Юридическая природа явки с повинной

Историко-правовой анализ явки с повинной

Борьба человеческих страстей как неотъемлемый атрибут развития общества нередко порождает зло, которое измеряется как материальным, так и моральным вредом, наносимым людьми друг другу, обществу и природе.

Во все времена и у всех народов имело место такое проявление человеческого духа, как повинная преступника перед властями или народом.

В большинстве случаев она была сопряжена с раскаянием о совершенном преступлении. Образы повинившихся преступников описывались летописцами и писателями, а их действия, по-разному называясь в разных странах (явка с повинной, добровольное сообщение органам власти о совершенном преступлении, деятельное раскаяние и т.п.), находили отражение в существовавших и ныне существующих уголовных законодательствах ряда стран в качестве обстоятельств как смягчающих ответственность, так и освобождающих от уголовной ответственности и наказания.

В многовековой российской истории институт явки с повинной также имеет древние корни. «Повинную голову и меч не сечет. — Обычно не наказывают того, кто сознается в совершенном проступке, в своей ошибке, кто не скрывает своей вины и раскаивается». Так говорили в народе на Руси, когда прощали виновного, слыша его признание и раскаяние, так говорил сам виновный, признавая за собой вину и надеясь на прощение.

Государство смотрело на явку с повинной, как на облегчение своих задач по розыску и уличению преступников, а народ видел в ней высокий душевный подъем, сравнивал ее с молитвой, — «повиниться — что Богу помолиться». Видя в преступлении нарушение общего, народного права, народ смотрел на наказание, как на силу восстанавливающую нарушенное равновесие.

Преступник возбуждал в народе негодование до тех пор, пока не был наказан, пока не восстанавливалось это равновесие. В народе считалось, что повинная сама по себе приносила примирение с народом, так как преступник, принося ее, уже и без наказания проходил через такие страдания и несчастья, которые очищали его душу и снова сближали ею со всеми.

Правосознание народа в некоторой степени повлияло на отражение существовавшего морального принципа «повинную голову и меч не сечет» в уголовном законодательстве. Особенно это начало отражаться в семнадцатом веке, который «стоит на рубеже между двумя крупными в истории наказания эпохами: эпохой государственной мести и эпохой государственной пользы. Первая знаменуется обширным применением наказаний, направленных на причинение мучения или страдания, смертной казни, наказаний членовредительских, телесных. Но государство начинает испытывать для своих разнообразных потребностей нужду в людях; человек становится для него известной ценностью, прежде всего, в отношении экономическом».

Таким образом, уголовное право на Руси в 17 веке осуществило переход от порядка непосредственной чувственной мести к порядку пользы, начало служить практическим целям, отказавшись от бесцельности наказания. В этих условиях формируется дальнейшее законодательное признание института явки с повинной, в 1654 году отменяется смертная казнь для явившихся добровольно с повинной.

В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 г. и последующих его изданиях (1857 г., 1866 г., 1885 г.) явка с повинной нашла отражение в обстоятельствах, влияющих на меру ответственности. Различались две группы этих обстоятельств: общие, относящиеся в большей или меньшей мере ко всем родам преступных деяний, и особенные, входящие в состав отдельных преступлений1.

Рассматривая указанные в ст. 134 Уложения о наказаниях общие обстоятельства, уменьшающие вину и наказание, мы видим, что все обстоятельства, за исключением одного, касаются личности, мотивов и побуждений, вызвавших преступную деятельность, поведения лица уличаемого и уличенною в совершении преступления, во время и после совершения уже обнаруженною властями преступления.

Единственное, расположенное в п. 1 ст. 134 Уложения о наказаниях обстоятельство, касается характеристики обращенного к властям человека, не заподозренного и не считаемого никем преступником, а именно: «Обстоятельствами, в большей или меньшей мере уменьшающими вину, а с тем вместе и строгость следующего за оную наказания, признаются: когда виновный добровольно и прежде, нежели на него пало какое-либо подозрение, явился в суд или же к местному или другому начальству, и вполне чистосердечно с раскаянием сознался в учиненном преступлении.».

В п. 1 ст. 134 Уложения о наказаниях законодатель дает определение явки с повинной, отражая, таким образом, одну из существовавших точек зрения в отношении этого явления. В отличие от определения явки с повинной, приведенного в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, где: «Повинная — добровольное заявление преступником о содеянном им преступлении перед компетентной властью.

Повинная может быть принесена как письменно, так и словесно; в последнем случае должен быть составлен акт, который прочитывается повинившемуся и подписывается им, если он грамотный; рассказ о совершенном преступлении должен быть изложен точно и подробно, так как он является основанием для дальнейшего направления дела», в законодательном определении явки с повинной присутствует еще и чистосердечное раскаяние.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >