Словарь терминов и определений

Архитектоника (от греч. — строительное искусство) — в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника -единство формы, конструкции и материала.

Архитектура (лат. architectura, гр. - archi -главный; tcctos строить, возводить) - зодчество, искусство проектировать и строить.

Архитектурная бионика — ветвь бионической науки, исследующая принципы формообразования гармонически сформированных функциональных структур.

Асимметрия — противоположное симметрии понятие, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.

Афинная симметрия — преобразования аффинной симметрии меняют пространственное положение исходной формы при условии однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии.

Биомеханика (от греч. bios — жизнь) изучает механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании и т.д.).

Бионика (от греч. bion — элемент, ячейка жизни) изучает особенности строения жизнедеятельности организмов для создания новых систем (приборов, механизмов) и совершенствования существующих.

Гармония (от древнегреческого harmonia) — стройная согласованность частей одного целого. Гибкость — способность материала изменять форму под действием изгибающей нагрузки.

Драпировка получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения.

Драпируемость — способность материала образовывать мягкие округлые складки в подвешенном состоянии.

Жесткость — способность материала сопротивляться изменению формы.

Изгиб — деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.

Кинетизм (от греч. kinetiko's — приводящий в движение) — вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Кинетизм стремится к синтезу искусств.

Кинетическое искусство — авангардистское направление в современной пластике, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты. Основывается на создании эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Зародилось в 1920—30-х гг. XX в. (Татлин В. Е., А. Колдер), оформилось в 60-х гг. XX в (Н. Шеффер, X. Ле Парк).

Комбинаторика — это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

Композиция (от лат. compositio - соединение, связь) — средство раскрытия художественного содержания произведения; гармоническое соотношение частей формы; процесс проектирования и создания произведения.

Контраст — резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур.

Криволинейная симметрия — преобразования формы, полученные от исходной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения.

Кручение — деформация обычной симметричной формы в правую или левую сторону. Форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.

Масса — ассоциативно воспринимаемая величина формы.

Модуль — это единица меры. В дизайне модуль — это величина, принимаемая за основу расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю.

Модульная система — совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета.

Нюанс (от франц, nuance — оттенок, едва заметный переход) — незначительное различие характеристик с элементами подобия.

Обьемно-пространсгвенная структура — это категория композиции, отражающая смысловую связь, соподчинение и взаимодействие всех элементов формы между собой и с пространством.

Оболочковые тектонические системы костюма — повторяют тело человека и основываются на пластических свойствах материала, а также на особенностях кроя костюма.

Он-арг (англ. Op-art — сокращенный вариант Optical art — оптическое искусство) — ху-дожсствсннос течение второй половины XX века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Оригами — традиционное восточное искусство складывания фигурок из бумаги.

Пропорции — соотношения композиционно связанных линейных и объемно-пространственных величин формы.

Растяжение — изменение в геометрии формы, при котором одна плоскость сохраняет свое первоначальное положение (плоскость растяжения). Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.

Ритм (от греч. rhythmos) — чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т. п.), про исходящее с определённой последовательностью, частотой.

Ритмический ряд (статический или метрический ритм) — это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов между ними.

Сдавливание — деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложения деформирующего усилия. Изменяется пластика, масса сохраняется.

Сдвиг — преобразование формы, при котором остается неподвижной плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Сохранение объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорциональна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости перемещения.

Сжатие — операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.

Симметрия — равенство правой и левой частей формы относительно центральной осевой линии.

Симметрия подобия — частный вид афинной группы. Операция К — перенос всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Операция L — слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции К.

Складка — это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамеренного сжатия.

Склейка — форма монтажного соединения бумажных плоскостей.

Слом — деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей.

Сочетания — объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному составу элементов и не зависящие от их порядка, чередования.

Структура — отражение наиболее существенных связей элементов данной системы.

Структурный анализ - выделение существенных признаков объекта.

Тектоника костюма — художественное выражение в форме работы материала и конструкции.

Трансформация (от лат. transformatio — превращение) — метод изменения формы, определяющийся динамикой, движением превращения или небольшого изменения формы.

Фактура — поверхность формы, создаст внешний вид изделия и определяет его зрительный образ.

Форма - морфологическая и объемнопространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала.

Формальная комбинаторика — всевозможные операции по изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т. д.). К числу таких операций относятся: перестановки (размещение) частей или элементов целого; образование сочетаний элементов и их качеств; изменение количества элементов, образующих целое; изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей); изменение материала, фактуры и цвета.

Формообразование — структурирование (членение и строительство) единичных предметов и создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.

Формовочная способность текстильного материала — его способность образовывать сложную пространственную форму деталей одежды, закреплять и устойчиво сохранять ее в процессе эксплуатации изделия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >