Вопрос 17. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника

Важным культурным регулятором социальной жизни являются ценности. Ценность - это особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные

свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением. На основе ценностей в обществе складываются социальные нормы (лат. norma - угломер, перен. - мерка, правило, образец, предписание) - исторически утвердившиеся формы регулирования поведения людей. Нормы и оценочные критерии оформляются в обществе благодаря накоплению достаточного количество аналогичных отношений и осознанию людьми того эффекта, который оказывает целенаправленное воздействие на их поведение. Нормативные системы обеспечивают предсказуемость, организованность в поведении людей, их образе жизни, в функционировании социальных институтов и социальных общностей. Обычай - это устойчивые, стереотипные, привычные формы поведения людей. Традиция - это наиболее обобщенные и стабильные правила поведения в рамках группы, существующие в течение продолжительного времени и служащие средством передачи опыта от поколения к поколению. Техника (греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность средств, создаваемых людьми для осуществления материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. В широком смысле слова техника включает всю совокупность искусственно созданных средств освоения и преобразования действительности.

Американский антрополог Л. Уайт, рассматривавший культуру как символическую систему, выделял в ней три подсистемы: социальную, идеологическую и технологическую. Согласно его концепции, культура выполняет по отношению к жизни функцию по захватыванию свободной энергии, ее преобразованию и использованию на пользу человеческому виду[1]. Соответственно, уровень развития науки и техники является показателем уровня развития культуры.

Подчинение людей ценностям культуры происходит даже в тех случаях, когда это не соответствует их потребностям и интересам, что обеспечивается посредством санкций - поощрений и наказаний, способствующих соблюдению социальных норм. Санкции бывают позитивными (наделение властью, денежные выплаты, одобрение и др.) и негативными (выговор, штраф, порицание, тюремное заключение и др.). Санкции приобретают легитимность на основе норм, а те, в свою очередь, оправдывают

ся ценностями (рис. 2). Санкции, правила и ценности образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования.

Ценности Жизнь и благосостояние индивида

? ?

Правила (нормы) Законы, запрещающие убийство

V V

Санкции Тюремное заключение, смертная казнь

Рис. 2. Механизм воздействия культуры на поведение индивида

Все элементы культуры могут быть выражены в языке, которому в теориях культуры всегда придается важное значение. Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности. Будучи средством хранения и передачи информации, язык является также культурно обусловленным средством выражения отношения человека к окружающему миру и себе самому. Любой язык включает определенный набор знаков и правила их употребления и интерпретации. Вариативность их использования позволяет языку быть одновременно средством описания и конструирования социальной реальности.

Указывая и описывая социальные и политические явления, язык доносит до человека культурные коды, раскрывающие их смысл и ранжирующие их значимость. «Основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархиями ее практик, сразу же определяют для любого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться».[2] С языком индивид подспудно усваивает характерные для своей социальной среды формы восприятия и, отчасти, ценностные системы, влияющие на его самоидентификацию. Язык

как способ описания мира устанавливает порядок освоения окружающей человека реальности и выделения в ней значимых объектов. Таким образом, язык лежит в основе любого знания. Усваивая язык, индивид является участником описания социальной реальности - процесса, который неотделим от процесса ее конструирования.

Важным аспектом социокультурных процессов является идеология - система убеждений относительно ценностей и фактов. Идеология предлагает личности целостный и внутренне взаимосвязанный, а также ценностно и эмоционально окрашенный взгляд на социальный мир. Любой идеологический концепт представляет собой готовый шаблон жизненных установок, оценок, суждений. Для индивидов, осваивающих те или иные социальные роли, идеология служит подспорьем в выработке собственной картины мира и организации своего жизненного опыта. Идеологии ослабляют социальную напряженность, возникающую в обществе при осознании людьми расхождения между ценностями общества и реальными условиями жизни в нем. Идеологии выражают и защищают интересы социальных групп. При этом большинство идеологий отличается достаточной гибкостью, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям.

Таким образом, способом существования общества являются социокультурные процессы, суть которых состоит в постоянной борьбе между противоположными тенденциями к объединению и размежеванию людей на основании систем ценностей, норм, верований, языков, идеологий и мнений. При этом условием существования общества является определенная степень его культурного единства, которая позволяет:

  • 1) выработать более-менее ясную и устойчивую систему ожиданий, определяющих формы должного, желательного или возможного поведения людей;
  • 2) давать оценку выполнения или невыполнения конкретных социальных ролей и их сценариев;
  • 3) успешно осуществлять санкции в рамках требований к определенным социальным ролям в виде одобрения, поощрения, вознаграждения либо же осуждения и наказания.

  • [1] См.: Работы Л. А. Уайта по культурологи / Сб. переводов. - М., 1996. -С. 21.
  • [2] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитар, наук / Пер. с фр. В. П. Виз-гина, Н. С. Автономовой; Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб.: A-cad, 1994. -405 с.-С. 33.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >