Ритм

Ритм является средством, которое для организации художественной формы использует все виды искусства. В поэзии, музыке, танце он развертывается во времени. В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве ритм проявляется в чередовании элементов, закономерном изменении определенных свойств на определенной пространственной протяженности. В книжке-игрушке ритмически могут быть организованы измененийя пластичности, фактуры цвета.

Ритм в издании проявляет свои характер-

С. Нечитайло . Книжка-панорам

рис. 142 С. Нечитайло . Книжка-панорама А.Н. Толстой «Приключение Буратино», книжка-понорамка ные признаки через фиксируемую повторяемость каких-либо элементов, например иллюстраций, элементов внутреннего оформления, текстовых выделений, рубрикаций. Ритм - организующее начало композиции, в которой все элементы располагаются нс хаотично, а в закономерном порядке.

Ритм в книжке-игрушке обычно связан с функционально-конструктивной структурой. Он может быть элементарно простым, основанным на построении одной и той же формы, или сложным, возникающим в повторном чередовании групп элементарных форм, обладающих собственным внутренним ритмом. В книжке-игрушке ритм может изменяться в зависимости от последовательности раскрытия издания. Например, при раскрытии книжки раскладушки ее сторонки образуют простую ритмическую последовательность.

Комбинируя из сторонок треугольные или прямоугольные фигуры, ритм можно усложнять. В книжке-панораме ритмически чередуются разво-

рис.143 Р. Сабуда .Иллюстрация

Л. Ф.Баум «Волшебник страны ОЗ»

роты с большой и малой загрузкой, высеченными объемными формами.

Простой повтор качественно сходных элементов в издании дает простейшую форму ритма. Его значение особенно наглядно можно проследить в изданиях небольшого объема для детей дошкольного возраста. Здесь чаще всего ритмическая организация книжки-игрушки сводится к определенной совокупности повторов, которая образуется в конструкции блока за счет равномерных повторений мелкого и крупного, спокойного и динамичного и т.п. С учетом специфики зрительного восприятия ребенка такой строй вполне достаточен для формирования элементарных зачатков чувства ритма. Книга для взрослых намного богаче и разнообразнее в плане ритмических «отступлений», но для ребенка это пока недоступно.

Чередование полос набора и иллюстраций, равномерность загрузки полос и разворотов, схожесть оформительских приемов при решении равнозначных элементов создают ритм книги, воспринимаемый ребенком при ее рассмотрении. При этом совпадение ритмических акцентов со смысловыми, увеличивает значимость отдельных страниц и элементов.

« Издательство «Махаон-Украна» . Книжка-театр Джеймс Барри «Питер Пен»

рис.144 « Издательство «Махаон-Украна» . Книжка-театр Джеймс Барри «Питер Пен»

Наряду с ритмом, классическими композиционно организующими средствами, являются пропорции и масштаб. Они тесно взаимосвязаны. Пропорции наиболее сильно проявляются при выборе формата издания, после набора, при определении полей и т.д. «Пронизывая» книгу, они являются носителями ее пространственных характеристик.

рис.145 Издательство «Балтийская книжная компания». Разворот книги Филипп Стилл «Город рыцарей»

Для характеристики соразмерности предметов, целого и его частей, а также, любого предмета и человека используют понятия масштаба и масштабности. Как средство композиции, масштабность следует использовать, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Однако понятие «масштаб» не идентично понятию «размер».

При разумном и обоснованном применении рассмотренных композиционно организующих средств решение книжки-игрушки становится закономерным, целостным и органичным. Использование композиционно организующих средств вместе с конструктивно-пространственными и изобразительно-знаковыми позволяет художнику найти наиболее выразительное конструктивное и графическое решение всех элементов и всего ансамбля книжки-игрушки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >