Вопросы для обсуждения

  • 1. Каковы роль и место крупной формы в репертуаре учащегося?
  • 2. Назовите трудности в работе над крупной формой и расскажите о способах их преодоления.
  • 3. Какова специфика работы над сонатинами?
  • 4. Расскажите о вариациях, их структуре и способах работы.
  • 5. Каковы основные этапы работы над сонатной формой и вариациями?
  • 6. Каково значение ритма в произведениях крупной формы?

Пьесы подвижного характера

Основные темы образного строя, используемые в технических пьесах, имеют жанровые корни, поэтому их музыкальный язык понятен и доступен детям младшего школьного возраста. В произведениях моторного склада, как правило, простая гомофонная фактура и несложные художественные образы. Разнообразие составляют жанры и технические приемы исполнения.

Связующим звеном таких миниатюр можно считать определенную остроту ритмической пульсации, частые смены штриховых комбинаций, яркий динамический контраст и доступность формы.

В данных пьесах освоение ритма, темпа и двигательных навыков происходит в полном единстве. Именно технические произведения позволяют учащемуся понять и осознать связь приема звукоизвлечения и пальцевой активности от темпа. Медленный темп на первых этапах разучивания предполагает более глубокое прикосновение и проникновение в клавишу. Ускорение же темпа позволяет облегчать прикосновение, добавляя артикуляционную активность.

Педагогом должно быть полностью продумано техническое развитие ученика и, исходя из этого, подобран его репертуар. Педагог в данном случае руководствуется не только художественными достоинствами выбранных пьес, но и задачами развития технической базы и устранения в пианизме технических проблем.

Гибкость ученика в усвоении технических приемов позволяет педагогу ориентироваться в качестве игровых комбинаций, необходимых ребенку при закреплении формирующихся технических навыков. Подбор пьес с повторяющимися техническими фигурами помогает ученику основательно усвоить сложную игровую комбинацию.

Максимальная польза от подвижных пьес извлекается тогда, когда педагог обращает внимание не только на технические сложности, но и на другие нюансы произведения, такие как качество звука, детализация голосоведения, фразировка, даже в самых элементарных технических фигурах. Все это сопутствует успешному преодолению технических неудобств.

При работе над техническим репертуаром ученик должен понять, что достижение нужной беглости и ловкости, необходимой в каждой конкретной пьесе или этюде, - не цель, а лишь средство для качественного и выразительного исполнения сочинения.

Работу над пьесами ученику полезно начинать со специального технического разбора, т. е. выяснения особенностей фактуры, характера пассажей, моментов стыковок мелодических и пассажных фигураций. Выяснив на начальном этапе работы некоторые важные вопросы, касающиеся звуковой окраски, пульсации движения, элементарных нюансов, а также технических средств, которые следуют из характера и раскрывают образное содержание музыки, мы вооружим ребенка комплексом знаний, помогающих в его самостоятельной работе дома.

Однако от первого прикосновения к пьесе до концертного исполнения нужно довольно большое количество времени. И именно в процессе разучивания произведения ослабляется интерес ученика к данному произведению и к музыкальным занятиям в целом. Интерес ребенка нацелен на скорейшее получение результата при минимальных затратах физических сил и психической энергии, а разучивание, детализация и оттачивание исполнительских приемов требуют однообразной и кропотливой работы. И на данном, самом продолжительном и важном, отрезке работы необходимо избавить ученика от ощущения однообразия, сделать так, чтобы труд доставлял радость, а время занятий проходило незаметно и с удовольствием.

Как этого достичь? Существует очень простое решение -научить ребёнка работать с инструментом, т. е. наполнить процесс осмысленными, интересными и доступными заданиями. Так же индивидуальный подход к каждому ребенку позволит педагогу выбрать необходимые способы работы и более действенные и доступные пониманию ребенка механизмы интеллектуального воздействия.

Как уже говорилось ранее, пьесы подвижного характера не лишены жанрового разнообразия. Это танцы, такие как польки, мазурки, это марши, вальсы и другие звукоизобразительные миниатюры. Как правило, эти формы уже состоят из трех частей, и ребенок должен продемонстрировать понимание этой структуры.

Помимо этого, возвращение от среднего эпизода, пусть еще недостаточно контрастного, но все же имеющего свою мелодику, к теме первого раздела обязывает ученика восстановить характер, моторику и образную сферу. Объединение разделов в целое формообразующее построение вызывает у учащихся определенные затруднения, но при верном подходе к занятиям вырабатывает ощущение темпо-ритмической целостности, которое способствует освоению навыков мелкой моторики.

Какие задачи стоят перед педагогом и учеником в деле усвоения технологических приемов игры?

Первое - это выбор средств для работы над технически сложным местом. Это может быть комплекс средств, состоящий из представления звучания и формирования пианистического приема.

Второе и не менее важное - это определение задач по усвоению и развитию различных сторон мелкой техники. Это упражнения, этюды, цепочки технических комбинаций, позволяющие приспособиться к неудобному месту и найти комфортное для себя положение руки и корпуса.

Следующая задача - это выбор ритмических, темповых, динамических и артикуляционных средств. Нельзя превращать работу над музыкой в бездумное, неанализируемое проигрывание с отсчитыванием количества сыгранных повторов. Все без исключения повторения должны иметь цель и контролироваться головой.

Важным моментом в двигательном усвоении исполнительских приемов является перефразировка пассажа или поиск более удобной игровой комбинации. Зачастую такой прием имеет успех, и пассаж, над которым приходилось ребенку долго трудиться, становится удобным и больше не вызывает психологического дискомфорта.

Вопрос аппликатуры в подвижных пьесах нельзя оставлять без внимания, поскольку согласование аппликатурных приемов с мелодико-интонационным и синтаксическим строением пассажа является одной из предпосылок его двигательно-технического ресурса.

Говоря о технических произведениях, мы прежде всего имеем в виду темп. Он определяет характер, задает настроение и выявляет жанровость пьесы. К темпу педагог ведет ребенка постепенно, по мере усвоения им технических способов игры. С увеличением темпа облегчается прикосновение, удлиняется фраза и укрупняется динамика. Если в медленном темпе ребенок играл выпукло, нарочито выразительно, динамически ярко и контрастно, то быстрый темп предполагает наличие у ученика других навыков при комплексе вышеперечисленных приемов. Это -укрупнение динамических построений, большее однообразие в исполнении схожих между собой технических формул и масштабность мышления при работе над формой пьесы.

Темп произведения заставляет ставить еще и художественные задачи, которые во многом помогают справиться с техническими неудобствами. Наличие художественно-звуковых задач позволяет заниматься поиском различных способов прикосновения к клавиатуре, что способствует обогащению пианистической базы учащегося.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >