Вопросы для обсуждения

  • 1. Каковы задачи педагога в работе над кантиленой?
  • 2. Опишите особенности работы над туше.
  • 3. Каковы задачи в работе над формой и образом?
  • 4. Какова роль пауз и фермат в кантиленной музыке?

Пьесы с элементами полифонии

Структуру любого музыкального произведения составляют, как известно, мелодия и фактура. Фактуру можно разделить на гомофонно-гармоническую и полифоническую. Работать над фактурой ученик начинает с первого года обучения. Вслушиваясь в музыкальные голоса, он учится вести голосоведение и строить звучание на разных динамических уровнях.

Работа над полифонической фактурой начинается с простейших пьес, где правая рука ведет мелодический голос, а левая лишь дополняет тему. Приучая ребенка слушать ведущий голос в одной руке, просим его интонировать и тему другой, объясняя, что любой голос способен существовать самостоятельно, независимо от их количества. Этим объясняется и весь синтаксис полифонии.

В процессе знакомства с полифоническим репертуаром необходимо на отдельных примерах показать характерные приемы, простейшие сочетания полифонического изложения и объяснить ученику, что полифоническая музыка является очень выразительной и содержательной.

В чем трудность исполнения полифонической музыки?

При работе с полифонией в двух руках одновременно или почти одновременно звучат равноправные темы. Нет того момента передышки, где внимание ребенка могло быть сконцентрировано на чем-либо одном, где другой голос имел бы второстепенное значение. Сложность составляет способность пианиста слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани, т. е. горизонталь, так и единое целое - вертикаль.

В репертуарном наборе ученика работа над полифонией является одним из сложнейших звеньев. Серьезный подход к работе с такими пьесами, умение одновременно охватить массу задач - это труд педагога. Не стоит форсировать темп прохождения полифонических пьес, следует добиваться точного исполнения всех стоящих задач.

Особая роль в школьной программе отводится изучению кантиленной полифонии. В репертуар ученика входят полифонические обработки для фортепиано народных лирических песен и несложные кантиленные произведения.

Занимаясь над такими пьесами, ученик приобретает навыки хорошего голосоведения и владения эпизодическим двухго-лосием в партии отдельной руки, а также контрастными артикуляционными штрихами, он учится слышать и ощущать целостное развитие всей формы.

Детям в первые годы обучения нередко приходится многократно объяснять, каково значение того или иного голоса, как он должен звучать. Приходится добиваться правильной фразировки, нужного характера звучания, четкого выполнения всех штрихов и тембрового разнообразия. Большое внимание педагог уделяет выработке соответствующих навыков и напевности голосов.

Особое внимание к точности голосоведения заставляет тщательным образом контролировать аппликатуру. Подмена и перекладывание пальцев, удержание голосов поначалу кажутся ребенку трудными. Но пренебрежение верной аппликатурой при водит к неверному исполнению авторского текста, поскольку ребенок не в состоянии удерживать нужные звуки, не имея системы знаний в данной области. Внимательное отношение к аппликатуре даст ученику возможность качественно и в меньший временной отрезок справиться с произведением, избежав переучивания неверных пальцев.

Контрастное голосоведение главным образом встречается при изучении полифонических произведений И.С. Баха. Как правило, это пьесы из «Нотной тетради А.М. Бах». Знакомство с характерными для Баха структурами непрерывного, метрически однотипного движения голосов является новой ступенькой в овладении полифонией. Например, в «Маленькой прелюдии» до минор из второй тетради трудность составляет сохранение непрерывности движения мелодического рисунка на фоне мелодии другого голоса.

Большую трудность для учеников в деле освоения полифонической фактуры представляет имитационная полифония, или каноны, где в точности вторая рука вторит первой. И задачей ученика становится охват вниманием ряда исполнительских задач и готовность их осуществить.

Значительная роль в подобных произведениях отводится динамике. В полифонии Баха основную звуковую структуру составляет архитектоническая динамика, при которой смены больших построений сопровождаются новым динамическим «освещением». Так, во многих полифонических пьесах подобного вида яркость и звучность эпизода заменяется на аналог тихого и прозрачного звучания. В то же время горизонтальное ведение голосов периодически включает небольшие динамические колебания. В интерпретации некоторых редакторов встречается волнообразное динамическое построение. Но, наверное, более правильно было бы соблюдение динамической нюансировки, свойственной времени написания этих произведений. Такое исполнение больше бы соответствовало замыслу авторов и стилю эпохи того времени.

Работа над инвенциями и фугеттами является частью работы над имитационной полифонией. В отличие от контрастного двухголосия здесь каждая из двух полифонических линий часто обладает устойчивой мелодико-интонационной образностью.

При сопоставлении структурной и выразительной сторон тематического материала слух ребенка приспосабливается к восприятию многоуровневого музыкального изложения. Одновременно с этой задачей педагог тщательно работает с учеником над артикуляцией.

Вообще артикуляции в полифонии необходимо отвести весьма существенное место. С первых же занятий над пьесами необходимо приучать слух ученика к четкому и активному зву-коизвлечению. Именно слуховой опыт в вопросах артикуляции в дальнейшем не позволит превратить полифоническую фактуру в «кашу», где все голоса путаются друг в друге и смысл произведения искажается до неузнаваемости.

Исполнение полифонического произведения требует от ученика максимальной психологической мобилизации, поэтому важно выработать у него внутреннюю слуховую настройку на основной темп, который он должен почувствовать с первых звуков. Выбор неверного темпа во многом усложнит задачи исполнителя. Если это будет излишне живой темп, то справиться со всеми перипетиями, составляющими исполнительские приемы и достижение образной точности, будет весьма проблематично. Излишне замедленный темп не позволит ученику объединить фразы в единое интонационное построение и достичь более точной образной характеристики. Выбор темпа во многом исходит из ощущения жанрового строя и характера всего произведения.

Каким образом происходит работа над произведениями полифонического склада?

Прежде всего необходимо разложить пьесу на определенные смысловые отрезки. Преподаватель должен разъяснить музыкально-смысловую и синтаксическую суть темы и противосложения в каждом выбранном отрезке. Одновременно объясняются приемы работы, характер голосоведения и значение каждого из выделенных разделов в общей структуре произведения.

Поняв характер темы, способы ее звукового решения, учащийся стремится подобрать свои пути реализации данных задач. Приспосабливаясь к характеру тематического материала, он вместе с педагогом подбирает наиболее целесообразную аппликатуру, позволяющую не прервать мелодическую фразу, работает над артикуляцией, динамикой и фразировкой. Одновременно с темой ученик работает аналогичным образом над противосложением и интермедией.

Когда работа по частям будет закончена, необходимо компоновать фразы, укрупняя смысловые эпизоды и готовясь к игре целиком. Выбирается подходящий для данного этапа работы темп, и задачи решаются в более живом темпе. Окончательный вариант работы над полифонией должен представлять произведение, полностью соответствующее стилю, жанру и эпохе композитора.

Научить ребенка любить полифоническую музыку и понимать ее - это серьезная работа педагога, закладывающего фундамент в области овладения полифонией. Сложный музыкальный язык и весьма абстрактные художественные образы полифонических произведений должны стать для учащегося привычными и понятными. Следует помнить о том, что работа над полифонией приносит большую пользу в области технического мастерства и дает незаменимые навыки для развития гибкости кисти и пальцев, а также для музыкально-исполнительской подготовки в целом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >