Вопросы для обсуждения

1. Каково значение полифонии в формировании музыкального мышления учащегося?

  • 2. Расскажите о строении и художественном содержании полифонических произведений.
  • 3. Опишите полифонические приемы и расскажите о методах работы над ними.
  • 4. Расскажите о полифонических пьесах моторного характера.
  • 5. Что такое кантиленная полифония?
  • 6. Расскажите об инвенциях и фугеттах.

Произведения крупной формы

Крупная форма - это жанр, требующий уже определенных технических навыков и знаний структуры формы и ее развития. Знакомство с крупной формой, в основном в виде вариаций, происходит уже в конце первого - начале второго класса. В средних классах школы появляются более сложные по структуре формообразующие произведения, усложняется фактура и увеличивается объем музыкального материала.

Сонатины в репертуаре учеников третьих, четвертых классов и нетрудные сонаты для сильных учеников пятых классов -это уже серьезная школа в плане освоения новых фактурных, образно-эмоциональных и драматургических принципов. Чем отличаются произведения крупной формы от всех остальных? Прежде всего объемом, быстрой сменой образно-эмоциональной и технической сфер и созданием единой концепции развития при наличии яркого разнообразия.

Как правило, репертуар учащихся средних классов составляют первые части сонатин и сонат, т. е. форма сонатного аллегро. Наличие в экспозиции двух тем, возможно контрастных по образу, заставляет ученика продумать приемы игры, которые бы подчеркнули разницу в образном строе. Тематизм двух тем может сопровождаться различной фактурой, что потребует от учащегося быстрой внутренней перестройки и мобилизации всего игрового аппарата.

В основном темы главной и побочной партии носят песенный характер, легко интонируются и запоминаются на слух. Но аккомпанемент этих тем отличается активной моторикой. Нередко сопровождение темы состоит из альбертиевых басов, которые несут определенную трудность в координации рук.

Разработке присущи четкий ритм и строгая закономерность чередования фактурных приемов и штрихов. С одной стороны, единство ритма цементирует темп, не дает тенденции к его раскачиванию, с другой стороны, он обязывает ученика справляться с любыми трудностями технического и образного порядка. Исполнению сонатного аллегро должны быть присущи четкая штриховая артикуляция и умение владеть разнообразными фактурными приемами. Темпо-ритмические трудности составляют одну из главных проблем этой формы.

Работа над сонатной формой должна вестись планомерно и последовательно. Не стоит пренебрегать проучиванием главной и побочной тем в отдельности, останавливаясь на всех деталях и подробностях, ведь эти темы составляют основу образного содержания, а их развитие в разработке позволяет найти новую грань звучания в репризе.

Само название «сонатное аллегро» предполагает наличие быстрого темпа и четкости метроритма. Учащемуся необходимо научиться на протяжении всего произведения удерживать стабильный темп и четкий метроритм. Во многом это будет зависеть от преподавателя, контролирующего темповое единство и приучающего ученика слышать мерность пульсации.

В основе тем вариационных циклов лежат песенные интонации. Существует две тенденции в развитии этих тем: введение жанрово характерных вариаций, имеющих лишь отдаленное родство с темой, и сохранение интонационного остова темы в отдельных вариациях или их группах.

Каждая вариация в отдельности имеет свою смысловую структуру, свой индивидуальный образный строй. Это подчеркивается интонационным строем вариации, темпо-ритмической структурой, фактурными приемами и т. д. Каждая вариация имеет свои специфические черты, по сути, индивидуальность каждой составляет одну из граней целостности всего цикла.

Единство темпа при различии и индивидуальности вариаций в отдельности является главным и необходимым условием построения вариационной формы. В средних классах задачи, стоящие перед учащимися, усложняются в соответствии с увеличением количества пианистических трудностей. Учащиеся средних классов учатся выстраивать форму на более сложных по структуре вариационных циклах. Следовательно, вариационные циклы содействуют развитию в ученике ощущения единства формы, темпа и освоению разнообразных исполнительских приемов, помогающих точнее раскрыть образный строй музыки.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >