Павел Илышев «Об эскизах Л.М. Платова как примере экспликационной разработки кинодекорационного пространства для создания художественного образа фильма (экранизация Л.Н. Толстого «Детство»)

В ходе преподавания во ВГИКе курса к инодекорационной технологии в соответствии с утвержденной программой кафедры, Л.М. Платов использовал в качестве практического приложения экспликационные рисунки, созданные на основе литературных сценариев фильмов. Эти рисунки служили не только иллюстрациями, но предлагали интересные декорационные решения и возможности для актерской мизансцены, а также давали возможность представить кинодекорационное пространство будущего фильма.

Создание таких мизансценических рисунков позволяет конструировать воображаемое кинодекорационное пространство для лучшего раскрытия драматургии литературного произведения. Большую работу Л.М. Платов проделал при создании экспликационных рисунков по роману Л.Н. Толстого «Детство». «Отрочество». «Юность». Этой трилогией обычно открываются собрания сочинений писателя, ее принято считать одним из шедевров русской реалистической прозы. Известно, что Л.Н. Толстой увлеченно работал над этим произведением, которое задумывалось как своеобразная эпопея становления и развития человеческого характера, и не случайно он дал ему первоначальное название «Четыре эпохи развития». В романе много важных бытовых деталей, которые раскрывают характер персонажей (например, подбор книг Карла Ивановича), и также являются предметами и вещами, принадлежащими определенной исторической эпохе 1830-х годов. Все это надо было учитывать при воплощении изобразительного решения — с одной стороны узнаваемость эпохи, «духа и стиля жизни», описанной в романе, с другой стороны, особое поэтическое настроение, которое так было важно для Толстого, то есть то, что составляло основу художественного замысла романа. Одной из главных задач для художника картины было создание обобщенного образа усадьбы. Как писал Л. Толстой «дом каждой половицей, каждым окном, каждой ступенькой лестницы, звуком пробуждал во мне тьмы образов, чувств, событий».

Перед художником стояла сложная задача — придумать общее планировочное решение интерьеров дома с расположением кабинета, зала, библиотеки, спальни и др., мысленно представить будущее кинодекорационное пространство, а также увидеть и ход будущего действия. Л.М. Платов, можно сказать, не только удачно «сочинил» внутреннюю планировку усадьбы, нашел необычные и выразительные решения интерьеров с богатыми возможностями для мизансцены, но и сумел в рисунках создать ощущение теплоты, особого уюта этого дома. Следуя художественной логике, Леонид Михайлович мог взять за основу планировку усадьбы «Ясная поляна» и на этом строить разработку декорационного комплекса, но он создает свой особый дом-усадьбу, изобразительные решения которого помогают наиболее полно раскрыть художественную идею романа.

Особенно интересны разработки следующих сцен: «Зала», «Библиотека», «Спальня», «Домашний театр», «Кабинет Карла Ивановича», «Классы», «Детская», «Гостиная». К разработке каждого эпизода он подходил очень ответственно, пытаясь найти именно то решение, которое наиболее полно смогло бы выразить глубину прозы Л.Н. Толстого. Одна из особенностей рисунков мастера заключается в том, что многим сценам он дает конкретное архитектурно-пространственное решение со множеством игровых деталей и подробностей. Именно кинематографическое видение Платова позволяет ему находить интересные решения кинодекорационного пространства.

Стоит отметить, что эти рисунки очень кинематографичны. Это заметно и в организации первого плана, в острых ракурсах и в некотором сужении масштабов (когда в кадре, например, видны двери на двух противоположных стенах), так как Леонид Михайлович, рисуя конкретные эпизоды, задумывался о том, как конкретная сцена, эпизод, будут смотреться с экрана, он создает свой особый «экранный образ».

Судя по экспликации, художником продумывался довольно сложный комплекс декораций, предполагающий и второй этаж. В решении некоторых эпизодов он предполагал и выноску на натуре, где через окна был бы виден двор (для связи павильонов с натурой).

В рисунке прихожей дано любопытное разноуровневое композиционное построение — широкая семимаршевая лестница ведет в небольшую залу и приводит к другой лестнице на второй этаж (это видно через широкий полуциркульный проем). Сбоку расположена лестница, ведущая на второй этаж. Под ней сделан проем, который приводит к двери в подсобное помещение. Эти разные уровни дают богатые возможности для актерской мизансцены.

Интересно организовано и кинодекорационное пространство в объекте «столовая». В композиции задействовано два пространственных «прорыва» — анфилада коридора и проем в обрамлении двух колонн, ведущий к лестнице. В зале показан эркер с тремя окнами, небольшим возвышением и ограждением из балясин (характерная черта той эпохи, удачно используемая Л.М. Платовым). Надо отметить, что художник ищет такие детали эпохи, которые несут, по выражению Толстого, особый «отпечаток жизни». Для рисунка выбран верхний ракурс, благодаря которому и обозначается возвышение в эркере, к тому же надкаминное зеркало не будет отражать съемочную группу.

Художник старается максимально использовать возможности павильонной декорации, на одной стене компонует две двери, расширяет коридоры, несколько изменяет пропорции дверей (они становятся шире, чтобы лучше открыть фоновой интерьер), смещает углы стен (делает их не под 90 градусов, а увеличивает угол) и др.

Разрабатывая объект «кабинет», Л.М. Платов интересно «работает» с пространством— вводит четырехоконный эркер (за окном видно дерево сада), большой стол он выдвигает на середину и напротив «ставит» диван в виде буквы «п».

Иногда ради выразительности будущего кадра Леонид Михайлович сознательно уменьшал высоту стен, чтобы потолок как бы «нависал», и высоту дверей, но расширял их, чтобы за ними увидеть другое помещение.

Им было изучено большое количество разнообразных исторических материалов по той эпохе.

Можно сказать, что Л.М. Платов давал свое, особое оригинальное изобразительно-кинематографическое решение.

Известно, что при работе с классикой важно найти воплощение той художественно-образной задачи, поставленной драматургией произведения, и переложить на язык изображения драматургический замысел автора, выявить пластическим воплощением своеобразие той особой среды, в которой происходит действие литературного произведения.

В этой книге приведены рисунки по фильму «Детство», но в его творческом арсенале есть большое количество замечательных рисунков и по другим картинам, например, фильму «Ломоносов», который был в ноябре 2011 г. вновь показан по Центральному телевидению в связи с 300-летием великого ученого.

Мне удалось работать с Леонидом Михайловичем по материалам курса кинодеко-рационной технологии. В связи с новыми требованиями и новыми технологическими возможностями в 2009 г. программа была дополнена. В настоящее время программа продолжает дополняться новыми разделами, касающимися кинодекорационных технологий зарубежных стран. Занятия по этому курсу проводятся автором статьи.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >