ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В КОСТЮМЕ

Понятие тектоники формы

Взаимодействие в процессе создания формы свойств материала и выбранных средств формообразования определяет тектоническое решение формы. Таким образом, тектоника костюма - это выражение в форме работы материала и конструкции, которая опирается на законы механики, сопротивления материалов, теории упругости и др.

История костюма имеет в своем арсенале разные тектонические системы. Одни демонстрируют свою власть над человеком, подчиняя его фигуру заданной форме посредством каркасных приспособлений (каркасные системы). Другие системы, покоряясь фигуре человека, следуют ее формам (оболочковая система). Промежуточные системы строятся на сочетании свойств каркасных и оболочковых.

Оболочковые системы формообразования

Оболочковые системы основаны на использовании пластических свойств материала и кроя. В некоторых решениях крой может отсутствовать. Формы такого костюма держатся на опорных поверхностях фигуры человека - плечевом поясе и области талии. Оболочковые системы костюма подразделяется на четыре подсистемы:

  • 1. Обертывание - система характеризуется простым обертыванием, окутыванием фигуры человека куском материала или ткани. Материал удерживается поясом; форма изделия целиком зависит от ширины материала и его пластических свойств. Этот способ организации костюма известен с самых ранних этапов развития человечества.
  • 2. Ниспадание - свободное ниспадание материала в зависимости от собственной массы и под действием силы тяжести: характерно для простейших типов кроеной одежды - поясной и плечевой. Плотные тяжелые ткани с эффектной поверхностью дают интересные монументальные решения форм костюма Византии, Средневековой Европы, Востока.
  • 3. Драпирование одежды на фигуре человека характеризует высокую степень культуры костюма, требует индивидуального решения, культуры движения человека в костюме. Появившись в Греции, эта система обогатила всю последующую историю костюма разнообразными приемами организации драпировок и складок. Их можно подразделить на основные группы: трубчатые, каскадные, лучевые, пазушные, радиальные складки. Образное содержание исторического костюма Европы составляют вариации различных сочетаний складок на фигуре с использованием бесконечного разнообразия свойств тканей.
  • 4. Облегание - система, возникшая на основе достаточно высокого мастерства в крое одежды Средневековой Европы. С этого периода части костюма формируются не только на основе пластических свойств материалов, не менее важным и активным средством становится крой. Ярко проявилось это в эпоху ампир в XIX веке. Свободное облегание фигуры с сохранением максимальной свободы движения стало возможным с развитием производства трикотажных изделий. Структура трикотажного полотна, обладая подвижностью в каждой ячейке, обеспечивает любое движение, позволяя обходиться без сложного кроя изделий.

Первая форма одежды возникла тогда, когда человек впервые соединил вокруг тела две шкуры, закрепив их веточкой или острой палочкой. Какова бы ни была причина ее возникновения - необходимость защитить тело от холода, нормы морали или какие-то магические представления, в любом случае из нее в конце концов сформировалась эстетичного вида одежда, украшавшая человека. Шкуры сменил текстиль, для скрепления его стали использовать уже костяные или металлические иглы, броши т. п. Их украшали и оформляли различным образом, одежда становилась произведением искусства, в котором практичное было гармонично соединено с эстетичным. Затем возникла драпированная одежда. Наивысшего расцвета драпированная одежда достигла в Древней Греции и в Древнем Риме, где она приобрела самые совершенные формы. Чем образованнее был человек, тем элегантнее умел он носить одежду, укладывать ее живописными складками. В Древнем Риме к носителям тоги предъявлялись большие требования. В игре складок должны были выражаться самые разные чувства: гнев, неудовольствие, спокойствие и т. п. Достигалось это за счет сочетания ниспадающих тяжелых масс ткани с легкими воздушными материалами. В наши дни мы можем судить о красоте и искусстве драпировки текстиля лишь по античным скульптурам. Историки одежды пришли к убеждению, что в древности одежда отнюдь не выглядела столь художественно, как в идеализированном творчестве художников. В знак доказательства этого актеров на театральных подмостках и на съемках фильмов одевали в аналогичные задрапированные одеяния, и как только они начинали двигаться, эстетическое воздействие одежды исчезало. Драпировка играла во все времена важную роль. Еще в начале XIX века она была столь популярна, что о красиво одетой женщине говорили: она хорошо задрапирована.

Драпировку вытеснила из употребления более практичная, “ниспадающая”, одежда, представлявшая собой сшитый по бокам в виде мешка кусок ткани. Ниспадающая одежда открывала дорогу для импровизации: ее можно было сделать длиннее и шире, распашной или глухой. Но проще той одежды, какой она была изначально, уже не могло быть. Из этой первоначальной формы с течением времени сформировались все мужские куртки и женские платья.

Когда в центре длинного куска ткани вырезали отверстие для головы, а бока сшили до пройм и притачали рукава, возникла простая и практичная одежда, нашедшая широкое применение во всем мире. С эстетической точки зрения она соответствовала одному из основных требований, предъявляемых к одежде: придавала фигуре прямую стройную форму, которую можно было варьировать при помощи пояса. Пояс мог быть широким и узким, располагаться высоко и низко, он придавал выразительность фигуре, помогая менять пропорции между верхней и нижней частями тела. Эта прямая форма одежды явилась основой для возникновения целого ряда платьев, очень эстетичных по своему виду, например, платья в стиле ампирXIXвека или платья 20-хгодовХХ столетия.

Если пояс лишь обозначал разделение тела на две части, то членение рубашки посередине создало совершенно новую форму - отрезную. Как считают, возникновению этого силуэта способствовала природная непропорциональность женского тела. А именно то, что естественная линия талии у женщин располагается ниже, чем у мужчин, отчего нижняя часть женского тела выглядит неэстетично короткой. В произведениях искусства этот недостаток обычно незаметен, так как художники корректируют фигуру. На практике эту задачу выполняет одежда - за счет повышения линии талии, широкой юбки или блузки, носимой навыпуск. Цель в любом случае остается той же: создание оптически правильных пропорций. Новый фактор - крой - заставил отступить на задний план материал и цвет. Поскольку основным средством формообразования становится членение, швы с самого начала подчеркивали цветом или кантами из другого материала. Большая роль отводилась застежке и низу. Акцентирование застежки стало декоративным приемом, который нашел широкое применение в одежде.

Оболочковые системы костюма широко распространены в формообразовании современного костюма (рис. 28).

Примеры оболочковой системы формообразования костюма

Рис. 28. Примеры оболочковой системы формообразования костюма

Степень прилегания костюма к фигуре человека зависит от криволинейности кроя, пластических свойств материала, от расположения нити основы, от вида, толщины и волокнистого состава материала. Несмотря на то, что современный костюм проектируется на основе оболочковых систем формообразования, у дизайнеров периодически возникает желание создать форму костюма, отличную от естественной формы тела.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >