Текст

Итак, в первых разделах разговор шел о литературном языке, затем были рассмотрены примеры функциональных стилей литературного языка. При этом все время упоминалось слово «текст». А что такое текст?

Текст является единицей общения — это высказывание, созданное для достижения определенных целей, которые лежат в основе общения.

Текст — это произведение речи, состоящее из предложений (или предложения), которое воспринимается как законченное выражение мысли говорящего. Предложения расположены в определенной последовательности и связаны друг с другом по смыслу и грамматически (синтаксические конструкции, повтор одних и тех же слов, развитие одной темы и пр.). Таким образом, текстом может быть названо любое по объему, законченное по смыслу высказывание. Объем текста будет определять тот, кто пишет или произносит устно некую информацию или сообщение.

Отсюда можно заключить, что самым маленьким текстом является предложение, если оно заключает в себе цель высказывания и исчерпывает эту цель (т. е. говорит всё). Некое высказывание можно считать текстом в том случае, если оно выражает одну тему, имеется замысел автора, высказывание имеет цель.

Выделяются следующие категории текста, наличие которых позволяет говорить о том, что перед нами текст:

  • - информативность;
  • - связность и цельность (целостность) — в тексте существуют внешние связи между частями текста и смысловые, 42

которые выражают содержательные отношения между такими частями.

Текст может быть устным и письменным. Раньше считалось, что выбор устной или письменной формы определяется выбранной автором скоростью общения, т. е. в разговорной речи налицо стремление быстрого обмена информацией и эмоциями, следовательно, устный текст предполагает быстрый отклик на полученное сообщение.

Когда человек создает письменный текст, этому процессу сопутствует тщательный выбор средств языка: лексических, синтаксических, других языковых средств (выражения эмоций, например). Письменный текст как бы «откладывает» получение отклика прямо сейчас, возникает ситуация, при которой неясно, нужен ли отклик вообще (например, писатель может писать, обращаясь к потомкам или ко всему человечеству, не надеясь на отклик).

В современной действительности люди мало общаются лично, для получения быстрого ответа все чаще пишут электронные письма, 5Л/5-сообщения и др. Возникшая совсем недавно, эта разновидность текстов не изучена, но она есть и стремительно развивается, вбирая в себя лаконичность разговорной речи, ее стремление быстро передать информацию и получить ответ, заменяя передачу эмоций «смайликами», различными рисунками, что позволяют современные технические средства.

Устная речь протекает в конкретном времени, она однократна, спонтанна в выборе языковых и невербальных средств, а письменная речь готовится специально, человек выбирает слова, способы выражения и т. д. В личностном общении присутствует эмоция, тогда как в 5М5-сообщении, электронном письме — при сознательном отборе слов (языковых средств) — эмоция переходит в другое состояние, и никакими значками (типа «лайк» или «смайл») ее не заменить, так как такие значки становятся штампами, что неприемлемо для разговорной речи при личностном общении.

В речи выделяют диалог и монолог — по количеству участников в речевом акте.

Диалог — это обмен репликами между двумя людьми. Если лиц, участвующих в разговоре, больше двух, — такую речевую форму называют полилог.

Задание 5. Составьте небольшие диалоги на темы: подготовка к сессии, летний отдых, собрание команды КВН и т. п. Участвуют два — три студента. Работа в аудитории во время занятия.

Монолог — это речь одного человека, который предполагает выступать (говорить) самостоятельно.

Задание 6. Подготовьте доклад об известном ораторе древнего Рима (о Цицероне, например). Выступите с докладом на занятии.

Подготовьте доклад об известных фразеологизмах: расскажите, что означают выражения троянский конь, дамоклов меч, перейти Рубикон, ахиллесова пята.

Диалог считается самой древней формой речи, видимо, потому что речь возникает из необходимости общения с другими людьми, силами природы, может быть, с неживыми объектами. Монолог — это форма речи, характерная для более высокой стадии развития человеческого общества. К монологическому выступлению надо особым образом готовиться, уметь организовать свое высказывание таким образом, чтобы привлечь внимание слушающих, а может быть, изменить их мнение.

Другое деление текстов — по смыслу. В зависимости от содержания выделяют смысловые типы текстов: описание, рассуждение и повествование.

Описание — смысловой тип текста. В таком тексте заключается описание природы, человека, неживых предметов и т. д. Из этого можно заключить, что описание встречается и в научном, и в художественном, и в публицистическом, и в официально-деловом стиле.

Пример

***

Характеристика и общее описание рабочего места

Рабочее место оператора ЭВМ, осуществляющего мониторинг работы участка сети и оборудования на участке, находится в помещении ОАО «Ростелеком», которое расположено в г. Екатеринбурге по адресу: Асбестовский переулок, да. Здание общества находится в пределах Кировского района, то есть в экологически безопасной зоне. В качестве рабочего места оператора выбрано помещение на первом этаже здания. Помещение представляет собой зал прямоугольной формы размером 3x5 м. Реальная площадь и объем на одно рабочее место оператора ЭВМ в данном помещении составляют 7,5 и 26,25 м3 соответственно. Высота потолков составляет 3,5 м. Выход в коридор осуществляется через один одностворчатый дверной блок шириной 1,5 м. В помещении расположены два окна, имеются искусственная и естественная освещенность. В данном помещении работают два человека, обязанности которых связаны с мониторингом участка сети и оборудования, расположенного в производственных помещениях. Для данного района роза ветров характеризуется преобладанием ветров северного, западного и северно-западного направления. Среднегодовая скорость ветра составляет д м/с. Фоновая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе находится в пределах нормы и для отдельных веществ составляет оксид углерода — 3 мг/м3, пыль — б мг/м’ .

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми

22 См.: Проектирование сети IP-MPLS в Уральском федеральном округе : дипломный проект // Rudocs.exdat.com : сайт. URL: http://rudocs.exdat.com/ ndocs/index-75279.html?page=10 (дата обращения: 01.04.2014).

плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Рассуждение — смысловой тип текста, который заключает в себе утверждение (отрицание) чего-то — какого-то тезиса. Таким образом, текст-рассуждение имеет совершенно определенное построение или план, т. е. он обычно строится как доказательство. Теоретически текст-рассуждение может присутствовать в любом стиле речи, однако чаще всего встречается в научном стиле.

Примеры

***

Сначала — впрочем, давно уже прежде — его занимал один вопрос: почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников? Он пришел мало-помалу к многообразным и любопытным заключениям, и, по его мнению, главнейшая причина заключается не столько в материальной невозможности скрыть преступление, как в самом преступнике: сам же преступник, и почти всякий, в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка, сменяемых, напротив того, детским феноменальным легкомыслием, и именно в тот момент, когда наиболее необходимы рассудок и осторожность. По убеждению его, выходило, что это затмение рассудка и упадок воли охватывают человека подобно болезни, развиваются постепенно и доходят до высшего своего момента незадолго до совершения преступления; продолжаются в том же виде в самый момент преступления и еще несколько времени после него, судя по индивидууму; затем проходят так же, как проходит всякая болезнь. Вопрос же: болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни? — он еще не чувствовал себя в силах разрешить.

Дойдя до таких выводов, он решил, что с ним лично, в его деле, не может быть подобных болезненных переворотов, что рассудок и воля останутся при нем, неотъемлемо, во все время исполнения задуманного, единственно по той причине, что задуманное им — «не преступление»... Опускаем весь тот процесс, посредством которого он дошел до последнего решения; мы и без того слишком забежали вперед... Прибавим только, что фактические, чисто материальные затруднения дела вообще играли в уме его самую второстепенную роль. «Стоит только сохранить над ними всю волю и весь рассудок, и они, в свое время, все будут побеждены, когда придется познакомиться до малейшей тонкости со всеми подробностями дела...» Но дело не начиналось. Окончательным своим решениям он продолжал всего менее верить, и когда пробил час, все вышло совсем не так, а как-то нечаянно, даже почти неожиданно.

Из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

***

Если рассуждение это покажется слишком длинным для прочтения за один раз, то его можно разделить на шесть частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, навлеченных автором из этого метода; в четвертой — доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.

Из трактата Р. Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум н отыскивать истину в науках»

Повествование — описание событий в установленной автором последовательности. Это может быть повествование о реальных или вымышленных событиях — важно то, что это связный рассказ о событиях. Повествование может быть в форме любого стиля, но чаще всего встречается в форме художественного и разговорного.

Примеры

***

Из кухни в коридор уже бежал поток. Шлепая босыми ногами в воде, Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ящики письменного стола. Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами в той комнате, где был рояль. Не докончив этого, возвращалась в спальню и кухонным ножом резала простыни, била застекленные фотографии. Усталости она не чувствовала, и только пот тек по ней ручьями.

В это время в квартире N2 82, под квартирой Латунского, домработница драматурга Кванта пила чай в кухне, недоумевая по поводу того, что сверху доносится какой-то грохот, беготня и звон. Подняв голову к потолку, она вдруг увидела, что он на глазах у нее меняет свой белый цвет на какой-то мертвенно-синеватый. Пятно расширялось на глазах, и вдруг на нем набухли капли. Минуты две сидела домработница, дивясь такому явлению, пока, наконец, из потолка не пошел настоящий дождь и не застучал по полу. Тут она вскочила, подставила под струи таз, что нисколько не помогло, так как дождь расширился и стал заливать и газовую плиту, и стол с посудой. Тогда, вскрикнув, домработница Кванта побежала из квартиры на лестницу, и тотчас же в квартире Латунского начались звонки.

Из романа. М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Прошло около двух недель. Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку. Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова! Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах. Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился.

Из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

ГЛАВА 5

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >