Вопросы для обсуждения

  • 1. Каковы этапы работы над произведением?
  • 2. Опишите способы работы с одаренными детьми.
  • 3. Каковы методы работы с детьми со средними музыкальными данными?
  • 4. Каково значение самостоятельной работы при подготовке к выступлению?
  • 5. Какова роль репертуарной политики педагога в интересе учащегося к занятиям и повышении его профессионального мастерства?

Полифонические произведения

Ранее, говоря об обучении детей младшего школьного возраста, мы касались вопроса работы над пьесами с элементами полифонии. В начальной школе закладываются навыки игры и понимания полифонии как жанровой структуры. Ученики средних классов уже способны слышать и воспринимать отдельные элементы фортепианной ткани, т. е. горизонталь, и единое целое -вертикаль. Они уже знакомы с такими видами полифонии, как подголосочная, имитационная и контрастная, на которых и строился весь полифонический репертуар начальной школы. В программе средних классов эти виды полифонии как отдельные и самостоятельные почти не встречаются. Полифония уже состоит из сочетания двух или нескольких видов.

Воспитание слуха и навыков ученика лишь тогда эффективно, когда преподаватель включает в программу произведения, оказывающее наибольшее воздействие на формирование музыкантского мышления ученика. Педагог не ограничивается удобным для учащегося репертуаром, а составляет программу из разнообразных по трудности и задачам пьес.

Многообразие форм и жанров полифонических произведений дает возможность научиться слышать и исполнять и быстрые пьесы, и пьесы кантиленного характера. В средних классах школы ребенок уже знакомится с полифонией токкатного плана, такой как инвенции, маленькие прелюдии и т. д. В этих пьесах каждая из двух полифонических линий часто обладает устойчивой мелодико-интонационной образностью.

При работе внимание ребенка сконцентрировано на реализации технических задач и на раскрытии выразительности данной музыки. Надо сказать, что в быстрых полифонических произведениях среди прочих трудностей, таких как ровность, пальцевая активность, аппликатура, синхронность рук, стоят свои, чисто полифонические, задачи. Это - проведение тем в каждом голосе, выявление противосложений и интермедий, выстраивание общей концепции всей пьесы.

В произведениях моторного характера преобладает структура непрерывного однотипного движения голосов. Сложностью в данной структуре будет построение фразировки с учетом ды хания между фразами. Остановок внутри произведения может и не быть, но любая структура построения фразы предполагает наличие возможности обновить дыхание или образно завершить формообразующее построение. Однотипный характер изложения музыкальной речи все же не отменяет выразительности интонирования. И моменты агогических тонкостей подскажет предварительная работа над структурой пьесы.

Работа над любым музыкальным произведением должна начинаться с определения формы, а следовательно, нахождения кульминаций и моментов отступления или затихания, т. е. эпизодов, создающих контраст кульминационных моментов.

Инвенции, токкатины и прелюдии быстрого характера нуждаются в выносливости исполнителя, его организованном аппарате и умении правильно распределить свои силы. Тема в каждой руке должна быть предварительно прослушана. Ученику необходимо знать, как она развивается, а если имеются технические трудности, то как над ними поработать.

Немало кропотливого труда педагога и ученика, как правило, вкладывается в работу над координацией движений в произведениях моторного характера. В данном случае помогает медленное проигрывание с акцентировкой. Темп должен постепенно увеличиваться согласно устранению неполадок в технической или координационной игре.

Полифонические пьесы моторного характера нуждаются в точной динамической окраске. Как правило, они звучат у учащихся довольно однообразно. Выявить динамические вершины и добиться этого в исполнении ученика - вот важная задача педагога в работе над полифонией.

Что касается произведений кантиленного характера, то там, как правило, используются имитационная полифония, встречающаяся в обработке народных лирических песен, канон и простое двухголосие. Каковы принципы построения таких полифонических структур и какова методика работы над ними?

В теме пьесы с имитационным видом полифонии уже заложено смысловое зерно, тот мотив, который в дальнейшем обрастет подголосками. Образный строй, интонации, тональность и темп зададут тип звукоизвлечения, согласно которому будет выстраиваться вся полифоническая структура.

Имитация во втором голосе основной темы может быть исполнена двумя способами:

  • 1) буквальное повторение темы в той же тональности без тенденции к развитию и динамического изменения;
  • 2] повторение темы в другом ладу мажоро-минора с тенденцией ее развития.

Дальнейший этап - это разработочный эпизод, где сочетание тем определяет характер их развития. Большую роль в развитии тематизма играет грамотный анализ нюансировки, придающей гибкость и выразительность мелодической линии.

Ясное звучание каждой темы в отдельности и их самостоятельность в полифоническом изложении достигаются внимательным вслушиванием в каждую из них и работой над каждой темой индивидуально. Занимаясь таким образом, ученик приобретает навыки слышания полифонической фактуры, учится различным артикуляционным приемам, штриховому и динамическому разнообразию.

В репертуаре учащихся средних классов присутствуют произведения с контрастным голосоведением, где один голос имеет ярко выраженный тематизм, свою устойчивую линию, а второй голос не соприкасается по тематике с первым и развивается самостоятельно. Прежде всего, это пьесы из «Нотной тетради А.М. Бах». При работе над этими произведениями требуется ясность артикуляции и определенность во фразировке. Тонко найденные артикуляционные штрихи, вслушивание в интонационные изгибы мелодии помогают раскрыть выразительные богатства полифонического голосоведения.

К произведениям более сложным по интонационному строю и характеру голосоведения относятся инвенции, маленькие фуги и фугетты. Они отличаются самостоятельностью голосоведения и четким строением формы. Обязательны наличие темы, противосложения и интермедии. Чем отличается строение формы от простой имитации или канона? Главное отличие кроется в артикуляционное™ произношения музыкального материала. Один голос звучит, к примеру, легато, другой - нон легато. Штриховое разнообразие дает более контрастное восприятие темы на фоне другого голоса.

Развитию тем сопутствует и наличие контрастного эпизода, называемого интермедией. Как правило, она исполняется в отличной от темы звуковой манере. Если тема яркая, динамичная, то интермедия тихая и более однородная.

Многие редакторы полифонических произведений выставляют контрастные штрихи в теме и противосложении, чтобы подчеркнуть выразительность главного голоса. Иногда противосложение имеет самостоятельный тематический материал, основанный на какой-либо ритмической или интонационной формуле, которая тоже запоминается и придает новизну.

Инвенции, фугетты и фуги, в отличие от более простых полифонических строений, содержат двухголосие в тесном расположении, т. е. в одной руке. Навык удержания звука на фоне звучащей мелодии (все в одной руке) - очень сложный прием, требующий определенной подготовки и аппарата, и слуха. Такие эпизоды в средних классах встречаются не часто, но это уже первые опыты сложных полифонических комбинаций.

Проучиваются такие эпизоды разделением голосов одной руки на два голоса в разных руках. Пока слух не сможет органично воспринимать звучание ведущего голоса на фоне задержанного, объединять голоса в одну руку нецелесообразно. Отсюда вытекает еще одна существенная особенность полифонических пьес - это важность аппликатурных принципов. Верная аппликатура поможет учащемуся точно воспроизвести авторский замысел, придать теме гибкость и избавиться от позиционной игры.

Полифонический жанр является одним из самых сложных для работы с учеником, входящим в новую для него сферу художественных и слуховых восприятий и постигающим новые исполнительские приемы. Образы, запечатленные в жанре полифонической музыки, достаточно сложны для понимания ученика. Только слуховой опыт и определенное количество аналогичного репертуара приоткроет ему завесу понимания сложного музыкального языка. Полифония - это помощник в создании нашего интеллектуального багажа, это жанр, формирующий тип мышления, опирающийся на рассуждение и рациональность, это музыка разума.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >