Вопросы для обсуждения

  • 1. Каковы общие задачи педагогики?
  • 2. Какова роль факторов, воздействующих на формирование личности ребенка?
  • 3. Какова роль педагогики как синтеза обучения и воспитания ребенка?
  • 4. Опишите особенности методов и форм музыкального обучения.
  • 5. Каковы основные критерии воспитания во взаимодействии педагога и ученика?

Методы и формы воспитания ученика

Педагогический процесс предполагает взаимное общение ученика с учителем, построенное на способах их взаимодействия, в результате которых происходят изменения в личностных качествах учеников.

Методы и формы воспитательного воздействия бесконечно разнообразны. Любая отдельная ситуация, диктующая свои формы и меры воздействия, определяется обстоятельствами, требующими поиска наиболее успешного решения вопроса. Воздействие педагога не всегда должно ощущаться учеником; иногда более результативно, если ребенок и не заметит влияния педа гога, а, по существу, в результате его воздействия сам придет к соответствующим выводам.

В последнее время много говорится о неразрывной связи педагогики и психологии. Зная тонкости в изменчивости человеческой психики, педагог сможет подобрать правильный тон в общении с учеником, тактично и незаметно подвести его к решению необходимых технических задач.

Так, например, ученики младшего школьного возраста очень доверчивы и непосредственны, и преподавателю иногда достаточно сделать 1-2 замечания по поводу характера того или иного недочета в исполнении, чтобы добиться решения поставленной задачи. Тактичность и мягкость тона педагога, делающего замечания, не менее важны. Можно невзначай намекнуть ученику на некачественность исполнения, а можно и более серьезным тоном повлиять на его занятия. Все здесь будет зависеть от личности педагога и от знания им детской психологии.

Иным может быть отношение педагога к ученику-подростку. Дети этого возраста уже имеют свою точку зрения по разным вопросам, и круг тем, обсуждаемых с ними, значительно расширяется. Это - социальные вопросы, темы дружбы и взаимоотношений (при особо доверительных отношениях педагога и ученика), обсуждение книг, концертов и т. д. Доверительность в разговорах и содержание этих бесед зависит от степени контакта ученика с педагогом, где педагог учитывает возраст, психику, восприимчивость и характер ребенка.

Сегодня мы хотим видеть в преподавателе, наряду с успехами в главном деле - специальности, развитый интеллект, общую и музыкальную культуру, начитанность. Таким образом, задачи, стоящие перед педагогом, будут требовать от него обширных знаний, профессионального мастерства и воспитания, а также преобразования его личных качеств. Но все же главным является любовь к своей профессии и интерес к каждому ученику. Равнодушие преподавателя, почувствованное учеником, даже сочетающееся с формальной добросовестностью, спровоцирует ребенка на ответную холодность в личных отношениях и недобросовестность в занятиях.

Внимательное и вдумчивое отношение преподавателя к своему подопечному дает отчетливое представление об ученике как о личности со свойственными ей индивидуальными качествами. Анализ психологических особенностей ребенка, знание его характера, достоинств и недостатков, среды, условий, в которых он живет, его интересов, взглядов поможет найти педагогу «ключ» к душе ребенка и приобрести его доверие. Знание особенностей ученика подскажет, как правильно руководить его работой и направлять его развитие.

Для качественной и полноценной работы педагога необходим еще один фактор - это авторитет. Первостепенное значение, конечно, имеет собственно сам процесс обучения, т. е. передача профессиональных умений и навыков игры на фортепиано, их качество, а также отношение педагога к своему делу и к музыке вообще. Ценность педагога в глазах ученика заключена в нем как в музыканте, у которого многому можно научиться и работа с которым интересна и плодотворна. Авторитет педагога подкрепляется еще и общей культурой, кругом его интересов, взглядов. Важнейшим же в общении является человеческий фактор, т. е. те личностные качества педагога, которые находят отражения в его поступках.

Современные формы работы по подготовке специалистов в сфере музыкальной педагогики должны охватить три дисциплины, тесно связанные между собой. Это - педагогика, методика преподавания и педагогическая практика, где полученные знания суммируются и закрепляются в самостоятельной работе. Большое количество выпускающихся студентов музыкальных учебных заведений наряду с педагогической желают получить и исполнительскую квалификацию (концертмейстер, солист оркестра), которая для многих может стать основной. Поэтому введение в учебные планы такой дисциплины, как исполнительская практика, позволяет уже в стенах учебного заведения на практике воспользоваться полученными знаниями, а сочетание педагогической и исполнительской практики способствует более разностороннему развитию музыканта.

Методы работы современных преподавателей коренным образом изменились по сравнению с педагогами XIX - начала XX в. Раньше исполнительское искусство преподавалось самими исполнителями и профессии учителя музыки в ее «чистом» виде, по существу, не было. Современная педагогика выделила ее в са мостоятельную специальность, без привязки к какому бы то ни было другому виду деятельности. В различных музыкальных учебных заведениях - училищах, консерваториях - начали готовить музыкантов к педагогической деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >