Средства художественно-образной выразительности в книжках-игрушках

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В КНИЖКАХ-ИГРУШКАХ

Работая над созданием конструкции и художественным оформлением книжки-игрушки, художник может применить ряд средств и приемов, повышающих художественно-образную выразительность этих изданий.

Можно выделить три основные группы средств художественно-образной выразительности, используемые при создании книжки-игрушки:

  • 1. конструктивно-пространственные;
  • 2. изобразительно-знаковые;
  • 3. композиционно-организующие.

Конструктивно-пространственные средства

В объемной книжке-игрушке конструкция является основой всей книжки. Именно эта основа, выявленная в законченном варианте конструктивного решения издания, в следующем оформляется художником, с ее помощью компонуются составные части книжного разворота (текст, рисунки). Исходя из найденной конструкции ведутся издательский и типографский процессы изготовления книжки-игрушки. Конструктивное решение материализуется в конкретные формы благодаря использованию тех или иных полиграфических материалов. Материал подбирается по заданной форме с целью наиболее полного сохранения задуманной конструкции.

Конструкция - активное выразительное средство зрелищности издания. Именно она обеспечивает книжке-игрушке качества, сходные с театральной сценой, ареной цирка, является средством активного вовлечения ребенка в игру, побуждает его принимать участие в действе, а не быть пассивным наблюдателем.

Конструирование обычной книги выражается в выборе различных вариантов макета издания, верстки страниц с текстом и иллюстрациями, элементов оформления.

В современном книгоиздании для детей, кроме поисков новых способов верстки, макетирования, более выразительной, функционально эффективной интерпретации текста типографским и графическим способами, в ряде случаев заметно стремление изменить саму материальную конструкцию книги или ее элементов. При этом следует заметить, что работа над конструкцией книжек-игрушек весьма специфична, потому что идет разработка издания со сложным комплексом различных элементов, составляющих в итоге цельный организм.

А. Вочель. Иллюстрации «Давай споём!»

Рис. 109. А. Вочель. Иллюстрации «Давай споём!»

В каждом издании, предназначенном для малыша, конструктивное решение имеет очень важное значение, так как сама конфигурация книги, форма разворотов, объемность деталей книжки - игрушки воспринимаются ребенком очень эмоционально. Учитывая это, можно утверждать, что в увлечении ребенка, развитии его заинтересованности, активизации его внимания конструкция играет ведущую роль. Не случайно объемные книжки-игрушки среди малышей очень популярны.

В последнее время конструкция играет все большую роль в создании выразительного облика изданий для дошкольников. Она является носителем качеств пространственной организации издания и активно влияет на эмоциональное восприятие ребенком книги.

,111. Н. Ушакова. Иллюстрация с вырубкой к книге«Который час»

Рис. 110,111. Н. Ушакова. Иллюстрация с вырубкой к книге«Который час»

Под понятием «конструкция», подразумевается вся совокупность средств, организация которых обеспечит нормальную работу книги. Руководствуясь, этим положением, конструкцией считают не только всю книгу, но и ее компоненты - текст (текстовая конструкция) и блок (материальная конструкция).

Говоря об условном книжном пространстве В.Н. Ляхов выделяет два типа отношений внутри единого пространства. Первый тип - отношения, основанные на принципах конструктивных связей. Сюда относятся пространствсннныс отношения элементов блочной конструкции (переплет, страница, форзац), а также текстовая конструкция с ее ясно обозначенными началом, концом и паузами. Второй тип отношений - оптический, пространственно-цветовой. Здесь устанавливаются зрительные планы воображаемого пространства. Оба выделенных типа отношений книжной про странственности полностью приемлены для обычной книги. Однако для книжки-игрушки характерно отсутствие большого количества наборного текста, а также многих элементов блочной конструкции.

В то же время благодаря наличию реальных форм и объемов на передний план выступает особый тип отношений - реальный, объемно-пространственный. Вместе с оптическим, пространственно-цветовым он устанавливает в книжке-игрушке зрительные планы пространства реального и воображаемого.

Конструкция блока книжки-игрушки становится главным носителем качеств пространственной организации, активно воздействующих на образное восприятие целого.

Понятие «конструкция» применительно к специальным формам книг для дошкольников функционирует в двух значениях:

  • а) конструкция в пределах плоскости разворота;
  • б) конструкция как материальная основа объемного издания - своего рода малая архитектурная форма.

В сложных изданиях конструкция имеет уже

Н. Ушакова . Иллюстрация «Праздник в детском саду»

Рис. 112. Н. Ушакова . Иллюстрация «Праздник в детском саду»

Рис. 113. Л. Элле. Иллюстрация К. Чуковский «Айболит

объемно-перспективную характеристику и выражается в объемных телах или группе объемных тел в пространстве. Благодаря конструктивной организации зритель имеет в первом случае условное, а во втором - условное и реальное книжное пространство, в котором устанавливаются отношения, соответствующие функциональному значению элементов (переплет, страница, иллюстрация, текст т.д.).

Многообразие вариантов конструкций и оформления книжек-игрушек, огромное разнообразие творческих решений свидетельствуют о том, что нельзя установить жесткие схему конструкций и приемов оформления для изданий подобного рода. Каждое конкретное издание будет обладать лишь присущими ему, индивидуальными качествами конструктивного и оформительского плана при условии, что данное издание является оригинальным. Однако это не исключает потребности в анализе методических особенностей конструирования книжек - игрушек для детей дошкольного возраста.

Главный структурообразующий фактор, мощный стимул к созданию конструктивных различных решений специальных изданий для детей дошкольного возраста - реальные социальные требования современности, тема и идея издания, цель его и портрет читателя.

Существующее многообразие изданий с игровыми моментами свидетельствует том, что варианты и конструктивные решения книжек -игрушек практически не ограничены. Основой для этого является в первую очередь многофункциональность подобных изданий.

Разрабатывая издание мы можем акцентировать внимание на определенной функции будет ли оно познавательным или развлекательным, популярным, обучающим или каким -то другим. Подача одного и того же материала дли различных возрастных групп детей, тоже дает большое разнообразие вариантов изданий.

В зависимости от темы и сюжета издание может решаться как в одном принципиальном варианте, так и включать два или несколько смешанных конструктивных приемов. Когда издание построено по одному принципу (например, книжка-панорама), можно говорить о форме «кристалл», а когда содержит два или несколько копструктив-

В. Морозов . Иллюстрация «Усатый полосатый» ных приемов (книжка-панорама, сквозная высечка, скульптурный эффект) - в этом случае можно говорить о форме «процесс»

Рис. 114. В. Морозов . Иллюстрация «Усатый полосатый» ных приемов (книжка-панорама, сквозная высечка, скульптурный эффект) - в этом случае можно говорить о форме «процесс».

Форма «процесс» имеет такое построение, когда конструктивные приемы организации издания могут следовать друг за другом или чередоваться в определенной последовательности.

Если варианты построения книжек-игрушек типа «кристалл» можно перечислить, то варианты типа «процесс» практически беспредельны. Форма «процесс» всегда является комбинацией различных форм «кристалл». Возникновение формы «кристалл» тесно связано с факторами, влияющими на возникновение и развитие новых конструктивных решений изданий. Большую роль здесь играют литературный материал произведения, профессиональный опыт и интуиция художника, четкое понимание им целей данного издания, потребителя, условий производства и материалов, используемых для реализации замысла.

Говоря о конструкции книжки-игрушки, мы рассматриваем ее как форму определенного объема, организованную в пространстве. Некоторые конструкции можно бы и не называть книгой, если бы, складываясь, они нс принимали вид обыкновенной книжки. В отличие от картины, книжка рассматривается постепенно, от разворота к развороту, во времени.

Движение от одного разворота к другому может быть подчеркнуто, выделено или задержано конструкцией издания.

В книжном издании специфическая пространственно-временная организация различных материальных элементов предполагает взаимосвязь конструкции и композиции, которые друг без друга здесь существовать не могут. Художника-конструктора не может не волновать, как воспринимается потребителем собственно конструкция издания, которая играет большую роль с чисто потребительской точки зрения, когда речь идет об удобстве пользования этим изданием, его прочности, размерах и других параметрах. В книжке-игрушке композиция теснейшим образом связана с конструкцией, без которой она сама по себе работать не может. Конструкция в полном смысле слова выступает материальной основой будущей книжки и обозначает единство материально-физических форм и 58

объемов.

Наиболее ярко конструкция издания проявляется в форме «кристалл», когда найденный прием проходит через всю книгу. Роль конструкции как каркаса издания наглядно проявляется в объемных книжках-игрушках.

Основное внимание при создании книжки-игрушки уделяется именно конструктивному решению, возникающему под влиянием литературного текста и подкрепляемому художественным оформлением.

Активное выявление конструктивной формы книжки-игрушки способно привести к трансформации собственно книжной формы в форму «архитектурную» с особыми закономерностями статики, динамики и ритма. Между этими элементами возникают такие художественные взаимоотношения, которые позволяют наиболее полно выразить и раскрыть суть издания.

Иллюстрации и декор обусловленного конструкцией пространства так же вносят в книгу ритм, динамику линий и цвета, входят важным звеном в архитектонику книги.

Каждая объемная книжка-игрушка представляет собой особым способом организованное пространство, и организация этого пространства полностью зависит от замысла художника-конструктора, строящего композиции книжного разворота на соотношениях глубины и рельефа выра-

Рис. 115. Р. Сабуда .Иллюстрация Л. Ф.Баум «Волшебник страны ОЗ».

женных масс.

Органическое единство элементов книжки-игрушки, приведенное в соответствие с конструктивной основой, может дать в совокупности полноценный ансамбль, комплекс, отвечающий в полной мере задачам отражения содержания и формы книги. Взрослому читателю, зрителю, уловившему особенности изобразительного метода оформления книжки-игрушки, понятно, почему меняется характер изображений, становясь то объемным, то плоскостным, почему в одних случаях есть реальная объемность предметов, а в других ее заменяет изображение на плоскости листа.

Внешняя форма книжки-игрушки несет определенную информацию о всей книге. Во внешнем облике издания проявляется его внутренняя сущность, назначение, функционирование, конструктивная и материальная основа. При этом внешняя форма издания, его художественное оформление обладают определенной эстетической информативностью, вызывающей у ребенка эмоциональную реакцию и эстетическую оценку.

Внешняя форма издания - ее конфигурация и силуэт создает одно из самых запоминающихся впечатлений об издании.

Очертания закрытой объемной книжки-игрушки как правило, зависят от организации ее внутреннего пространства. Например, объемная книжка-фигура повторяет в определенной степени конфигурацию страницы. Однако соответствие внешних очертаний книжки-игрушки и того, что в ней заключено, не является обязательным. Можно найти множество примеров независимого формирования внешней формы. Неизбежная разница определяется количеством и особенностями высечек, склеек, дополнительных деталей, появляющихся при раскрытии книжки, а также пустотами и сечениями.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >