ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Формирование эстетических взглядов в различных философских школах

Вначале обратимся к вопросу эстетического воспитания личности, рассмотрим понятие «эстетика» и проследим его взаимоотношение с искусством вообще и музыкой в частности.

Музыкально-эстетическое развитие человека включает в себя три основные области, ставшие предметом описания и изучения: философию, рассматривающую вопросы зарождения и эволюции теорий развития общества, музыкознание как науку, изучающую пути и методы претворения философских концепций эстетического в практику обучения, и педагогику, аккумулирующую знания и на основе системы воспитания и образования передающую знания обществу.

Начиная со времен античности, вопросам эстетического развития личности уделялось немало внимания. Философская концепция того периода состояла из основополагающих законов и понятия эстетического в обществе.

Различные философские системы по-разному освещали вопросы эстетического развития общества, но этот вопрос всегда был предметом изучения и исследования разных философских систем. Поскольку эстетическое отношение к жизни и обществу включает понятие духовности, оно объединяет ощущения, волю, интеллект, эмоции, воображение и т. д. и составляет основу творчества и познания действительности.

Еще в библейской мифологии эстетическое воспитание подчинилось этическому, как человеческое подчинено воле божьей. В искусстве Древней Греции роль певца являлась чуть ли не глав ной в вопросах воздействия на умы и сердца людей. И влиял афинский певец при помощи своей музы пением, словом и исполнением музыки на инструменте.

Музыка всегда относилась к основному средству эстетического воспитания, на основе которого через образный строй чувств осязался и осваивался мир. В основе традиций эстетического воспитания в Древней Греции лежал эпос и музыкальная культура. Этот конгломерат включал в себя поэзию, танец и музыку, которые тренировали душу человека и формировали его психику.

Античный мыслитель, математик и учитель Пифагор рассматривал точную науку математику как гармонию форм архитектуры и скульптуры, рождающих музыку космических сфер, обращенную к интеллекту. А эмоции, по его мнению, являлись результатом воздействия этих сфер.

Пифагор считал, что существует неразрывная связь между музыкой и математикой, которые объединяет интервалика - с одной стороны, между планетами, с другой - между звуками. Планеты, двигаясь, в свою очередь, также издают звуки в небесных сферах, но наше ухо не способно их воспринимать. Он также считал, что здоровое и красивое тело есть результат правильного эстетического развития, хорошего настроения и подчинения своей души общей космической музыкальности. Пифагор не ассоциировал музыку с развлечением, а придавал ей значение важного духовного акта и серьезного занятия.

Другая философская школа, представленная Демокритом и Сократом, подчеркивает роль и ценность прекрасного в жизни человека. Но, по их мнению, не всякое наслаждение должно быть предметом потребления, наслаждение должно прежде всего содержать в себе красоту. Их учение «космологической» эстетики настаивало на ведущей роли воспитания в эстетическом развитии личности. Природа создает человека, а учение его перестраивает и преобразовывает.

Античные философы, такие как Платон и Аристотель, были убеждены, что музыка, являясь важнейшим средством эстетического воспитания, определяет нравственное сознание человека, воздействуя на его личность. В частности, Аристотель указывал на воздействие музыки с точки зрения возбуждения определенных эмоций, способных вызывать гнев, мужество, успо каивать мягким, тихим мелодичным звучанием, т. е. ощущать себя в данной реальности.

Платон говорил, что гармония и мелодия «питают нашу душу», которая становится честнее и добрее. Эстетика и музыка есть «побудительная сила духовного возрождения», которая устремляет к «созерцанию идей красоты и добра» [4].

В период расцвета Римской империи, когда на авансцену выходит литературно-риторическое образование, значение музыки несколько падает. Причиной всему - подчиненная функция музыки относительно слова. Однако такие философы, как Эпикур и Диоген, характеризовали музыкальное восприятие как отражение субъективных и психологических качеств характера человека. На их взгляд, одно и то же произведение оказывает разное воздействие на разных людей в зависимости от сложности устройства человеческой души. Вообще музыка, по мнению греческих и римских философов и мыслителей, некоторые из которых являлись и композиторами, была сферой, регулирующей индивидуально-личностный мир, в котором многие эмоции резонировали в тон музыкальному произведению.

Средние века привнесли новые течения в музыкально-эстетическое воспитание, христианство стало определяющим фактором в морально-религиозном направлении. Здесь мы уже говорим о жестком контроле методов и средств музыкального образования людей. В данную эпоху не должно было проявляться эмоциям, церковью было указано спрятать их в сердце. Музыка была призвана отвратить людей от мирской суеты и вызывать только чувство покорности и преклонения перед Всевышним.

Церковь предъявляла свои требования к искусству - воспитывать людей необходимо было исключительно в религиозном духе, и музыкальное образование должно было иметь всеобщее воздействие.

Но надо сказать, что, помимо хорового и церковного пения, поднявшихся на небывалую высоту в своем развитии, все же существовала другая ветвь музыкального образования - светское искусство, которому учили в ремесленных школах наряду с основными профессиональными навыками. И главным достижением развития музыкально-эстетического образования был тот факт, что музыкальное искусство стало востребовано как искусство наслаждения, т. е. проявилась его эстетическая основа.

Эпоха Возрождения выдвинула идеал многосторонне развитого человека, владеющего ремеслами, языками, науками и искусствами. И система художественного воспитания и образования стала включать в себя целый ряд дисциплин, таких как медицина, астрономия, математика, философия и музыка. Такой синтез наук значительно продвинул вперед развитие педагогики как науки.

Сама система образования строилась на преподавании дисциплин, которые ставили задачей развитие ума, тела и духа. Поскольку в развитии этих трех составляющих, безусловно, принимает участие музыка, она заняла особое место в ряду вышеназванных дисциплин. Считалось, что пение и игра на музыкальных инструментах наиболее важны для развития и воспитания чувств.

Таким образом, становлению взглядов на музыкально-эстетическое воспитание мы обязаны итальянским гуманистам, чьи педагогические идеалы соответствовали воспитанию в человеке чувства красоты и гармонии.

Следующая эпоха - барокко - была ознаменована разочарованием в идеале человека эпохи Ренессанса - человека свободного. Усиление церковной власти, монархизма в Европе развернули музыкальное искусство и наполнили его новым содержанием. С резкой сменой идеалов в искусстве на первый план выступает светская музыка, которая воспела глубину человеческих чувств через возникновение новых жанров, таких как опера, оратория и инструментальная музыка.

Важной составляющей в образном содержании музыки стала передача аффектов, т. е. душевных переживаний. С помощью новых музыкальных средств стало возможным погрузиться в состояние радости, страдания, страха и восторга, любви и ненависти. Эмоциональная природа музыки способна, согласно И. Мат-тезону, гибко отражать душевные порывы.

Английский музыкант Ч. Эвисон доказывает путем сравнения трех составляющих основу музыкального языка, таких как подражание звукам природы, выражение страстей человеческих чувств и следование имитации разговорной речи, что музыка есть выражение страстей души и едина мелодией и гармонией. Таким образом, была подготовлена почва для начала эстетики романтизма, где основой образной характеристики является передача внутреннего мира и конфликт этого мира с реальной действительностью.

В эпоху Просвещения идеалом английского музыкальноэстетического воспитания становится утонченный художник, строящий свой внутренний мир по законам гармонии и красоты. Далее этот образ перевоплотится в героев «прекрасной души» французской и немецкой романтической музыки и литературы.

В авангарде английской педагогики стоял ряд исследователей теории эстетического воспитания, среди которых выделялся Ф. Хатчесон, чьи эстетические взгляды являются продолжением теории Э.Э.К. Шефтсбери. Но если у Шефтсбери красота и гармония выступают высшей формой познания, то у Хатчесона искусство подчиняется морали, а красота и гармония служат средством воспитания духовных сил для подчинения личных интересов интересам других людей.

Теория эстетического воспитания века французского Просвещения складывалась под влиянием, с одной стороны, английских, с другой - французских просветителей. Так французский просветитель Ш. Монтескье, изучивший роль и значение музыки в воспитании древних греков, в частности Платона и Аристотеля, считал, что музыка способна формировать художественный вкус и хорошие нравы. Музыка, по его мнению, противодействует ожесточенности, смягчая человеческую природу. К.А. Гельвеций считал, что музыка способна зажечь в человеке любое прекрасное чувство и пробудить сильные и яркие впечатления, которые и создают высшую форму художественного наслаждения.

Д. Дидро возлагал на исполнителя музыкального произведения миссию воспитателя: исполнитель должен поднимать публику до уровня хорошей музыки, а не идти на поводу у публики. Единство этического и эстетического было принципом воспитания Д. Дидро, который говорил, что можно иметь хороший вкус и развращенное сердце. Поэтому работа над ростом духовности в человеке есть важнейшая задача в аспекте культурно-эстетического начала.

Ж.-Ж. Руссо высказывал иную точку зрения. Искусство, по его мнению, способно влиять на изменение вкуса, но оно неспособно воздействовать на нравы людей. В качестве примера он приводит театральное действо. Театр возбуждает и усиливает страсти людей и тем самым усугубляет то, что в них заложено природой, но не изменяет установившиеся нравы. Поэтому театральные зрелища благотворны для добрых людей и вредны для иных, они не могут быть школой нравственности. «Источник ко всему хорошему и отвращение ко злу содержится в нас самих, а не в искусстве» - такова мысль, изложенная в романе «Эмиль, или о воспитании» [4, с. 28]. Наблюдения Ж.-Ж. Руссо, как мы полагаем, во многом справедливы.

Немецкое Просвещение выделяет нескольких философов, серьезно изучавших проблемы воздействия искусства вообще и музыки в частности на формирование личности человека. Так, Г.Э. Лессинг воспринимает искусство как средство воздействия на развитие эстетического вкуса, а также признает силу его воздействия на формирование новой эстетической культуры, основанной на классических идеалах красоты.

В свою очередь, И. Кант выделяет проблемы воспитания гармонично развитой личности как одну из центральных в немецкой классической этике и педагогике. Кант говорит о том, что человек должен стремиться к достижению идеала, но достичь идеал гармонично развитой личности невозможно. Однако целью эстетического воспитания Кант считает поднятие на определенную высоту духовной составляющей человека, и основополагающую роль для достижения этой цели он отводит музыке. Одновременно он отмечает, что изящные искусства и науки не делают человека нравственно лучше, а делают его культурнее, тем самым сдерживают проявление тиранических чувственных наклонностей, подчиняя их разуму. В борьбе со злом, которое ставит на нашем пути природа и отчасти неуживчивый эгоизм людей, музыка побуждает чувствовать пригодность к высшей цели, которая от нас сокрыта.

Ф. Шиллер, возражая Канту, говорит о том, что гармония и равновесие в душе человека могут быть достигнуты посредством искусства. Таким образом, эстетическое воспитание в немецком Просвещении выделяется в собственный предмет исследований и является средством приобщения человека к культуре вообще. Также искусство служит, по мнению немецких просветителей, главным средством воспитания и оказывает влияние на разви тие педагогики Германии в целом. Некоторые постулаты, характеризующие педагогические принципы эстетического развития общества и сформулированные философией немецких мыслителей, актуальны и по настоящее время. Вот некоторые из них:

  • 1) успешное обучение несет характер обучения и формирует чувство, волю и поведение человека;
  • 2) любой метод обучения будет плох, если несет в себе только момент восприимчивости, и хорош, если способствует стремлению к самостоятельности;
  • 3) все то, что мы воспринимаем чувствами, необходимо продумать и осознать;
  • 4) хороший учитель учит находить истину, плохой же сам ее сообщит;
  • 5) хороший учитель должен постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, хорошо знать предмет и любить детей.

Таким образом, мы видим, что в эпоху Просвещения были сформированы основные принципы и методы эстетического воспитания человека. В дискуссиях различных философских школ родились верные основы методики преподавания музыкального искусства, которым следовали и следуют современные передовые педагоги. И именно основные принципы немецкой классической педагогики были взяты за основу в русской педагогической школе и дополнены собственными формами и методами.

Исследования в области эволюции эстетических взглядов в России проводилось не так активно, как на Западе, и глубокому исследованию не подвергалось. Однако надо сказать, что все же языческая и православная Русь были тесно связаны с эстетическим воспитанием людей. Языческие обряды не обходились без театральных действий, включающих в себя различные виды искусства, такие как: пляски, плачи и причитания, игра на музыкальных инструментах, которые создавали сильное эмоциональное напряжение. Таким образом, мы можем говорить, что истоки русского эстетического воспитания имеют глубокие корни, которые начинаются со времен древних славян и уходят к V веку н. э.

Здесь же можно говорить о системе обучения, которая была непосредственно связана с самим процессом воспитания. Так, например, наставления и нравоучения закладывались в посло вицы, поговорки, прибаутки, частушки и другие виды фольклора, которые составляли основу духовного и нравственно-эстетического воспитания. Музыкальному воспитанию в этот период тоже отводится значительное место.

Говоря о формировании системы образования, отметим, что ведущая роль принадлежит здесь семье и церкви. Отсюда два направления развития музыкального искусства: церковная и светская музыка. Церковная музыка закладывалась в недрах христианских церковных школ, а светская - в песнях скоморохов и в творчестве боярской знати.

Развитие русского музыкально-эстетического воспитания основывалось на формировании души, на развитие духовности, а не на развитии разума, таким образом, утвердился четкий постулат о том, что истинное состояние христианства есть печаль, страдание, а не радость. Эта теория была отражена позже в трудах русской философской мысли XIX века.

Церковь все же довлела над формированием вкусов и потребностей вплоть до времен Петра I. Именно он обогатил инструментальную музыку скрипкой, оживил культурные связи с Европой. И в начале XVIII в. появляется светская музыка как одна из ветвей развития русского искусства в целом.

Европейские формы и методы образования начинают внедряться в среду дворян в качестве культурно-интеллектуального воспитания, практикующего домашнее музицирование, обязательное наличие в уважающих себя дворянских домах музыкальных вечеров и концертов. И в это время в русском музыкальном искусстве развиваются такие направления, как сентиментализм и романтизм. Но все же расцвет русской культуры и, в частности, музыки произойдет в XIX в. В это время в России появятся такие мыслители, как М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский.

По мнению В.Г. Белинского, главным в формировании эстетических взглядов становится русское народное творчество, правильно выбранная книга и искусство по душе. Он был убежден в том, что занятия музыкой надо начинать как можно раньше, так как музыка имеет сложный знаковый язык, развивает духовное начало и дает возможность человеку «почувствовать выросшие за спиной крылья».

Но, пожалуй, из всех русских мыслителей, педагогов и писателей ближе всех к вопросам воспитания подошел К.Д. Ушинский. Его роль в русской педагогике состоит в том, что он систематизировал русское образование и выдвинул перспективные программы по его развитию. Его называют «учителем русских учителей». Взяв за основу формирование гармонично развитой личности, он глубоко изучил проблемы и эстетического воспитания в России. По его твердому убеждению, воспитание дает свои результаты лишь тогда, когда душа человека хоть сколько-нибудь подготовлена к этому.

Вопросы воспитания, по К.Д. Ушинскому, были основаны на нравственности в соединении с религией. Его теория перекликалась с философскими взглядами Л.Н. Толстого. Главной характеристикой литературно-философских работ Л.Н. Толстого стало стремление к духовному возрождению нации. И, по его мнению, критерием оценки искусства служит поклонение красоте и наслаждение искусством. Писатель утверждает, что рассматривать искусство надо не как средство наслаждения, а как вариант общения людей между собой, где их объединяют одни и те же чувства. По мнению писателя, подлинность искусства заключается в нравственном содержании, духовном развитии и простоте.

Л.Н. Толстой уделял немало внимания воспитанию этических качеств детей, развивать которые, по его мнению, надо путем красоты, истины и добра. В его школе в Ясной Поляне использовались различные подходы к воспитанию детей, но только не путем принуждения, а путем побуждения. Л.Н. Толстой придерживался точки зрения, что природа ребенка совершенна и, заставляя в процессе обучения следовать требованиям взрослых, они, таким образом, давят на природу ребенка. Как утверждал писатель, необходимо дать свободу в развитии природных задатков детей, исключая насильственные методы воздействия. А функция учителя должна сводиться к тому, чтобы незаметно направлять развитие ребенка, формировать его интересы и взгляды. Лишь тогда способности ребенка раскроются в наилучшей степени и не пострадает моральная сторона вопроса. Таким образом, в его философии постоянно появляется тема христианского учения, куда вкладывается высший смысл человеческого бытия.

Такой же точки зрения придерживались Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский, в трудах которых явно очерчена мысль, что только интерес ребенка к обучению, а не принуждение и насилие влечет за собой стремление к знанию.

XIX век в России - это век меценатов. Театр, музыка, живопись поддерживались крупными благотворителями, такими как С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков. Также поддержка Русского музыкального общества в обучении талантливых детей из малоимущих семей способствовала появлению доморощенных русских актеров, музыкантов и художников.

XIX век явился апогеем высокого расцвета русской культуры, где шло активное развитие художественного и музыкального образования. В двух столицах появились сначала частные музыкальные школы, затем техникумы и, в конце концов, консерватории, которые объединили вокруг себя всю музыкально-художественную общественность России. Богатая театральная жизнь России того времени также способствовала эстетическому воспитанию русского народа.

XX век в эстетическом развитии России можно назвать довольно пестрым и противоречивым. Необходимо было разработать новые формы подхода к художественно-эстетическому воспитанию. В первые годы советской власти проводилась большая работа по разработке новой программы эстетического воспитания. Но необходимо заметить, что все же в ее основе лежал принцип эстетического воспитания, разработанный еще Платоном и Аристотелем, т. е. эстетическое и художественное начала были неотделимы друг от друга.

Эстетический всеобуч включал в себя производительный труд, основные науки и художественное обучение: театральное искусство, музыку, рисование и хореографию. Под таким образованием подразумевалось систематическое развитие органов чувств и творческих способностей детей, что давало им возможность понимать и создавать красоту. Роль, отводимая музыке, была очень значительна. Она должна была научить выражать свои чувства свободно и непосредственно.

Крупные советские педагоги, такие как А.В. Луначарский, С.Т. и В.Н. Шацкие, Н.К. Крупская и др., рассматривали эстетиче ское воспитание как модель для развития вкуса, а также как важнейшее средство развития духовности в обществе. Но в эпоху сталинского правления эстетическое направление в педагогике сильно политизировалось, чем нанесло серьезный вред развитию всего общества в целом и культуры Советского Союза в частности. Культура в стране стала продуктом политико-воспитательной работы партии. Истинные идеалы были выхолощены и превратились в демонстрацию силы государства на международной арене.

1960-е гг. несколько ослабили партийную направленность педагогического образования, но военные годы не прошли даром для советского народа, и советское искусство определило для себя важнейшим направлением развития сюжетной основы искусства героическую тематику.

Но между тем педагогика продолжала развиваться и искать новые пути передачи информации от преподавателя к ученику. Так, суть педагогического метода В.А. Сухомлинского составили индивидуальный подход к ученику и человеческие отношения, а не механическая передача знаний. Он ценил тонкость и эмоциональность человеческой натуры, отводил ведущее место в воспитании детей искусству и считал, что обучение музыке есть не воспитание музыканта, а воспитание человека.

Важное место в музыкальной педагогике принадлежит Д.Б. Кабалевскому. Основу его педагогического метода составило изучение музыки через интонацию и жанры. Преимущество и ценность его методики состоит в том, что он, используя эмоционально увлекательные формы общения на уроках, приучал детей к осмысленному восприятию музыки и рассмотрению ее как содержательного искусства. Отечественная музыкально-педагогическая практика в общеобразовательных школах взяла для себя систему педагогической работы на уроках музыки как основополагающую и общепризнанную.

Советская музыкально-педагогическая школа воспитала немало выдающихся педагогов, поднявших профессиональное мастерство отечественных музыкантов на мировой музыкальный Олимп. На европейских конкурсах блистали советские пианисты и скрипачи, начиная с 1930-х гг. Такие педагоги, как А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, К.Н. Игумнов, Б.М. Маранц,

Д.Ф. Ойстрах, внесли неоценимый вклад в школу русского музыкально-педагогического мастерства.

Русская музыкальная школа всегда славилась способностью вслушиваться, переживать, понимать, и это всегда являлось показателем эстетической направленности русского искусства.

Сегодня можно констатировать тот факт, что произошла смена идеалов в искусстве и эстетике. Менее устойчивым стал нравственный стержень молодого поколения, и, соответственно, остро встала проблема нахождения новых идеалов в эстетике и искусстве.

Сейчас в системе образования, как показало изучение эстетической культуры школьников, занятия ориентированы прежде всего на расширение кругозора. Учитель, порой, объясняя, не пытается сам принять участие в процессе воспитания, а сводит занятия лишь к получению детьми информации. По сути, такие уроки искажают основной принцип педагогики, где во главу угла прежде всего ставится воспитание личности и ее морально этических принципов, где сущность культуры личности составляют способности к восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству.

Современная зарубежная музыкально-педагогическая школа ставит целью воспитание человека, гармонично развитого умственно, физически и эстетически. Многие зарубежные педагоги базируют свои педагогические изыскания на раскрытии творческого потенциала ребенка. Назовем несколько фамилий. Это -японский педагог-скрипач Шиничи Сузуки, активно подключивший к занятиям с малышами их родителей, немецкий педагог и композитор Карл Орф, взявший за основу обучения единство слова, музыки и движения, швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз, прославившийся разработанной им системой музыкально-ритмического воспитания и воспитания эмоциональной отзывчивости, и т. д. Все эти системы можно объединить одним главным принципом - это полноценное эстетическое воспитание ребенка, основанное на раскрытии его творческого потенциала.

Существует несколько современных подходов западной философско-эстетической модели к проблеме обучения и воспитания. Первая из них базируется на том, что ценность музыки проявляется в воспитании посредством музыки самой личности, а не в музыке как таковой. Главный ориентир в данном аспекте -это цель культурного воспитания общества.

Второй тип философско-эстетической концепции заключается в изучение музыки как предмета, без общественных и политических установок в музыкальном воспитании. В частности, такой взгляд на педагогику характерен для современной Германии, где педагоги преследуют прежде всего музыкально-дидактические цели.

Следующий тип характерен для музыкальной эстетики США. Это симбиоз философско-теоретических концепций гуманистов XVHI-XIX вв. разных стран и исследователей музыкальной педагогики наших дней. Для эстетики этой страны характерны гуманистические идеалы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци в соотношении с прагматизмом Д. Дьюи и Ч. Пирса, ратовавших за привнесение в преподавание эстетического и чувственного начала. Смысл этих воззрений заключался в том, что музыка является важнейшим средством для формирования и развития личности. Но, что важно, личность в данной концепции свободна и автономна, отсутствует прямое педагогическое воздействие на нее.

Следовательно, современная западная музыкально-педагогическая теория сводится к эстетическому развитию индивидуальности на основе ее самоценности. Эстетическое воспитание в современной модели развития представляет единство противоположностей, т. е. формирование художественно-эстетической ориентации и развитие творческого потенциала личности. При этом эстетическое воспитание не сводится с помощью искусства к художественному воспитанию, а предполагает этическое отношение к текущей действительности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >