Каркасные системы формообразования

Каркасная одежда не учитывает особенностей формы тела, порой даже полностью игнорирует его, пытаясь подчинить своим целям. Тело выстроено по вертикали, одежда же предпочитает горизонтальное членение. Тело создано для движения, действия, одежда требует статичности, красота ее выявляется наилучшим образом на статичном манекене. Созданием новых, отсутствующих в природе форм, приверженцы каркасных систем формообразования стремятся доказать, что одетый человек - это произведение искусства, торжество фантазии над действительностью (рис. 29).

Примеры использования каркасных форм в одежде

Рис. 29. Примеры использования каркасных форм в одежде

Страдания, испытываемые от стянутой до крайности талии, компенсируются представлением о том, что человек стал красивее, чем его создала природа (рис. 30).

Примеры современных корсетов

Рис. 30. Примеры современных корсетов

С появлением моды возникли самые разные геометрические формы лифа, юбки и рукава. Вошли в обиход юбки в виде конуса, эллипса или копны, чрезмерно подчеркнутые плечи, рукава фантастических форм и т. п. Основными элементами стали плиссе, подчеркивавшие вертикальность, и оборка, подчеркивавшая горизонтальность.

Для достижения сложных объемных форм разработаны и применяются разнообразные каркасные системы: «кринолины» - широкая отстающая женская юбка из жесткого материала, чаще поддерживаемая другой жесткой юбкой, подушкой, деревянной или проволочной конструкцией, китовым усом. Это может быть конструкция из металла или тростника, бамбука, резиновых шлангов, наполненных воздухом. Формы кринолинов могут быть различными - колоколообразными, оттянутыми назад. В разных странах кринолины могли называться по-разному: «райфрок» (Reifrock) в Германии, «вертугаде» (Vertugado) - в Испании. «Панье» («корзина») — французская система, состоящая из двух частей, крепившихся по бокам на талии, придававшая юбке значительные объемы и округлые формы. «Турнюр» («толщинка», «подушечка») - система, придававшая юбке дополнительный объем сзади.

Важнейшим средством формообразования в каркасных системах является корсет. Тонкая талия была идеалом еще в доисторические времена, судя по наскальным пещерным рисункам, на которых изображены охотники с осиной талией. Сверхтонкие мужчины и женщины изображены и на критских расписных вазах. В Западной Европе тонкая талия считалась идеалом вплоть до прошлого века. Тонкая талия не была фетишем лишь в XII-XIII веках.

Подобие корсета, шнуровки, стягивающей и подчеркивающей формы фигуры, можно видеть уже у античных народов. Под хитонами и туниками носились кожаные пояски, подчеркивающие грудь и талию. В бургундской моде XIV в. подобие корсета появилось как самостоятельная часть одежды.

Корсет то подчеркивал и приподнимал грудь, то уменьшал и делал ее плоской, то подчеркивал бедра, то скрывал их, делая мальчишескими, чаще сужал талию, но иногда оставлял ее свободной.

Первая большая эпоха корсета в истории моды продолжалась с середины XIV до середины XVII столетия. В конце XIV века, в соответствии с модой «sans vetre» они служили для стягивания тела. Бюст сглаживался, корсет превратился в панцирь, каркас из деревянных палочек, металла или кости. Фигура совершенно деформировалась. Корсетом пользовались и мужчины для утягивания талии.

В середине XVII века под влиянием французской моды вернулся обычай подчеркивать бюст, делать большое декольте. Корсеты изготавливались из шелка, сатина, атласа, украшались кружевом. Позднее корсеты приобрели воронкообразную форму и сужались впереди углом; на боках удерживались с помощью каркаса из стальных пружин. В эпоху рококо корсет играл важную роль. Вместе с кринолином он составлял основу дамского выходного туалета.

Английский корсет в отличие от французского шнуровался на спине и не затягивался так туго.

Французская революция отбросила вместе с другими частями одежды и корсет. Это было обосновано философскими и эстетическими доводами (подражание античности и тезис Руссо о возвращении к природе). Однако у английских денди в это время корсет не был редкостью.

После 1810 г. корсет вернулся в женскую моду почти на целых два столетия. В 1820 г. возникло промышленное производство корсетов.

Первым шагом к полной ликвидации корсета была реформа Пуаре, французского короля моды, который в 1905 г. предложил рубашечный покрой платья без корсета. После Первой мировой войны корсеты полностью исчезают из дамской моды, их заменяют легкие и гибкие грации. Все же в современной моде время от времени появляется подобие корсета.

Наиболее характерным примером использования каркасных тектонических систем в истории моды является испанская мода XVI века. Она оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяли тело человека, деформировали его.

Мужской костюм стилизован под костюм рыцаря, покорителя мира и женщин. Испанская куртка вамс (гусиное брюхо), подбитая ватой, вплоть до мельчайших подробностей напоминает латы. Жесткие кружевные воротники, дополняющие вамс, сначала узкие, а затем более широкие так же созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею. Короткие, набитые ватой штаны по форме так же копировали латы.

Взаимоотношения между отдельными частями одежды не уравновешены. Мужская одежда стилизована под конус, основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги в чулках, на которые как бы «надет» конус, производят почти неестественное впечатление.

Форма женской одежды - два треугольника, поставленные остриями друг на друга. Юбка райфрок (вертугадо), поддерживается металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как барабан. Нет ни одной складочки, эти платья созданы “проволокой и утюгом”. Лиф платья отвечает конической форме юбки. Прямая линия плеч и выступ в виде острия, который опускается на юбку. Талия очень сильно заужена. Основные средства формообразования - корсеты, кринолины, металлические пластинки на лифе женского платья.

Насколько итальянская ренессанская мода подчеркивает пластичность тела, настолько испанская ее попирает и заменяет естественные формы тела искусственными. Полное различие мужского и женского платья, которого достигла итальянская мода Ренессанса, в испанской моде в отдельных частях одежды стирается.

Как показывает пример испанского костюма, использование каркасных систем формообразования требует высокого уровня портновского искусства, владения всем арсеналом средств формообразования.

Эксперты моды считают, что современная мода стремится к отказу от использования каркасных средств формообразования. Возможно, корсеты и кринолины останутся в вечерней аристократической моде, ио в повседневной одежде усиливается стремление к комфорту и неформальности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >