ВВЕДЕНИЕ

Написание учебного пособия по музыкальной педагогике явилось результатом приобретенного опыта в чтении курса лекций студентам различных специальностей по данной дисциплине. Педагогика как наука является едва ли не ведущей в ряде прочих дисциплин, поскольку почти все выпускники средних и высших специальных учебных заведений отделений и кафедр фортепиано, инструментального исполнительства, а также отделений и кафедр, выпускающих преподавателей музыки, связывают свою профессиональную судьбу с детской музыкальной педагогикой.

Задачи данного курса отнюдь не ограничиваются рамками информации, касаемой разбора методов и форм обучения игре на рояле. Существенная часть лекций посвящена вопросам воспитания личности, так как студент должен научиться созданию такого типа взаимоотношений педагога и ученика, который позволит последнему максимально усвоить методы и приемы игры, а также очень деликатно и грамотно войти в мир искусства.

Музыка как вид искусства создает определенную эстетическую систему развития человека, а педагог как ее представитель помогает формированию модели знаний, взглядов и убеждений, а также системы нравственных ценностей учащихся. Сущность культуры личности составляют способности к восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству. И именно грамотный, умный, высокообразованный и авторитетный педагог сможет создать ту творческую и дружескую атмосферу на уроке, которая будет способствовать решению главной задачи музыкальной педагогики - воспитания творческой, образованной и духовно богатой личности.

Рассматривать такую емкую науку, как педагогика, невозможно без соотношения культурно-воспитательных и аналитических процессов, а также вопросов, связанных именно с процес сом передачи знаний ученикам, т. е. педагогики как образовательной науки. В данном пособии этой проблеме отводится существенная роль.

Мы постарались отразить ретроспективу эстетических взглядов на педагогику в целом и музыкальную педагогику в частности (античной, различных европейских и русских философских школ), а также обозначить роль музыки в системе эстетического воспитания.

Значительное место в данной работе отведено формированию эстетики у самых маленьких любителей музыки. Поскольку в последнее время вполне очевидно, что даже в весьма юном возрасте (от трех лет) дети довольно успешно способны аккумулировать информацию, они, с удовольствием занимаясь на музыкальных занятиях, развивают творческое начало, учатся пониманию музыки и получают массу положительных эмоций. В связи с этим мы рекомендуем методы и подходы к занятиям с такими малышами, разбираем положительные и отрицательные стороны различных российских и зарубежных детских методик.

Проблема эстетического воспитания представляет тройственный союз - музыка, учитель и ученик, где музыке отводится роль объекта воздействия на душевную организацию, учителю - роль воспитателя посредством красоты и художественного вкуса, чувства прекрасного, а ученику - роль самодостаточного и автономного субъекта, способного воспринимать эстетические методы воздействия и меняться в соответствии с формированием его духовного мира.

Насколько тема взаимодействия ребенка с окружающим музыкальным миром станет для него актуальной и интересной, зависит целиком и полностью от творческого союза преподавателя сучащимся. Данное пособие затрагивает весьма различные области музыкального воспитания и образования, частично помогает преподавателям в познании педагогической науки и способствует стимулированию их к творческой работе. Также данное пособие адресовано студентам средних и высших учебных заведений, где они могут концентрированно получить необходимые знания по интересующим их темам.

Глава 1

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >