Описание содержания и форм самостоятельной работы студентов (СРС) Особенности самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) в рамках занятий по курсу «Актерская практика» — один из важнейших этапов в процессе постижения основ ремесла и исполнительского мастерства. СРС на уроках «Актерского мастерства» отличается от СРС на «Актерской практике» некоторыми особенностями.

На подготовку заданного упражнения для присвоения предложенного педагогом рисунка (схемы), этюда, отрывка, сцены, номера и т. д. на «Актерском мастерстве» студентам предоставляется время для воплощения замысла в конкретный рабочий материал иногда двое, трое суток, неделя.

Аудиторные часы, предоставленные для «Актерской практики», не позволяют распоряжаться столь свободно временем, отпущенным для СРС. Для выполнения того или иного задания студентам порой предлагается 3 секунды, 30 секунд, 1 минута. Для разработки и репетиции более объемного сценического материала, максимум, что может предложить руководитель практики, это один вечер. На занятиях «Актерской практикой» от студентов требуется: предельная концентрация внимания, острота мышления, повышенная степень самоотдачи, реализация всех внутренних и физических ресурсов и демонстрация всех имеющихся в арсенале на сегодняшний момент навыков актерской техники, психотехники с включением элементов, освоенных на специальных вокальных, музыкальных и пластических дисциплинах.

Повышенная требовательность к представляемому на показ сценическому материалу, минимум времени для исполнения поставленных задач — основные особенности СРС на «Актерской практике».

Рекомендации для студентов

Самостоятельная работа студентов проводится в следующих формах:

  • ? комплекс упражнении и тренингов;
  • ? подготовка этюдов;
  • ? показ отрывков драматургических произведений;
  • ? обсуждение отдельных видов работ;
  • ? самостоятельный драматургический анализ пьесы.

Учебным материалом на «Актерской практике» для самостоятельной работы студентов 1 и 2 курсов является комплекс упражнений и тренингов основных элементов внутренней техники, способствующей возникновению органической жизни на сцене: на внимание, воображение, фантазию, визуальные и ассоциативные впечатления, на развитие зрительной и эмоциональной памяти и внутреннего видения.

Подготовка этюдов на темы, заданные преподавателем на занятиях по основным разделам: память физических действий, «Я в предлагаемых обстоятельствах», органическое молчание, музыкальные этюды, этюды на событие, парные и групповые этюды на взаимодействие.

Показ подготовленных студентами этюдов обсуждается коллективом курса. Материалом для обсуждения служат: выбор темы и ее сценическое решение, органика и логика поведения студентов в созданных ими предлагаемых обстоятельствах этюда, его логическое построение. Последующий разбор преподавателем показанных этюдов дает направление для дальнейшей самостоятельной работы студентов.

На 3, 4, 5 курсах при работе над ролью в отрывках и учебных спектаклях студенты проводят самостоятельный драматургический анализ пьесы (произведения) и разбор роли, определяя: сверхзадачу и сквозное действие роли (партии), нужное психофизическое самочувствие, круг предлагаемых обстоятельств, данных автором. Так же учащиеся фантазируют собственные предлагаемые обстоятельства, определяют взаимоотношения с партнерами, диктующие поведение действующего лица, вскрывают главное событие пьесы (отрывка) и его значение для линии действия всей роли, определяют смысл и задачи музыкальных отрывков в контексте построения драматургии произведения (отрывка).

С PC на «Актерской практике» заключается в детальной проработке предлагаемых обстоятельств, исходных событий. Определение задач, поступков, приспособлений, ор ганизация и фиксация внутреннего монолога. Музыкальный, пластический, темпо-ритмический рисунок исполняемого героя, образа, персонажа. Настоящая работа выполняется студентами не умозрительно, а письменно в рабочих тетрадях по «Актерской практике». Руководитель практики контролирует объем и качество выполнения настоящего требования.

Начиная со второго цикла занятий «Актерской практикой» по девятый, студенты представляют самостоятельные работы по указанным руководителем практики темам, освоенным в ходе предыдущего этапа «Актерской практики». Данные работы целиком и полностью выполняются студентами без всякого вмешательства кого-либо из профессорско-преподавательского состава кафедры.

Овладение навыками самостоятельной работы — одна из приоритетных задач «Актерской практики». Способность к анализу драматургического и музыкального материала, логическое построение внутренней и внешней линии поведения образа, умение учитывать замечания, рекомендации балетмейстера, вокалиста, композитора, режиссера и самостоятельно выполнять данные указания в определенном стиле, жанре, ритме — отличительная черта профессионального творческого подхода к работе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >