Структура формы в костюме

Внутренняя форма - это структура формы.Структура как геометрическая внутренняя характеристика формы (пропорции, геометрия, симметрия) и связь между частями наиболее полно выявляет принцип организации формы. Чтобы проанализировать каждую отдельную форму или их множество, нужно вычленить отдельные детали формы, системные связи, и т. д. Любой сложный объект или система при восприятии должны быть разделены на составные части. Одной из характеристик сложной системы является схема связей или отношений между её составными частями. Эту схему связей между составными частями называют структурой. Вместе с тем структура - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Однако структура - это не просто устойчивый скелет какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Основной задачей структурного метода является перенесение внимания с элементов и их природных свойств на отношения между элементами.

Структура необходима не только для анализа, но и для первого восприятия предмета, т. к. только структура обладает свойством отбора средств, обеспечивающих выразительность идеи образа, упрощения натуры, фиксации характера. Чтобы облегчить анализ и восприятие предмета необходимо стремиться к упрощению его формы, т. е. к сокращению числа характерных структурных черт. Отчетливость в восприятии формы является определяющим фактором коммуникабельности идеи, заложенной в костюме.

Структура - это и постоянство связи частей целого, выражаемое через характерный ритм геометрических элементов. Для восприятия структура должна обладать равновесием, направленностью, пространственной ориентацией, определенностью верха и низа, левой и правой стороны, что является понятием порядка и беспорядка, характеризующим состояние формы.

Форма, в основе которой заложена структура, исходная для всех последующих вариаций называется базовой. Базовая форма лежит в основе серии изделий и является выражением идеи-формы определенного стиля. В настоящее время базовыми формами при проектировании костюма являются: прямоугольник, трапеция, овал и форма, состоящая из двух треугольников, соединенных вершинами (Х-образная или песочные часы) (рис. 8).

Базовые формы костюма

Рис. 8. Базовые формы костюма

Их используют или в чистом виде (максимально приближенном по форме), или комбинируя путем повторения или деформации в костюме одной или нескольких базовых форм, применяя законы гармонии и пропорциональных членений, характерных для каждого времени (рис. 9).

Матрица принципов «формосложения» и «формовычитания»

Рис. 9. Матрица принципов «формосложения» и «формовычитания»

Базовой форме костюма свойственны:

  • • гармонически связанная целостность, основанная на стабильности и единстве составляющих элементов во времени;
  • • относительно устойчивое соотношение частей на протяжении длительного времени;
  • • наличие определенной структуры отражающей научный, технический и эстетический уровень жизни общества;
  • • выражение определенного пластического образа;
  • • единство лежащих в ее основе принципов связи между частями системы по геометрическому виду формы, конструктивным и силуэтным линиям, пропорциональному и ритмическому расположению частей и их симметрии, распределению цветовых и тональных масс, материалу, фактуре и характеру декора.

Стилевая базовая форма может стать классической, если она наиболее полно концентрирует в своих элементах существенные признаки времени.

Распознавание структуры формы необходимо для определения качественного изменения признаков костюма, определения сдвигов этого изменения - существенно или несущественно изменилась модная форма.

Распознавание структуры костюма:

  • • Определение меры сложности в организации костюма.
  • • Выделение опорных функциональных частей формы, композиционных линий и определение точек фиксации материала на фигуре и конструктивных линий.
  • • Выделение простых подобных узнаваемых геометрических форм, силуэта, общего абриса формы идентификации степени родства между элементами.
  • • Определение мест пересечения вертикалей, горизонталей, диагоналей внутри исследуемой формы.
  • • Установление принципа симметричности расположения частей.
  • • Определение положения психологического центра.
  • • Определение степени напряженности линий, выделение экстремальных точек.
  • • Определение характера ритма и пластики.
  • • Установление связи с субстанциональными признаками (цвет, фактура, орнамент).
  • • Установление метрических соотношений основных размеров костюма.
  • • Определение устойчивости системы и ее мобильных признаков.

При структурном исследовании формы костюма (исторического, народного, национального) выделяются четыре уровня:

  • 1) материально-декоративный уровень: фактура ткани, цвет, декор, отделки, конструктивные линии;
  • 2) уровень прибавок на свободу облегания - степень свободы костюма на фигуре или степень прилегания одежды в различных точках фигуры;
  • 3) структурный уровень: пропорции, геометрия, симметрия, динамика, членения;
  • 4) уровень пластики фигуры.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >