганизации психики в состояние более высокого уровня порядка.

Существующие подходы в арт-терапии предполагают дальнейшее исследование и анализ методологии и практики терапии искусством. Со всей очевидностью можно сказать, что арт-терапия в странах Восточной Европы находится у истоков своего становления. Несмотря на то, что профессиональные арт-терапевти-ческие ассоциации уже существуют в странах Западной Европы: в Великобритании - с 1976 г., в Германии - с 1989 г., в Нидерландах - с 1996 г., необходим тщательный анализ теоретического и практического материала с учетом культурно-исторических и национальных особенностей регионов, в которых проводились исследования.

Следует отметить, что все многообразие подходов в арт-терапии можно свести к десяти моделям построения диагностической и арт-терапевтической работы.

ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

В АРТ-ТЕРАПИИ (Э. Келиш, Г. Хулъбут, В. Н Никитин)

  • 1. Феноменологический подход - исследование индивидуальных особенностей восприятия художественного образа, актуализация индивидуальных стратегий выражения.
  • 2. Эстетический подход - отказ от критических оценок результатов художественного творчества, центрированных на интерпретации содержания образа.
  • 3. Формалистский подход - анализ формальных характеристик художественного образа, коррекция социально-психологических проблем в ходе работы с композиционным построением.
  • 4. Личностный подход - анализ психологических особенностей личности творящего в контексте интерпретации содержания и структуры построения художественного образа.
  • 5. Социокультурный подход - интерпретация содержания художественного материала в контексте влияния социокультурных детерминант на формирование образа.
  • 6. Психодинамический подход представляет собой синтез психоаналитических позиций в контексте классической теории психоанализа 3. Фрейда, определяющих терапевтические стратегии коррекции состояния деперсонализации посредством стабилизации ассоциативных процессов (Копытин, 1999).
  • 7. Гуманистический подход опирается на базовые принципы, согласно которым человек не может не творить, творчество всегда процесс преобразования и исцеления, самоопределения и самоорганизации (Лебедева, 2012, с. 129-141).
  • 8. Символический подход - интерпретация структуры художественного образа строится с позиций теории коллективного бессознательного К. Г. Юнга; символ рассматривается как внутренний объект, который переносит психическое содержание из нере-флексируемой части психики в рефлексируемую и связывает две эти части (Старовойтов, 2012, с. 142-155).
  • 9. Когнитивно-процессуальный подход - интерпретация художественного образа осуществляется на основе анализа когнитивных и поведенческих стратегий референта; целью коррекции является перевод ощущений и чувств, связанных с психологической травмой, на когнитивный уровень, трансформация чувств в процессе художественного выражения (Никитин, 2006).
  • 10. Онтосинергетический подход представляет собой исследование структуры художественного образа, характера построения композиции на основе законов синергетики; оценка динамики терапевтического процесса осуществляется по критериям изменения соотношения в образе его качественных показателей: порядка и хаоса, статики и динамики, открытости и закрытости (Никитин, 2012, с. 111-128).

Анализ представленных подходов свидетельствует о том, что арт-терапевтический процесс может рассматриваться с двух позиций (Бетенски, 2002):

  • • Произведение искусства есть художественная проекция глубинных слоев психики, отягощенных проблемами прошлого творящего. Арт-терапия включает системную интерпретацию содержания художественного образа (например, анализ свободных ассоциаций) (Наумбург, 1966).
  • • Творческий процесс сам по себе несет терапевтическое значение, не требующее аналитической работы по интерпретации материала (Крамер, 1971).

Первый подход позволяет вскрывать причинно-следственные механизмы психологических травм, исследовать индивидуальные стратегии терапии. Второй подход направлен на развитие творческих способностей, на формирование гармонично-развитой целостной личности, на коррекцию аффективных состояний.

Анализ содержания существующих подходов в арт-терапевти-ческой практике позволил нам выявить три ведущих стратегии работы, определяющих модели терапии.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ (В. Н Никитин)

Дискурсивно-описательная стратегия - интерпретация содержания художественного материала и его использование в арт-практи-ке осуществляется на основе несистематизированной информации о построении модели терапевтического действия.

  • Структура терапии разрабатывается, исходя из личных приоритетов терапевта, отсутствует последовательный алгоритм действия.
  • Цель практики - достижение кратковременного эффекта, наполненного аффективными и эстетическими переживаниями респондента.

Понятийно-формализованная стратегия - интерпретация проблемной ситуации и построение моделей арт-терапевтической практики осуществляется в контексте той или иной психологической теории означиванием типологических признаков художественного образа в рамках доминирующей научной парадигмы.

  • Структура терапии обусловливается методологическими ограничениями используемого теоретического подхода.
  • Цель практики - достижение пролонгированного эффекта на когнитивном уровне, изменение ментальных стратегий поведения реципиента.

Когнитивно-процессуальная стратегия - объективация содержания терапевтического процесса и результата художественного творчества достигается посредством использования междисциплинарных знаний, анализа структуры и качества полифункциональных связей исследуемого феномена; достоверность интерпретации терапевтического эффекта подтверждается результатом непосредственно наблюдаемого опыта арт-действия «здесь и сейчас».

  • Структура терапии формируется исходя из принципов системности, динамичности, синергетичности, полимодальности.
  • Цель практики - трансформация и последующая интеграция личностных особенностей респондента в контексте целостного его развития.

Следует отметить, что арт-терапевтическая деятельность направлена на решение широкого спектра задач в четырехмерном пространстве отношений личности с миром:

  • • профилактические;
  • • коррекционные;
  • • терапевтические;
  • • развивающие.

Столь широкое представительство терапии искусствами в социально-психологической сфере обусловливает формирование пяти ведущих направлений, принятых в среде профессиональных арт-те-рапевтов в странах Европы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 1. Терапия визуально-пластическими художественными средствами: арт-терапия (терапия рисунком, живописью), глина-терапия, маска-терапия (грим, маски), фото-терапия, коллаж, ошибана, вайе-терапия и др.
  • 2. Драматерапия: психодрама (Киппер, 1993; Морено, 1993), Плей-бек (Салас, 2009), драматерапия (Валента, 2013), социодрама (Лейтц, 1994), символодрама (Ханскарл, 2004), пластикодрама (Никитин, 2003).
  • 3. Музыкальная терапия (Теплов, 1985):

Терапия музыкой:

  • • коррекция эмоционально-чувственного состояния в процессе прослушивания музыкальных произведений (Петрушин, 2006);
  • • актуализация потребности в самовыражении через игру на музыкальных инструментах;
  • • релаксационные техники и др.

Голосовая терапия:

  • • трансперсональная голосовая терапия, направленная на коррекцию психического и соматического состояний, развитие способности к рефлексии и саморегуляции (Никитин, 2012, с. 465-482);
  • • коррекция фонации и звукоизвлечения приемами вокализация (Лаврова, Коптева, Уклонская, 2006);
  • • гармонизация эмоционально-чувственного состояния в хоровом пении (Никольская-Береговская, 1998).
  • 4. Танцевально-двигательная терапия:
    • • работа с воображением посредством движения в контексте теории глубинной психологии (Ходоров, 2009);
    • • контактная импровизация, направленная на коррекцию и развитие образа телесного «Я», характера коммуникативных отношений (Козлов, Гиршон, Веремеенко, 2010);
    • • пластико-когнитивный подход: терапия техниками полимо-дального движения по гармонизации межполушарных связей и развитию высших психических функций (Никитин, 2006).
  • 5. Сказкотерапия: нарративный (повествовательный) подход, интегративный подход (Бачков, 2012, с. 490-529).

Систематизация материала по арт-терапевтическим направлениям отражает наши представления о предмете искусства. Характер интерпретации результатов эмпирического исследования творческого процесса, места и роли индивидуального в культуре, значения архаического и постмодернистского в формировании и развитии креативного мышления и личности в целом предопределяет понимание тенденций и форм развития арт-терапии.

Особое внимание мы уделяем разработке методологических принципов когнитивно-процессуальной стратегии терапии, ориентированной на выявление объективных критериев валидности системы диагностических оценок результатов терапевтического процесса. На наш взгляд, данная позиция, не отрицая роли других подходов, позволяет наиболее точно конкретизировать и объективировать результаты арт-терапевтической практики.

Основные положения теории синергетики

Исходя из анализа онтологических сторон искусства, представляется возможным определение гносеологических аспектов теории терапии искусствами с точки зрения научной парадигмы. Анализ ведущих принципов построения арт-терапевтического процесса со всей очевидностью говорит о междисциплинарной природе подхода, в основу которого положены представления о текучести, связности явных и неявных сторон творчества. Сам акт творения выступает как результат преобразования личностью действительности. Он направлен на выражение в художественной форме скрытых в бессознательной сфере намерений и устремлений. В то же время рождение художественного образа подготавливается всей совокупностью накопленного знания (т. е. благодаря апперцепции), обусловливающей тот или иной характер отражения личностью действительности.

Процесс созидания начинается с мотива, с актуализации информации о предмете внимания. Субъект определяет форму выражения своих идей, структурные элементы будущей художественной композиции. Работа идет по наитию, контролируемая волей, рациональным мышлением. Сплетение смысловых, чувственных, пространственных, эстетических элементов образа обеспечивается способностью к рефлексии, к объективному анализу результатов собственного труда.

Следует отметить, что научный подход в интерпретации содержания творческого процесса, построенный на строгой логике, позволяет лишь частично проследить закономерности проявления тех или иных сторон художественного действия. Объективное исследование содержания креативного действия, системный анализ его результатов возможен при получении и сопоставлении информации из различных областей знания, как естественных, так и гуманитарных наук. В случае с арт-терапией систематизация, структурный анализ форм художественного выражения и самого процесса творчества создают условия для выявления объективного знания о природе человека.

При многообразии существующих подходов в определении и раскрытии содержания арт-терапии особое место занимает методология, построенная на анализе онтологических и синергетических аспектов творчества. С точки зрения синергетики, основателями которой считаются Герман Хакен и Илья Пригожин, динамика арт-те-рапевтического процесса может быть представлена двумя стадиями: хаоса и порядка (самоорганизации). Понятие «хаос» рассматривается «как внутреннее свойство нелинейной динамической системы» (Синергетика и психология, 2004, с. 107), проявляемое во всех макро- и микросистемах. Хаос выступает как необходимый элемент эволюции жизни, развивающейся от инертной - неживой формы к динамичной - живой субстанции. Структура системы, находящейся в состоянии хаоса, характеризуется несвязанностью ее элементов. В отличие от хаоса порядок в системе предполагает наличие пространственно-временной корреляции ее элементов и подсистем, отражающей процесс самоорганизации.

Следует отметить, что упорядоченные и неупорядоченные структуры могут представлять собой хаотические и упорядоченные совоДИССИПАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (от лат. dissipatio - рассеяние, разрушение) - распределенные физические системы, в которых происходит диссипация энергии и возрастание энтропии. Все реальные среды являются диссипативными средами; важную роль играют неравновесные диссипативные среды, в которых потери энергии компенсируются ее притоком извне через внешние поля и потоки.

БИФУРКАЦИЯ (от лат. bifurcus - раздвоенный) - приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров. Знание основных бифуркаций позволяет существенно облегчить исследование реальных систем (физических, химических, биологических и др.), в частности предсказать характер новых движений, возникающих в момент перехода системы в качественно другое состояние, оценить их устойчивость и область существования. АТТРАКТОР (от лат. attraho - притягиваю к себе) некоторая область, к которой притягиваются (сходятся) все возможные траектории движения систем.

купности разной иерархии порядка и различного ранга, склонные переходить друг в друга. Как отмечали Д. Карери (1985) и П. Эткинс (1987), переход из состояния порядка в состояние хаоса имеет более фундаментальный характер, чем переход одних упорядоченных структур в другие - упорядоченные или же неупорядоченных в другие - неупорядоченные.

Человек, как и все живое, может быть описан в теории диссипативных систем. Явление диссипации характеризуется процессом обмена и рассеивания вещества, энергии и информации. В диссипативных системах одновременно сосуществуют порядок и хаос, обмен с внешней средой и трансформация внутреннего пространства. При этом диссипативные системы обладают такими свойствами как открытость, неравновесностъ и нелинейность (Николис, Пригожин, 1979, с. 488).

  • Открытость системы свидетельствует о ее способности к обмену с внешней средой веществом, энергией или информацией или тем и другим одновременно.
  • Неравновесностъ системы характеризует ее способность к изменению своего внутреннего мира путем обмена материально-идеальными свойствами ее элементов.
  • Нелинейность указывает на непропорциональный характер связей диссипативной системы с внешним миром. Так, малые изменения, происходящие во внешней среде, могут вызвать сильную трансформацию структуры системы и, наоборот, значительные преобразования окружающего мира могут обусловливать незначительные искажения функций диссипативного пространства.

Человек, благодаря наличию органов чувств, открыт к внешнему миру Обмен информацией и характер ее оценки предопределяет его способность выживать в самых неблагоприятных средовых условиях. Неравновесность систем организма в условиях постоянно изменяющегося мира обеспечивает возможность поддержания внутреннего гомеостазиса благодаря движению в сторону оптимальной адаптации к внешним воздействиям. Свойство нелинейности системы обеспечивает эффективность коррекции стратегии реагирования человека на средовые факторы: актуализацию одних аспектов действия (усиление внимания к событиям) и элиминацию других (плюрализм точек зрения на ту или иную проблемную ситуацию).

Как мы отмечали ранее, центральным объектом арт-терапевти-ческого процесса может выступать понятие «композиция», интерпретация значения которого в художественном творчестве определяет степень завершенности образа. По существу, арт-терапевтический процесс является действием по переформированию старой ригидной структуры психики, которая представляет собой завершенное композиционное построение. Формирование новой системы порядка обеспечивается набором «управляющих параметров», отвечающих за состояние всей системы в целом. К ним можно отнести установки, намерения, темперамент, характер, психофизические и личностные особенности индивидуума. В результате арт-терапев-тической работы вновь «сформированная» композиция индивидуальных и личностных параметров приобретает свойства системы более высокого порядка иерархии, свидетельствующие о происшедшем процессе самоорганизации системы. На смену отжившим личностным установкам приходит переосмысление и переоценка мировоззренческих позиций, трансформация характера восприятия и поведения.

Синергетическая природа выразительности

В контексте сказанного существенно переосмысливается значение понятия «выразительность». С одной стороны, выразительность -результат поиска художественной формы отражения индивидуального, самобытного, субъективного. С другой, творческий процесс онтологически вписан в трансцендентальный мир переживаний, синергетически связан с бытием в целом. Выразительность есть результат встречи порядка и хаоса - место соединения рационального и интуитивного, обыденного и трансцендентального. Любой акт творчества вбирает в себя субъективное, объективное и трансцендентальное. Художественное изображение досубъектно и субъ-ектно предопределено. Оно не было бы выразительным, если бы его творцу, под именем «человек», нечего было бы выражать. Экспрессия линии, тона и цвета - это конфликт и синтез энтропийных и негэнтропийных процессов в бессознательном. Проекция бессознательного комплекса в виде художественного образа, оформленная рациональным сознанием, есть синергетический акт по самоорганизации целостной личности. Средством перестройки системы выступает художественное творчество.

С позиций теории синергетики исследуем генезис живописи, понимания законов которой дает нам ключ к построению арт-те-рапевтической работы. В связи с вышесказанным, мы полагаем, что интерпретация содержания художественного образа с позиций теории «понятийной живописи» А. Гелена и «рефлексивного искусства» Г.-Г. Гадамера отражает сущностные стороны творчества с разных точек зрения. Ни та, ни другая теория не объясняют природу выразительности, так как обе они апеллирует к отдельно взятым сторонам личности художника. С позиций синергетики композиционный баланс в художественном произведении достигается благодаря упорядочиванию отношений когнитивного, эмоционального и трансцендентального уровней сознания. Выразительность «вырастает» из интуитивного соединения в одном образе знаний художника о себе и мире. И это прекрасно видно на примере работ таких выдающихся художников, как Михаил Врубель и Винсент Ван Гог.

Подробнее остановимся на их творчестве. Экспрессивность предметного мира в работах В. Ван Гога («Подсолнухи»), притягательность аллегорических образов в произведениях М. Врубеля («Демон») говорят о чувственном проникновении в суть «вещей»,оформленном рациональной игрой форм и цветовых пятен. Оба творца смогли воплотить в художественной форме скрытую от людей выразительность предметного и воображаемого миров, уравновесив в своих работах силу хаоса гармонией порядка. В этом сплетении рационального и иррационального, статичного и динамичного, приведенного к целостному завершению, заключена выразительность художественных образов.

М. Врубель. «Автопортрет»

Рис. 21. М. Врубель. «Автопортрет»,

1905

М. Врубель. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Голова Демона

Рис. 22. М. Врубель. Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Голова Демона

М. Врубель. «Демон сидящий», 1890

Рис. 23. М. Врубель. «Демон сидящий», 1890

Несмотря на психологические проблемы, преследующие художников, ими были созданы образы, не превзойденные по колорис-тике и динамике изображения. Эта гармония исчезает в периоды обострения психического заболевания: композиция «разваливается», цвет теряет притягательную силу, образ приобретает блеклый, слабо прорисованный характер. Болезнь разрушает единство связей рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. На смену порядка приходит хаос, выражающийся в неспособности художников удерживать в сознании образ целостной композиции. Иначе говоря, по характеру построения художественного образа можно говорить о способности человека к осуществлению сознательного творческого действия, о состоянии его психики. И эта способность есть выражение единства всех сторон его индивидуальности. Нарушение когнитивной или эмоциональной сфер психики отражается в ошибках в изображении элементов композиции, в игнорировании одних и гиперболизации значения других средств художественного изображения.

С точки зрения теории «вчувствования» Т. Липпса, характер восприятия образа опосредован способностью «видеть» изнутри сущность изображаемого предмета. Оба художника до развития болезни обладали таким знанием, «видели» структуру вещей через призму ярких впечатлений. «Жизненность» созданного ими художественного образа проявляется в особой эксцентрике персонажей, в прорисовке многомерности художественного пространства. Ярких решений художники достигали в периоды ясности ума, в состоянии «тонкого» чувствования мира, распад образа отражал состояние физического и душевного истощения. Говоря иначе, рождение выразительного художественного образа есть результат «резонирования души» (М. Юма), соединения явных и неявных сторон личности в акте творческого изображения.

Следует отметить, что в вопросе о природе выразительности сталкиваются две противоположные парадигмы: позиция, связанная с идеей М. Юма о том, что «душа в себе обладает двумя фундаментальными характеристиками: резонансом и живостью» (Делез, 2001, с. 141), и точка зрения, представленная в тезисе Р. Арнхейма о том, что выразительность «присуща не только живым организмам, обладающим сознанием». С точки зрения Р. Арнхейма, экспрессию художественного образа передает «конфигурация сил» (Арнхейм, 2000, с. 378), которая является не проекцией чувств воспринимающего произведение субъекта, а объективной реальностью.

Каким же образом создается эффект выразительности образа в художественном творчестве? Напомним, что понятие «выражение» происходит от лат. «expressio». Так, искусство экспрессионизма вначале ориентировано на выражение внутреннего мира субъекта и только затем на изображение внутренней сущности объекта (Ф. Марк) (Можейко, 2001, с. 987). Экспрессия образа создается посредством изобразительных техник, в частности благодаря таким качествам цвета как: «напряженность» (Дж. Энсор), хроматические обобщения и колористическое моделирование (Ф. Ходлер), интенция выразительности цветовой гаммы (В. Ван Гог) (там же, с. 998).

В противоположность «традиционным» взглядам на художественное творчество как «изображение красивого», экспрессионизм формирует программную установку на «интуитивную неопределенность» (Л. Кирхнер), которая выражается в интенции художественного творчества, в непосредственно формируемых и фиксируемых в произведении представлениях художника о предмете. В данном случае акцент в работе переносится от воспроизведения непосредственного впечатления о вещи к изображению представления о нем.

По мнению М. А. Можейко (там же, с. 988), экспрессионизм строится на основе субъективизма и идеализма: «Нам принадлежит каждый, кто непосредственно и неподдельно передает то, что побуждает его к творчеству» (Э. Л. Кирхнер). Непосредственность выражения характеризуется тремя основополагающими принципами: интуитивизм, инфантилизм, примитивизм. Интуитивизм означает выражение «идеи предмета» вне обращения «к натуре» и рациональной рефлексии. Инфантилизм требует детской непосредственности в интерпретации впечатлений о мире. Примитивизм характеризует ориентацию творящего на примитивные (архаические) формы искусства, обладающие, по мнению Э.Л. Кирхнера, «подлинной силой» (курсив наш.- В.Н.).

Наши исследования характера восприятия произведений футуристов и экспрессионистов показало, что искусство экспрессионизма связывается с переживанием авторами художественных работ активного жизненного начала. Напротив, снижение творческой активности человека наблюдается в ситуации потери им смысла жизни. В то же время выразительность образа не рождается в границах декоративного искусства, в тщательно проработанных формах изображения. При передаче состояния активной жизненности художниками используются несложные геометрические формы, деформированные «естественные» контуры, «варварская стихия цвета» (Э.Л. Кирхнер), «экстатичность колорита» (А. Орье).

В то время как импрессионизм отражает стремление изобразить сиюминутное впечатление о реальности, экспрессионизм выступает как способ поиска «мифологических первооснов бытия» (Э.Х. Нольде), «первоэлементов мироздания» (П. Клее). «Экспрессионизм осуществляет парадигмальный поворот от презумпции субъективизма к презумпции своего рода феноменологической редукции... Портреты городов отражают не то, как мы видим эти города, а то, что мы знаем о них» (Барт, 2001, с. 989).

В данном случае Р. Барт говорит об «эффекте реальности». Однако «эффект реальности», на наш взгляд, скорее, заключается в ином: впечатление от художественного образа рождается не вследствие знания о его значении, а как отражение непосредственного, трансцендентного восприятия субъектом произведения, как возможность проникновения за пределы видимости вещей в их сущность.

Автопортреты М. Врубеля в разные периоды жизни

Рис. 24. Автопортреты М. Врубеля в разные периоды жизни: а - 1882 г.; б -1885 г.; в - 1904-1905 г.

Иначе говоря, выразительность художественного образа раскрывает экспрессивный характер переживания творящим субъектом процесса создания произведения. В выразительном образе он видит свое зеркальное отражение, свою божественную возможность превращать незримое в зримое. Создавая образ, художник созидает его для себя, наделяя его теми качествами, которые присущи именно ему. Не случайно поэтому произведения депрессивных художников - деструктивны, схематичны, статичны. В силу блеклости их переживаний художественные образы не одухотворены. В силу «слабости» их воли - «разваливается» композиция, не проявляется связь содержания с формой.

Таким образом, экспрессивность души и ума творящего находит свое воплощение в выразительности создаваемого им целостного художественного образа, который, как отмечает Н.А. Яковлева, выступает в качестве «материально-идеального явления», как «единство души и тела» (Яковлева, 2005, с. 26). Искусство творчества позволяет говорить о присутствии в человеке имманентного стремления к самовыражению. Индивидуум не может не выражать себя, так как в самом акте выражения он творит себя, оформляет себя как целостное, эстетическое «произведение». Если в зеркальном отражении личность наблюдает свое тело, динамику своих эмоций и чувств, то в художественном образе он выражает то, что присуще его индивидуальности (рисунок 24).

В выразительном действии человек переживает трансцендентное чувство своего единения с миром: при «расставании» со сво им «Я» в процессе творчества он выходит за пределы ограниченного восприятия и чувствования, обретает иное видение привычных вещей. Стремление выразить себя, снять «внутреннее» напряжение становится одной из побуждающих сил его обращения к художественному действию. Но творчество - это не только эмоционально-чувственная разрядка, это и способ, форма познания человеком себя, это возможность «лепить», созидать себя каждый раз заново.

Иначе говоря, при восприятии художественного произведения переживание чувства его выразительности связано с теми художественными свойствами образа, форма и содержание которых имеет актуальное, эмпатийное значение как для его создателя - художника, так и для воспринимающего его субъекта. Оба индивида «творят» впечатление о произведении. Первый в выразительном действии пытается передать свое мировоззрение и мироощущение, второй, в восприятии художественного образа выражает свое отношение к миру вещей и ирреальных сущностей. Эффект выразительности достигается вследствие упорядочивания в процессе художественной работы хаоса эмоций и чувств, мыслей и впечатлений в единую гармоничную композицию.

Генезис арт-терапевтического процесса в контексте теории синергетики

С тем чтобы определить механизмы воздействия искусства на человека подробнее, остановимся на принципах синергетики. Согласно В. Г. Буданову, можно выделить семь принципов синергетики, позволяющих исследовать и описать смену состояний порядка и хаоса (На пути к постнеклассическим концепциям..., 2005, с. 94-98). В. Г. Буданов выделяет две фазы эволюции диссипативной системы: «фазу порядка», характеризующую «принцип Бытия», и «фазу трансформации, обновления системы», отражающую процесс «Становления» нового порядка.

Системе, находящейся в состоянии порядка, присущи два качества: гомеостатичность и иерархичность. Гомеостатичность отражает способность диссипативной системы поддерживать внутренний порядок на пути следования к своему идеальному состоянию (аттрактору); удержание целостности осуществляется посредством функционирования «отрицательных обратных связей в системе, подавляющих внешние возмущения» (там же, с. 94).

Иерархичность в системе означает такой тип отношений составляющих ее элементов, при которых структуры более низкого уровня порядка подчиняются структурам более высокого уровня. Соединяясь в единое образование, элементы структуры передают часть своих функций вновь образовавшейся системе, занимая в ее иерархии определенное место.

Формирование системы на новом иерархическом уровне порядка проходит через стадии хаоса, бифуркации и становления. Обладая качествами открытости, нелинейности и неустойчивости, диссипативная система, активно обмениваясь информацией с внешней средой, реорганизует собственную структуру. Тенденция в сторону усложнения системы обусловлена ее стремлением к саморазвитию и самосохранению в условиях постоянно изменяющегося мира. Динамика процесса трансформации структуры в пространстве и времени определяется в зависимости от состояния и соотношения «параметров управления», характеризующих наличествующие возможности системы к перестройке своих функций. Например, тип темперамента, состояние организма, социальные установки предопределяют характер возможных реакций личности на социальные проблемы.

Два последних принципа - «динамическая иерархичность (эмер-джентностъ)» и «наблюдаемость» - обусловливают стратегию выбора пути самоорганизации диссипативной системы в точке бифуркации. Следует отметить, что человек представляет собой сложный многоуровневый ансамбль структур, взаимосвязанных на мега-, макро- и микроуровнях. С точки зрения синергетики, в точке бифуркации «параметры порядка макроуровня возвращают свои степени свободы в хаос микроуровня, растворяясь в нем (На пути к постнеклассическим концепциям..., 2005, с. 97). Исчезновение промежуточного слоя (макроуровня) в иерархии отношений системы приводит к взаимодействию элементов, находящихся на мега-и микроуровнях структуры. Как результат данного процесса формируются новые «управляющие параметры» систем макроуровня. Например, изменение иерархии ценностных установок, как отражение макроуровня, определяется особенностями культурно-исторического времени, в котором живет личность (мегауровень), и насущными потребностями, и возможностями данного индивидуума (микроуровень).

Особую актуальность для целей терапии в настоящее время приобретает принцип «наблюдаемости». Предмет наблюдения имеет своего субъекта, который актуализирует для себя в процессе восприятия те или иные качества объекта. Для каждого субъекта - индивидуума существует приоритетный выбор паттерна типологических признаков объекта, который обладает особым значением, исходя, например, из принадлежности к той или иной субкультуре. Так, для человека в качестве объекта наблюдения могут выступать его личностные характеристики: коммуникабельность, смелость, осторожность, тревожность. Обладая определенным уровнем рефлексии, он может выделять сильные и проблемные стороны своей индивидуальности. Именно его уровень рефлексии предопределяет стратегии перестройки его целостности в ходе арт-терапевтичес-кого действия.

С определенной степенью достоверности можно полагать, что психические проблемы, в частности невротическое состояние, отражают ту или иную степень хаоса во внутреннем мире человека. Невротическая личность, в состоянии неопределенности выбора, неадекватно реагирует на воздействия внешней среды. Недооценка или переоценка своих возможностей обусловливает проблемы в нахождении решений. Объективировать субъективное восприятие является одной из основных задач психолога, помочь личность увидеть себя другими глазами - важнейшая задача арт-терапии.

Анализ структуры и динамики арт-терапевтического процесса показывает, что коррекция невротического симптома осуществляется в процессе перехода неупорядоченного состояния психики в упорядоченное, характеризующееся устойчивостью восприятия и адекватностью чувств субъекта. Трансформация личности носит феноменальный характер, связанный с изменением ее мировоззрения, актуализаций скрытого творческого потенциала.

Каким же образом осуществляется терапевтический процесс? В теории синергетики выделяют три этапа структуры кризиса: погружение в хаос, бытие в хаосе и выход из хаоса (самоорганизация) (Синергетика и психология, 2004, с. 105).

  • • Погружение в хаос осуществляется в ситуации неспособности сложившейся системы (состояния психики) к самоорганизации в условиях непредсказуемых перемен (аффективного переживания).
  • • В состоянии хаоса в пространственно-временных границах отношений с окружающим миром система обнаруживает в себе возможности реструктуризации композиции своих подсистем и элементов. Внешний стимул (художественный образ) запуска ет механизм перестройки всей системы, вывод ее на более высокий уровень самоорганизации. Так, в ситуациях аффективного переживания субъект, пребывающий в измененном состоянии сознания, с трудом контролирует свои чувства. Создаваемый им художественный образ позволяет не только сохранить ощущение своей целостности, но найти в себе силы для выхода из эк-зистенционального тупика.
  • • В переходе от хаоса к порядку реализуется один из сценариев самоорганизации системы (психики). Первый - «медленный»: конкуренция локальной квазистабильной структуры с другими структурами с учетом влияния внешних условий и времени пребывания с ними. Второй - «рождение параметра порядка»: переход в результате борьбы флуктуаций из бесструктурного однородного хаоса к «коллективному порядку». Третий - выстраивание последовательности обратных бифуркаций, определяющих процесс стабилизации системы.

В связи с изложенным материалом, с точки зрения онтосинергети-ческого подхода в арт-терапии, можно выделить три этапа коррекционной работы.

  • 1. Деструктуризация и трансформация ригидной системы восприятия проблемной ситуации, сложившейся у референта в процессе онтогенеза («погружение в хаос»).
  • 2. Системный анализ генезиса проблемы, организация художественного опыта референта, направленного на поиск новых решений («бытие в хаосе»).
  • 3. Интерпретация результатов творчества, построение новой системы восприятия и оценки референтом своего отношения к проблеме («выход из хаоса»).

Иначе говоря, процесс самоорганизации душевного состояния референта включает две терапевтические стратегии.

  • 1. Движение в сторону хаоса с целью изменения деструктивных установок референта, обусловливающих его «замкнутый» характер восприятия проблемной ситуации, неадекватное взаимодействие с внешним миром.
  • 2. Движение к порядку, к выстраиванию новой системы композиционных отношений с окружением на более высоком уровне рефлексии, рациональное действие по упорядочиванию элементов вновь образовавшейся системы.
Результаты работы (синхронизации образа) в техниках мас-котерапии

Рис. 25-26. Результаты работы (синхронизации образа) в техниках мас-котерапии

Если первый вектор движения обусловливает процесс деструктуризации (процесс энтропии) устоявшихся моделей поведения, то второй вектор направлен на формирование новой структуры психики, построенной на более высоком иерархическом уровне осознания (процесс негэнтропии).

Таким образом, модель арт-терапевтической работы может быть представлена в следующем виде:

  • 1) системное исследование и объективная оценка проблемной ситуации, возможностей «управляющих параметров» в ходе проективного тестирования, включающего анализ структуры построения художественной композиции;
  • 2) трансформация устаревших ригидных форм восприятия, воображения, чувствования, мышления с использованием парадоксальных художественных приемов с учетом возможностей «управляющих параметров»;
  • 3) анализ и интерпретация результатов трансформации устоявшихся моделей жизнедеятельности, характера эмоционально-чувственного реагирования на проблемную ситуацию, определение стратегии выхода из хаоса на основе исследования личностных и ситуативных особенностей;
  • 4) поиск форм и приемов реорганизации творческого процесса в сторону его расширения и усложнения, направленного на создание законченного выразительного образа;

5) завершение арт-сессии созданием выразительного художественного образа, структура и содержание которого свидетельствуют о реорганизации психики в сторону выхода из проблемной ситуации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >