ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Византийская политическая теория

Среди составляющих элементов византийской политической теории — идея справедливого общественного устройства, обеспечивающего единство интересов народа. Византийское государство воспринималось в нем как таксис — совершенный и гармоничный порядок. Он основан на строгой иерархии членов общества, каждый из которых имеет собственные права и обязанности. Во главе общества стоит «отец подданных» — император, правящий «в согласии с законом и справедливостью», награждающий преданных и праведных, карающий виновных. Политический строй Византии представляет собой идеал государственного устройства, который должен воздействовать на соседние страны.

Союз христианской церкви и государственной власти в Византии обусловил утверждение идеи о богоизбранности государственной власти, и поста императора в частности. Император-властитель подобен Богу-Вседержителю. Для византийской политической теории характерно представление о единстве светской и духовной власти. Сама Византия рассматривалась как совокупная государственно-церковная организация. Поэтому первейшей обязанностью правителя является распространение истинной религии — христианства. Император ответствен перед Богом, чьим слугой и исполнителем воли он является.

Развитие юридической мысли в Византии

в Византии

Начальный этап развития права в Византии связывают с изданием объемных законодательных сводов римского права (прежде всего Кодекса Юстиниана, 533 г.). Дальнейшее развитие шло по линии их комментирования, сокращения и переводов на греческий язык. В византийской юридической мысли ярко выражено стремление к систематизации и кодификации права. Труды по праву проблемного характера совершенно отсутствуют. Они заменяются учебниками, кодексами, сборниками.

Законодательный сборник Эклога (726 или 741 г.) содержит «выборку законов» из свода Юстиниана «с внесенными в них исправлениями в духе большего человеколюбия». Расположение материалов в Эклоге отражает стремление приблизить право к практическим повседневным нуждам и конкретным жизненным ситуациям. Нормы классифицированы не по формальному принципу (лица, вещное право, иски), а в соответствии с важнейшими вехами человеческой жизни, начиная со вступления в брак. В результате в каждом разделе можно найти элементы как личного, так и вещного и искового права. То же стремление к упрощению права привело к «криминализации» частноправовых деликтов, рассматриваемых отныне как серьезное нарушение юридических обязательств (например, обручения).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >