Изобразительно-знаковые средства

Графические

Говоря об изобразительно-знаковых средствах, мы имеем в виду изображения и знаки, привносимые на страницы издания художником. Сюда входят все наборные элементы и различные изображения.

, 117. Анна ф. Дьерфи. Иллюстрация Р.Папа «Панни, кем ты хочешь быть?»

Рис. 116, 117. Анна ф. Дьерфи. Иллюстрация Р.Папа «Панни, кем ты хочешь быть?»

В. Девис . Иллюстрация-панорама. «Саванна»

Рис. 118. В. Девис . Иллюстрация-панорама. «Саванна»

Применение выбранных средств в издании, использование их по определенной системе ведут к цельности решения всех частей издания, обеспечивал их единство.

В современных условиях, когда наглядность приобрела особое значение, необходимо с самого раннего возраста развивать в детях восприимчивость ко всем зрительным явлениям, в том числе с помощью иллюстрации, которая способствует развитию эмоциональных умственных и творческих способностей ребенка.

Особенности возрастной психологии - один из моментов, определяющих специфику иллюстрации для ребенка.

Специфику детской иллюстрации придает и ее педагогический аспект, и картинке в этом смысле принадлежит огромная роль. Так как учить и воспитывать она начинает почти с колыбели. Здесь, когда речь идет о раннем периоде детства, картинка приобретает необычайную ценность и выразительность и важность.

Наглядность изображения вместе с реальностью объемов приобретает особое значение. С помощью иллюстраций, способствующих также развитию эмоциональных, умственных и творческих способностей ребенка, в детях развивается восприимчивость ко всем зрительным явлениям.

Успех будут иметь не иллюстрации, которые учитывают особенности круга зрителей, в данном случае - зрителей дошкольного возраста.

Р. Сабуда (Robert Clarke Sabuda, К. Мур (Clement Clarke Moore). Иллюстрация «Ночь перед Рождество». (The Night Before

Рис. 119. Р. Сабуда (Robert Clarke Sabuda, К. Мур (Clement Clarke Moore). Иллюстрация «Ночь перед Рождество». (The Night Before

В дошкольном издании иллюстрация приобретает новые важные качества и потому не может рассматриваться только как предмет изобразительного искусства. Каждая иллюстрация и каждое изображение, создаваемые для дошкольников, должны кроме чисто художественных эстетических и познавательных целей преследовать цели социальновоспитательные.

Особенностью художественного оформления книжек - игрушек является то, что оформление строится в зависимости от целей, назначения и конкретной материальной конструктивной формы.

Это ярко выражено в объемных книжках-игрушках, обладающих внутренней динамикой реальных объемов. Художник может сознательно подчеркнуть либо ослабить динамику или статику объемных форм книжки. В нашем ощущении художественного строя книги объемные конструкции будут играть определенную роль, даже если художник, пренебрегая динамичны аспектом композиции, позволит ему складываться «как придется».

В работе над книжкой-иллюстрацией необходимо уделять внимание каждой детали и форме, уметь оценить ее значение, смысл и красоту. В отношении к целому ни одна деталь не вводится ради ее самой, каждая должна выявлять и поддерживать конструкцию, отвечая своей формой технологическим требованиям производства.

В объемной книжке-игрушке сам по себе контур высеченной фигуры, даже не заполненной цветом, работает как объемное тело в пространстве книжного объема, имеющего несколько условных планов. При умелом использовании изобразительных средств можно добиться различной степени активности предметов, даже в одном плановом ряду. В зависимости от того, как пользуется этими возможностями художник, изображение либо входит в определенный пространственный слой, подчиняясь ему, либо оказывается ему противопоставленным. Располагаясь в пространственной структуре книги, изображение в то же время предлагает свои способы построения и передачи пространства. Их взаимоотношения с объемными формами внутри книги могут быть сложными.

Мик Уэлс, Ян Ханибон, Джон Лаптон . Иллюстрация «Дом бабы Яги. (The Witches Scary House)

Рис. 120. Мик Уэлс, Ян Ханибон, Джон Лаптон . Иллюстрация «Дом бабы Яги. (The Witches Scary House)

Плоский контур высечки обладает этим качеством благодаря имеющемуся объему. Изображение так же способно в какой-то мере передавать трехмерность форм внешнего мира. Причем способы изображения трех мерности разнообразны и в разной степени активны. Здесь используются и силуэтный контурный рисунок, и линия, и лепка светотенью объема изображения, перспективные и ракурсные построения и т.д.

В зависимости от того, как художник использует эти приемы, изображение может лежать на плоскости или выходить за се пределы, даже глубоко “прорывая” плоскость и подчиняя всю книгу своим собственным законам. Существует несколько типов трехмерных построений изображения на плоскости страницы.

Изображение может восприниматься как уходящее за изобразительную плоскость, выступать перед ней или лежать на плоскости страницы.

В первом случае изображение кажется уходящим за плоскость страницы и сама она воспринимается воздушной, прозрачной. Примером такого построения может быть любая иллюстрация, имеющая четкое перспективное построение в глубину.

Во втором случае изображение помещается как бы перед плоскостью страницы. При таком по-

Ф. Стилл (Philip Steele). Иллюстрация «Город рыцарей» (Knights) строении изображения плоскость воспринимается более активно, плотно

Рис. 121. Ф. Стилл (Philip Steele). Иллюстрация «Город рыцарей» (Knights) строении изображения плоскость воспринимается более активно, плотно.

Существует и третий способ построения изображения - когда плоскость изображения становится «свободно проходимой», края рисунка располагаются как бы перед плоскостью, а середина уходит в глубину.

Назвав основные варианты построения изображения на плоскости, отметим, что в чистом виде они встречаются не часто. На одной странице возможно сочетание всех трех вариантов.

В объемной книжке-игрушке наряду с пространственными отношениями объемных изображений и изображений на плоскости существует и другой тип отношений - оптический, пространственно-цветовой. Он устанавливает зрительные планы воображаемого пространства благодаря тональным и цветовым акцентам, перспективе, изображаемой на плоскостях страницы. При совмещении на одном развороте объемных и рисованных объектов большое значение приобретают фактурные характеристики бумаги, текстовой информации, манера исполнения изображений. Любой объемный элемент разворота книжки-игрушки следует рассматривать с пространственно-пластической точки зрения как некий предмет, имеющий цвет, массу и объем, располагающийся в пространстве разворота и организующий это пространство.

В объемной книжке-игрушке на основе струк-турно-смылового и конструктивного начал изображения обретают свою гармоническую завершенность благодаря умелому использованию художником этих приемов. При этом изображения в книге не должны терять конкретность и узнаваемость вещей и явлений. Через иллюстрацию (изображение) у ребенка происходит конкретизация того, о чем повествует текст. Иногда само изображение является основой рассказа. Психологи утверждают, что дети узнают предметы на изображении по наиболее характерным деталям. Иллюстрации, в которых выражены характерные детали предметов, легче воспринимаются и запоминаются ребенком

Значимость информации в изображениях для дошкольников определяется оптимальным отражением объекта информации, что зависит от:

максимальной верности изображения предмету

В. Таубер. Иллюстрации «Басни дедушки Крылова»

Рис. 122. В. Таубер. Иллюстрации «Басни дедушки Крылова»

Р. Сабуда, Мэтью Рэйнхарт. Иллюстрация «Энциклопедия древностей. Звери»

Рис. 123. Р. Сабуда, Мэтью Рэйнхарт. Иллюстрация «Энциклопедия древностей. Звери»

информации;

оптимальной подробности изображения применительно к задаче, которой оно обусловлено;

однозначности изображения

доступности изображения.

Максимально верные изображения могут быть в разной степени подробны. Это зависит от поставленной перед изданием задачи. Не всегда нужна и регистрация всех доступных наблюдению деталей объекта изображения.

Требование однозначности изображения означает, что изображение должно быть таким, чтобы в нем отражался определенный фрагмент действительности под строго определенным углом зрения.

Доступность изображения проявляется в том, что зритель понимает его содержание в соответствии с намерениями художника. Для этого необходимо, чтобы значения отдельных элементов, составляющих изображение, были идентичны для художника и ребенка.

Роберт Сабуда. Иллюстрация к книге Л.Кэррола «Алиса в стране чудес»

Рис. 124. Роберт Сабуда. Иллюстрация к книге Л.Кэррола «Алиса в стране чудес»

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >