Оригами

Обширной областью структурного формообразования из бумаги является моделирование из цельного листа без надрезов. В восточной культуре освоение бумажной плоскости всегда осуществлялось через логику движения руки, поэтому традиционные складчатые структуры имеют закономерности сложенного пополам квадрата бумаги. Для европейской бумагопластики немалое значение в организации объемнопространственных структур имеют исторически сложившиеся системы пропорциони-рования. Они используются художниками в целях гармонизации геометрии структуры, нахождения совершенного звучания структурных элементов и сетки их расположения.

Во второй половине XX века в европейскую культуру ворвалась богатейшая мировая традиция бумагопластики - оригами. Восточная традиция искусства целиком строится на символизме. В даосской традиции квадрат (основная форма, из которой собираются большинство классических фигур оригами) является символом земли, материального мира. Это и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре периода жизни (включая инобытие), и даже четыре темперамента. Любые манипуляции с квадратом, например появление крестообразных осей симметрии, превращение квадрата в треугольник при делении, появление ромбовидной формы и т. д., для восточного человека означали гораздо большее, чем обычные геометрические построения. Даже образование «гор» и «оврагов» («пещер») на поверхности складываемого листа соответствуют по восточным представлениям понятиям «янь» и «инь» (мужскому и женскому) (рис. 4а, б). Оригами - «философия чистых идей». Оригами - искусство целого. Единство, неповрежденность листа является обязательным условием. Именно это отличает оригами от аппликации, папье-маше и вырезания силуэтов, а также от многих искусств, которые строятся на прибавлении и вычитании материала. Бумага - это не просто материал, это прежде всего податливая двухсторонняя поверхность, которая легко держит форму. Углы складок, ребра и грани органично сливаются с листом бумаги в выразительный, лаконичный образ. Замкнутый объем скрывает красоту складок.

Помимо многих достоинств оригами, ценным качеством этой традиции является структурная организация пространства листа. Оригами может послужить учебником по формированию объемно-пространственных символов, реализованных с помощью единого художественного и конструктивного закона. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Модуль в оригами - результат многократного сложения квадрата бумаги пополам.

На этом простом мануальном принципе основано всё многообразие классических японских фигур оригами. Теория изобретательства утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок! Несложные приемы складывания способны сотворить с помощью оригами целый мир (рис. 5а, б).

б

Рис. 5. Оригами: а — из текстильных материалов; б — в печатной продукции

Орнаментальные складчатые структуры из бумаги являются великолепным союзом эстетики и технологии. Движение бумаги в складке осуществляется по довольно жёстким законам формообразования, бумажные структуры имеют свою особую логику формы. Особое значение для формирования складчатых структур имеют узлы (сложные складчатые формообразования из бумаги). Именно узел является отправной точкой для создания будущей структуры (рис. 6).

Примеры складчатых структур

Рис. 6. Примеры складчатых структур

Путем трансформации поверхности достигаются не только хорошие декоративные и эстетические качества материала, но и улучшаются конструктивно-механические свойства.

Дизайнеры и архитекторы не могли не обратить свое внимание на оригами, уникальность данного вида искусства послужила толчком к созданию арт-объектов, форм одежды, обуви и аксессуаров (рис. 7).

а

Рис. 7. Примеры объемного формообразования в технике оригами: а — из книг, авт. Исаак Салазар (начало, продолжение на с. 16)

16

Примеры объемного формообразования в технике оригами

Рис. 7. Примеры объемного формообразования в технике оригами: б — в костюме (окончание, начало на с. 15)

В растительном и животном мире часто можно наблюдать трансформирующиеся плоскости, что обеспечивает им устойчивость и прочность. Окружающая нас природа подсказывает самые рациональные формы. Пространственно изогнутые и тонкостенные природные конструкции благодаря непрерывности и плавности формы способствуют равномерному распределению нагрузки по всему сечению. Листья деревьев, лепестки цветов, скорлупа орехов, панцири морских ежей, крабов, устричные раковины имеют сложные пространственные формы и выдерживают значительные нагрузки, хотя их материал не отличается большой прочностью. Более подробно этот аспект рассмотрен в разделе БИОНИКА.

Архитектоника бумажных конструкций позволяет использовать в качестве элементов комбинаторной системы не только простые, но и сложные формы, с прямолинейными и криволинейными контурами, целые комбинаторные системы в качестве элементов будущей структуры. Включение в единую систему разных по уровню сложности, по формальным признакам, по тектонике конструкций - нетривиальная задача, решение которой приходит через ряд комбинаторных преобразований.

Структурное формообразование средствами бумагопластики - интересная и продуктивная область, имеющая значительный исследовательский потенциал, как для науки, так и для искусства. Бумагопластика позволяет осуществлять быстрый поиск широкого спектра пластических решений, представить новые решения структурной организации пространства листовыми материалами.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите основные свойства бумаги.
  • 2. Перечислите основные приемы бумагопластики.
  • 3. Влияние приема разрез на формирование объемной формы.
  • 4. С помощью каких приемов можно изменить тектонику бумажной формы?
  • 5. Какие приемы и направления применяются в полиграфии?
  • 6. Приведите примеры применения приемов оригами в современном дизайне.
  • 7. Приведите примеры трансформирующихся плоскостей из растительного и животного мира.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >