ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КОСТЮМА

Формообразование - категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающий процесс созидания формы в соответствии с общими ценностными установками. Композиционное формообразование - процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью.

Формообразование костюма складывается под влиянием традиций художественного и прикладного искусства и фиксирует самые общие черты стиля времени.

В процессе формообразования изделия создаются его функциональные, конструктивные, пространственно-пластические, технологические структуры. Форма - морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала.

Форма костюма может быть условно разделена на внешнюю и внутреннюю.

Силуэт и форма костюма

Внешняя форма - визуально воспринимаемое очертание костюма, включающая:

  • • геометрический вид,
  • • величину,
  • • соотношение,
  • • объемно-пространственную форму,
  • • равновесие,
  • • психологический центр,
  • • физический р&тр.Геометрический вид формы - это соотношение размеров формы по трем координатам пространства:
  • • линейная форма - активно выраженная в одном измерении (например в длину);
  • • плоскостная форма - активно выраженная в двух измерениях (длину и ширину);
  • • объемная форма - развитая в трех направлениях (длину, ширину, глубину).

Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность. Формы, приближающиеся к вытянутой линии - наименьшую.

Характеристики геометрического вида формы:* соотношение размеров формы по трем координатам пространства,

  • • вид поверхности,
  • • размер,
  • • масса.

Характеристики геометрического вида формы могут быть вербальными и графическими.

Вербальная характеристика геометрического вида формы - описание набором слов. В этом случае используют образное сравнение:

  • • с геометрическими фигурами (прямоугольник, овал, трапеция т. п.) и с их сочетаниями;
  • • с формой предметов («фонарик», «бочонок», «песочные часы», «тюльпан», «рыбка», «колокольчик» и т. д.);
  • • с буквами и цифрами (форма А, Д, X, 8).
  • • с определенными названиями форм одежды («редингот», «годе», «принцесс»).

Графическая характеристика геометрического вида формы - рисунки, фотографии, образцы изделий и т. д.

Плоскостное выражение объемной формы называют силуэтом. Силуэты классифицируются по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, приталенный, свободный, расширенный, зауженный книзу). Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы называются силуэтными. Смена модных направлений в костюме характеризуется сменой силуэтов. Силуэт костюма зависит от характера линий плеча и становой части изделия, головки рукава, уровня линий талии низа. Форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты.

Линии, по которым происходит соединение отдельных частей в единое целое, называются конструктивными, к ним относятся:

  • - соединительные швы,
  • - рельефы,
  • - горизонтальные и вертикальные линии членения формы (кокетки, подрезы, складки и т. п.)

Если конструктивные линии оформлены строчкой, вышивкой, кантом и т. д., они называются конструктивно-декоративными.

Декоративные линии определяют рисунок оформления костюм внутри формы и не связаны с его конструкцией.Различают формы, имеющие гладкую поверхность и рельефную. Рельефная поверхность образуется за счет:

  • • складок,
  • • драпировок,
  • • выстегивания деталей,
  • • эффектов плиссе и гофре.

Поверхность формы может быть усложнена с помощью разнообразных декоративных средств:

  • • декоративно-функциональных - выполняют служебную роль в соответствии с назначением изделия, развивают композицию - застежки, карманы, шлицы;
  • • декоративно-конструктивных - несут эстетическую и конструктивную нагрузку, позволяют получить нужную форму изделия - рельефы, подрезы, швы;
  • • декоративных - украшают поверхность изделия - декоративные швы (строчки, канты, бейки), накладные детали (паты, хлястики, клапаны; кружево, фурнитура) .Масса формы - зрительное восприятие величины формы в целом или ее отдельных частей.

Основные свойства массы формы:

  • 1. С изменением величины формы меняется се масса - большей по величине форме соответствует большая масса.
  • 2. Масса зависит от геометрического вида формы - максимальной массой обладают формы, приближенные к форме куба, шара, минимальной - линейные формы.
  • 3. Масса зависит от вида поверхности формы, от заполнения ее деталями, декоративными линиями, отделкой. Масса максимальна при плотном заполнении ее поверхности разнообразными конструктивно-декоративными элементами.
  • 4. Масса зависит от величины предметов и деталей, сопоставляемых с формой. Чем меньше сопоставляемы с формой предмет, тем больше масса формы. Это изменение массы кажущееся, а не фактическое.
  • 5. Масса формы зависит от цвета, рисунка материала.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >