Композиционно организующие средства

Композиция

Художник-оформитель должен добиться гармоничной целостности всей формы книжки-игрушки. Система средств, которыми достигается целостность, носит название «композиция» (от латинского composite - связь, соединение). В композиции решатся проблемы направленности, эффективного удовлетворения практической потребности в данном издании, образного и эстетического содержания. При этом конструкция игрушки очень сильно

Р.Сабуда. Иллюстрация . «Чудеса Америки-2»

Рис. 133. Р.Сабуда. Иллюстрация . «Чудеса Америки-2»

напоминает архитектурную форму, которая характеризуется тем, что формируется и обретает свое специфическое качество, свою организованность посредством материальных элементов (бумага, картон, ткань).

Понятие «книжная композиция» сложно и неоднозначно. В.Н.Ляхов говоря о композиции книжного искусства выделил три автономные композиционные системы живущие в книге: литературную, архитектоническую (вырастающую на основе конструктивной организации книги) и изобразительную.

В процессе их взаимодействия образуется суммарное целостное единство книги, которое В.Н. Ляхов рассматривает как общую синтетическую композицию книги.

Композиционные закономерности являются важнейшим организующим компонентом художественной формы. В то же время композиция в произведении искусства, будучи средством и результатом творческого мышления, становится инструментом выражения идейного замысла произведения. В художественном произведении любого вида и жанра композиция - способ организации произведения и результат творческого процесса, организующий и связывающий все его части в единое целое. Композиционное целое создают конструктивные и смысловые связи. При этом конструктивный центр является чаще всего и смысловым. Центром композиции обычно выступает та часть, которая ясно выражает главное содержание издания, страницы или разворота. Она выделяется различными способами и средствами (объемом, освещенностью, цветом и др.), применяемыми в соответствии с основными законами композиции. Он должен в первую очередь привлекать внимание читателя. Выделение главного в композиции связано с особенностью зрительного восприятия человека, фиксирующего внимание на сильнодействующем раздражителе. Конструктивные связи создают и укрепляют связи смысловые, без которых первые не были бы выражены.

Характер композиционных средств зависит от характера содержания. В сложном единстве изобразительного, и идейного, эмоционального и символического отдельные компоненты содержания могут становиться главными и второстепенными. Композиция книги как бы управляет процессом восприятия зрителя, выделяет существенное, подчеркивает связи, при необходимости приостанавливает движение, формирует эмоциональный настрой.

Говоря о композиционно организующих средствах художественно-образной выразительности изданий для детей, сами издания следует рассматривать как художественные произведения, состоящие из множества компонентов (текст, изображения, орнаменты, материалы, способы печати и т.д.), которые выступают совместно как необходимые слагаемые определенной архитектонической целостности.

Одна из важнейших задач, стоящая перед конструктором объемной книжки игрушки, - наиболее целесообразное и художественное воплощение во внешнем облике и оформлении издания его назначения, функциональной сути. Композиционно организующими средствами художественно-образной выразительности изданий являются динамика и статика, симметрия и асимметрия, ритм.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >