Вопросы для обсуждения

  • 1. Дайте характеристику категорий старшеклассников с точки зрения целостного развития ребенка.
  • 2. Каковы тактика и стратегия в выборе репертуара для старшеклассников?
  • 3. Охарактеризуйте основные этапы работы над произведением.
  • 4. Какова роль и воздействие личности педагога на ученика?

Совершенствование навыков полифонической игры

В средних классах ученик должен был усвоить основные принципы полифонической фактуры, уметь слышать голоса в имитационной и контрастной полифонии, разделять динамические градации в теме и противосложении и знать основные принципы построения полифонического произведения.

В старших классах происходит совершенствование сферы художественных и слуховых представлений. Усложнение репертуара заставляет ученика работать над различными техническими приемами, которые в полифонии тесно связаны с аппликатурными принципами. В программе появляются прелюдии, инвенции, трехголосные фуги, а достаточно продвинутые учащиеся приступают к ознакомлению с циклами прелюдий и фуг.

Постижение образно-интонационного строя полифонических произведений и особенностей их трактовки требует кропотливой работы. Структура текста такова, что музыкальные построения (по сравнению с гомофонно-гармонической фактурой] менее четко расчленены и мелодическое движение голосов отличается непрерывной текучестью.

Что становится главным в работе над полифонией и на что стоит обратить внимание? Как правило, игра среднего по способностям учащегося сводится к «выпячиванию» тем, редко - к их интонированию. До смысла темы, ее интонации дело почти не доходит. Сложно проследить агогические приемы, не всегда мысль ученика улавливает контрапункт тем, и зачастую интермедия существует вне контекста от основного материала. Ребенок почти не владеет художественной идеей, ему не понятны принципы темообразования и интонирования.

Вот над этими проблемами придется поработать педагогу. Если ребенок уже постиг часть полифонических премудростей, то наставник, проанализировав предыдущий период развития ученика, ставит исполнительские задачи на ближайший и долгосрочный период, например, на полгода и пару лет. Без построения перспектив развития ребенка педагог будет слишком «близорук», он не сможет грамотно и последовательно развивать учащегося.

На каждом уроке работы с полифонией должно отрабатываться горизонтальное ведение голоса, выстраиваться полифоническая вертикаль и проводиться работа над неформальным исполнением и художественным интонированием. Вместе с тем аппликатурные принципы должны доводиться до автоматизма. Важной частью работы также становится артикуляция. Проведение темы одним штрихом, а противосложения - другим, разделение этих двух тем по разным динамическим уровням, четкая ритмическая окраска всего полифонического материала - это те виды работы, где ученику придется приложить максимум усилий.

Очень сложным для учеников становится знакомство с трех-голосием, где все вышеперечисленные задачи усложняются наложением еще одного голоса. Как правило, страдает средний голос, он менее слышен, а большую трудность составляет распределение его по рукам. Сам факт уплотнения полифонической ткани большим количеством голосов сразу же потребует от ученика интенсивного сосредоточения слухового внимания на каждом из них и его гибкого распределения в наиболее сложных эпизодах многоголосия.

Трехголосные фуги сложны двумя удержанными противосложениями, иногда построениями с двумя темами. К фактурным трудностям в полифонии еще можно отнести регистровую сближенность голосов, сочетание двух голосов в партии одной руки или распределение одного из них между партиями рук, установление необходимого уровня динамики между голосами и выявление гармонической вертикали.

Работая над полифонической фактурой, прежде всего надо разобраться в характере темы, ее принципах развития и всего того, что этому сопутствует, как то: динамика, артикуляция, уплотнение фактуры и др. Форма и динамическая стратегия, помогающая развертыванию драматургической линии, - это каркас, держащий все внутреннее наполнение. Надо отметить, что не стоит дробить динамику на мелкие оттенки. Более крупное проведение динамической линии способствует более выпуклой и ясной форме. Но это не значит, что ученик не должен чувствовать, как развивается музыкальный материал. Все внутренние изгибы темы, конечно, отмечаются педагогом и чувствуются учеником, но злоупотреблять микродинамикой в полифонии не стоит. Это связано со стилизацией произведений под ту эпоху, когда инструментам были технически неподвластны мелкие нюансы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >