Введение

О детской книге много спорят без ясного представления о предмете полемики. Книги - дошкольная детская и подростковая - ставятся в один ряд. Термином «дошкольная» условно называют все книги, предназначенные малышам от двух до шести лет. Книжка-игрушка не выделяется в отдельный объект исследования и критики. Тем не менее, дошкольная книжка имеет своего читателя, свои законы и свою эстетику. Наконец, психология дошкольника отлична от психологии взрослого. В то же время функциональные, типологические, методические задачи, стоящие перед дошкольной книжкой, как следует не решаются.

Без надежной теоретической основы, без четких современных критериев в поиске принципов организации книжек для ребенка издательства будут действовать методом непрекращающихся проб и ошибок. Правда, художественная критика и история книжного искусства сделали не мало, выделив крупные явления книжного искусства, определив главные направления развития книги и показав побочные, не выдержавшие испытания временем. Разработка теории дошкольной книги - необходимая предпосылка повышения эффективности воспитания детей.

Данные психологии свидетельствуют о том, что в младенчестве и дошкольном детстве в разнообразных формах деятельности формируются задатки будущей личности.

В условиях постоянно возрастающего потока информации оформляется тенденция книжной специализации. Это в некоторой степени затрагивает и издания для детей. Вместе с тем, иллюстрированная детская книга утрачивает свое монопольное положение ведущего средства идейно-эстетического воспитания. Создатели книг ищут специфические преимущества детской книги перед другими видами эмоционального и художественного воздействия на ребенка.

Малыш не только играет, он всякий раз старается сделать что-то своими руками - проявить активность, находчивость. Для оформления дошкольной книги это имеет огромное значение, связанное с самим ее предназначением. Многообразие задач, которые стоят перед дошкольными изданиями, породило многообразие видов и жанров книжек, объединенных одним названием - книжки-игрушки.

Книжка-игрушка это вид издания, который предполагает активную игровую реакцию со стороны малыша и поэтому подчиняется особым законам организации книжной формы и графики. Книжка-игрушка представляет собой особую систему знаковой, изобразительной и конструктивной организации издания, которое можно и нужно не только рассматривать, но и проделывать с ним различные манипуляции. Желательно, чтобы дошкольная книжка не только радовала красотой оформления, но и вызывала желание ребенка подумать над задачей, сравнить или систематизировать какие-либо объекты, осуществить определенный поиск и т.д. Все это будет способствовать развитию мышления, познавательного интереса и утилитарно-трудовых навыков ребенка.

При использовании таких изданий возникает весьма важный для процесса формирования личности ребенка момент самооценки. Сначала это простая форма оценки своих умений, ловкости, успеха. Такая оценка становится возможной лишь тогда, когда издание способствует возникновению игры, когда книга содержит какие-либо задачи. Книжки-игрушки подготавливают возникновение навыков операций, необходимых в дальнейшем для учебной деятельности ребенка.

Книжки-игрушки появляются в различных странах и пользуются громадным спросом. ОС) этом свидетельствует опыт международных книготорговых организаций, продающих и покупающих эту оригинальную издательскую продукцию.

Необходимость исследования этой проблемы обусловлена назревшей потребностью в разработке теории создания дошкольных изданий, что, в свою очередь, связано о переходом на систему обучения детей с шестилетнего возраста. Актуальность темы определяется, таким образом, потребностями общества в создании оригинальных современных изданий для дошкольников, осознанием этих потребностей как социального заказа.

Разработка проблемы книжки-игрушки должна вооружить издательских работников (художественных и технических редакторов) художников- конструкторов, художников-иллюстраторов методами создания книжки-игрушки, помочь им в решении творческих задач, что в конечном счете будет спо-собствовать улучшению изданий.

Н.Н. Таранов Книжка - игрушка ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Строгий учет задач и целей книжек-игрушек, особенностей детского восприятия, исторического опыта и современного состояния их издания должен стать основой для выявления тенденций и определения основных направлений развития и совершенствования рассматриваемой печатной продукции.

Анализ выявит и уточнит тенденции, направленность наиболее ценных поисков, даст нужную для специалистов информацию, поможет сориентироваться в состоянии дела, явится исходным пунктом для научной разработки актуальных теоретических и методических проблем.

Всестороннее последовательное и глубокое исследование современных дошкольных изданий даст возможность выявить неиспользованные ресурсы, имеющиеся недостатки, четко определить проблемы, стоящие перед дошкольной книгой, наметить пути дальнейшего ее развития и совершенствования.

Учебное пособие посвящено выявлению истоков и особенностей художественного конструирования и оформления книжек-игрушек, основных этапов их развития в историческом аспекте, выявлению типологии современных видов и функционального назначения книж ек-игрушек. Обоснованию тенденций их развития на основе проведенного научного анализа исторического опыта и современной практики.

На основе привлечения большого фактического материала в учебном пособии исследованы исторические и современные образцы книжек-игрушек, раскрыты наиболее важные предпосылки, способствовавшие их возникновению, выявлены основные этапы развития книжек-игрушек. При этом проведен анализ как отечественных, так и зарубежных изданий. Определены комплекс социальных, эстетических и функциональных факторов, влияющих на формирование книжек-игрушек, их функции, выделены основные группы и дана типологическая классификация книжек-игрушек.

В пособии также выделены и исследованы конструктивно-пространственные, изобразительно-знаковые и композиционно- организующие средства художественного конструирования и оформления книжек-игрушек, раскрыта роль художника в реализации целевой установки книжки-игрушки с учетом существующего опыта издания, намечены тенденции его дальнейшего развития.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >