Вопросы для обсуждения

  • 1. Каковы жанрово-стилистические особенности крупной формы?
  • 2. Опишите способы работы над вариационными циклами.

Особенности психического развития детей подрост кового возраста

Каждый педагог, работающий с детьми, должен иметь представление о психологии взаимоотношений и, соответственно, о возрастных особенностях психики детей. Если раньше переходным считался возраст подростков от 12 до 14-ти лет, то сейчас он «помолодел» еще на год - полтора и охватывает период с 10 до 14-ти лет. Это период в жизни ребенка, когда активно формируется его личность, он утверждается в обществе, определяет для себя главные цели и задачи, у него складывается круг общения, формируются эстетические взгляды и творческие ориентиры.

Данный период несет в себе множество проблем, связанных с изменением у подростков взглядов на жизненные ситуации, стремлением к самостоятельности в принятии решений и значительным изменением в их физиологии. Что касается физического развития ребенка, то в этот период происходит существенная анатомо-физиологическая перестройка организма - идет процесс полового созревания, и ребенок в короткий срок превращается во взрослого. Часть головного мозга, так называемый гипофиз, особенно его передние доли, начинает усиленно вырабатывать особые гормоны, которые стимулируют деятельность желез организма. Повышение эндокринной активности влечет за собой интенсивный рост костей и клеток мышечной ткани. Это момент неравномерного их развития, что, в свою очередь, содействует выработке новых двигательных координаций, отчего подростки становятся угловатыми, неуклюжими, а гармония и слаженность движений нарушаются.

Что касается проекции вышеперечисленных качеств развития организма на формирование игрового аппарата пианиста, то этот возраст является наиболее податливым и благодарным для выработки сложных движений и виртуозности. Именно в этом возрасте многие выдающиеся музыканты начинали свою исполнительскую карьеру и блистали виртуозностью.

Подростковый возраст - это период повышенной эмоциональности, частой возбудимости и смены настроений, излишней плаксивости у девочек и общей неуравновешенности. Реакции подростков становятся остро аффективными, они периодически обостряются и сглаживаются по мере взросления. Педагог должен с уважением относиться к психологии подростка в этот период и считаться с его мнением.

В это время у ребенка происходит процесс становления собственных взглядов и убеждений, и неуравновешенность, прикрывающаяся развязностью, - это чаще всего внешнее проявление, за которым затаилась неуверенность в себе, тревожность и полная беззащитность обнаженной психики, которая стала удивительно чуткой и восприимчивой.

Исследования показывают, что в этот период между подростками и взрослыми возникает барьер непонимания и трудность общения, у подростков появляется упрямство и желание доказать свою правоту. И особенно важно, что в этот период как никогда необходим диалог между ними и взрослыми. Бесконфликтность, понимание и великодушие - вот те качества, которые должны продемонстрировать взрослые по отношению к подросткам. Понимание подростка в его стремлении к самостоятельности и независимости принесет свои положительные результаты во взаимоотношениях, построенных на доверии.

Важным информационным каналом для подростка является общение. Именно в общении происходит утверждение собственного Я и отстаивание своей независимой, индивидуальной позиции. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях не только со сверстниками, но и со взрослыми и родителями. Он начинает очень трепетно относиться к некоторым сторонам своей личной жизни и может выстроить концепцию поведения со взрослыми так, чтобы оградить себя от их вмешательства. Познавательное развитие и учебная деятельность в жизни подростков претерпевают качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление, активно начинают развиваться творческие способности.

Подростки, активно проявляющие себя в области эстетического, подвергаются еще более сильному воздействию благодаря самой музыке и тому, что она значительно обостряет эмоциональную восприимчивость. Мир эмоций и музыкальных образов, в котором такой подросток находится значительно чаще, чем его ровесники, окрашивает впечатления ученика в более яркие цвета. Этому способствует раннее формирование подростка как личности. Создавая драматургию произведений, оттачивая детали и подробности в них для большей конкретности образа, подросток обогащает и формирует свой внутренний мир, способный к отражению огромного круга впечатлений.

Большое количество времени, проводимое за инструментом, зачастую лишают ребенка нормальных контактов с детьми его возраста, необходимых игр, формирующих навыки поведения в коллективе и очень важных для психической разрядки от постоянного напряжения. Эмоциональность и восприимчивость подростка, сочетающаяся с не всегда адекватным поведением и реакциями на окружение, делает таких детей более ранимыми и беззащитными среди их ровесников.

Переходный возраст можно охарактеризовать как своеобразную эмоциональную бурю - как по силе переживаемых чувств, так и по их неуправляемости. Привычки, чувства и привязанности, характерные ранее для ребенка, приобретают двойственный, противоречивый характер. Пограничность чувств, впечатлений и реакций дает подростку возможность одновременно любить и ненавидеть кого-то из родных, педагогов и друзей. У ребенка появляются новые интересы, связанные с его окружением, во многом меняются ориентиры, появляется потребность в самоутверждении, и занятия музыкой становятся для него обременительными.

Теперь надо сказать несколько слов о взаимоотношении педагога и ученика на уроках специальности. В силу ранее перечисленных изменений в физиологии и психологии ребенка педагог составляет план развития ученика согласно перспективам его профессионального роста и с учетом особенностей возраста. Есть подростки, которые не сильно подвержены психологическим коллизиям и спокойно переносят нагрузку, предлагаемую педагогом. У них адекватное отношение к собственным силам и возможностям. Они последовательно и грамотно выполняют указания наставника, находят в себе новые резервы для профессионального роста.

Вторая группа учащихся начинает себя недооценивать. Любая неудача (на уроке или на выступлении) переживается ими болезненно. Они не чувствуют в себе сил для преодоления трудностей в работе, и при выборе программы они пытаются ограничиться произведением, заведомо удобным для себя. Это группа учащихся с заниженным уровнем притязаний, их эмоциональная реакция на неудачу - слезы или депрессия.

Следующая группа подростков - учащиеся с завышенным уровнем собственной оценки. Их цели и задачи превышают их способности и возможности, а оценка их собственных сил расходится с оценкой преподавателей. Это, как правило, дети - максималисты, которые претендуют на превосходную степень оценки не только в музыке, но и во многих других областях. Завышенная планка нагрузки не всегда оборачивается успешным завершением, и если подросток потерпел неудачу в своем стремлении выполнить пока непосильную задачу, то реакция - стресс или психическая травма.

Чтобы избежать стрессовых ситуаций, слез и депрессий подростка, необходима грамотная линия поведения преподавателя, умело выстроенный репертуарный план, мягкость и тактичность в поведении на занятиях. Репертуар ученика должен содействовать его дальнейшему профессиональному росту, обогащать его исполнительские навыки и повышать интеллектуально-эстетический уровень ребенка. В то же время он должен быть по силам ученику и помогать его самоутверждению.

Что такое контакт между педагогом и учеником? Прежде всего, это понимание психологии ребенка, видение положительных и отрицательных черт его характера. Это способность и возможность построить двустороннюю связь «педагог - ученик», где фокус внимания сконцентрирован не на персоне педагога как уважаемого и авторитетного специалиста, а на личности ученика, формирующегося и развивающегося под воздействием педагога. Правильный тон в занятиях, чуткое отношение к внутрен нему миру подростка и постоянная работа над повышением собственного профессионального уровня делают педагога кумиром в лице его учеников.

Регулярные занятия, совместная работа на уроке приводят не только к укреплению творческих связей учителя и ученика, но и к так называемому замыливанию слуха наставника, когда он начинает выдавать желаемое за действительное. Любовь к ученику, вкладывание своей собственной энергии, сил и знаний иногда способствует изменению восприятия учителя, когда он видит только положительные стороны его развития, не замечая изъянов в игре. Может быть и обратная ситуация, когда неприязнь к ребенку заставляет замечать только промахи, но игнорировать положительные стороны его развития.

Работа педагога над собственным внутренним миром, воспитание в себе таких качеств, как объективность, терпимость и такт, обеспечат ему возможность понимать ученика и влиять на него своим примером, вдохновляя исполнительскими качествами и воодушевляя личностными. Успех в обучении приходит лишь тогда, когда в этом заинтересованы и преподаватель, и учащийся, а работа на уроке и творческие занятия дома приносят подростку радость достижения новых вершин в исполнительском искусстве.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Какова психология детей подросткового возраста?
  • 2. Расскажите об особенностях психики подростка и влияния на него его окружения.
  • 3. Каковы должны быть взаимоотношения преподавателя с учащимся-подростком?
  • 4. Каковы причины возникновения конфликтов учителя с учащимся подросткового возраста?

Список рекомендуемой литературы

  • 1. Гофман И. Фортепианная игра. - М.: Музыка, 1961.
  • 2. Леви В.Л. Искусство быть другим. - СПб.: Питер, 1993.
  • 3. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М., 2004.
  • 4. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» Ц Восприятие музыки: сб. статей. - М., 1980.
  • 5. Рогова Е.И. Общая психология. - М., 1998.
  • 6. Черемошкина Л.В. Проблемы структуры интеллекта // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль: ЯрГУ, 1999.
  • 7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1985.

Глава 5

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >